Апулия и ее столица Бари - край бесчисленных сокровищ. Базилика Святого Николая, где покоятся мощи Чудотворца, притягивает сюда все больше туристов и паломников. Но древним храмом с удивительной историей не исчерпывается культурное богатство этого региона.
Здесь, вопреки всё ускоряющемуся ритму жизни и убивающей всё необычное глобализации, сохранилась настоящая Италия - такая, какой мы увидели её в фильмах Феллини, Пазолини, Антониони...
Здесь морской ветер пробирается меж развешанных на балконах огромных простыней, здесь хозяйки готовят обед перед раскрытой кухонной дверью, играют в футбол шумные мальчишки, старики сидят на составленных в кружок стульях, обсуждая политику и женщин...
Здесь сокрытая в каждом камне древняя история, напольные мозаики, колонны старинных храмов, рельефы и скульптуры.
Здесь простая, но щедрая кухня, мягкий хлеб, золотое оливковое масло, душистое вино, свежая рыба.
Все это - в атмосфере почти утерянного искреннего гостеприимства: здесь сохранилось ощущение нетронутости, здесь гости чувствуют себя желанными, здесь еще можно испытать радость настоящего знакомства - с краем и его обитателями.
Позвольте мне познакомить вас с Бари – с удивительным городом, с таким, каким его увидел я.
Город Бари является вторым по значению экономическим центром Южной Италии (после Неаполя), хотя значимых промышленных производств не имеет.
Основа экономики — торговля, транспорт, туризм. Регион Апулия является одним из основных агропроизводителей Италии, поставляя на внутренний рынок и на экспорт оливки и оливковое масло, виноград и вино. В регионе хорошо развито рыболовство.
В городе находится один из главных портов Италии, связывающий её с паромными переправами Хорватии (Дубровник), Греции (Корфу, Гуменица, Патрас), Черногории (Бар) и Албании (Дуррес).
В Бари расположен крупный международный аэропорт Бари Палезе.
История города так длинна, что точка ее отсчета затерялась в прошедших столетиях: достоверно известно лишь то, что за несколько веков до наступления нашей эры на месте исторического центра уже существовало поселение.
Старый город, или Бари-Веккья, как его называют местные жители, лежит на полуострове между старой и новой гаванью. И именно там можно почувствовать дух прежних времен.
В Бари-Веккья нужно заблудиться, чтобы понаблюдать вблизи жизнь и нравы местных жителей, послушать их богатую интонациями речь, увидеть живописные повседневные сценки. Узкие улочки, петляющие и путающие гостей квартала, время от времени расширяются, чтобы вывести гуляющих к Базилике Святого Николая, Кафедральному собору и Норманно-швабскому замку.
Бари возник как укрепление на самом кончике выступающего в море мыса и все свое развитие связал с расположением, удобным для торговли с противоположными берегами Адриатики. Примерно в 1132 году норманнским правителем Роджером II здесь был построен Швабский замок (Кастелло Свево). Впоследствии замок неоднократно разрушался и отстраивался вновь, укреплялся при римском императоре Фредерике II, переживал разных владельцев, переходя из рук в руки, стал собственностью семейства Сфорца, а именно перешёл к Боне Сфорце, дочери Изабеллы Арагонской и королеве Польши. При ней конструкция была еще больше укреплена, добавился широкий ров. После ее смерти замок был возвращен королю Неапольскому и превращен в тюрьму и армейские бараки.
Со всех сторон, исключая северную, замок окружен рвом. Северная примыкала к морю. Попасть сюда можно было по мосту через ворота на южной стороне. Сегодня главные сохранившиеся объекты замка — это арагонские стены и главная швабская башня. На территории замка можно увидеть результаты археологических раскопок, проливших свет на застройку этой зоны в византийский период.
Городская пинакотека – где хранятся живописные полотна XV-XX веков мастеров Венеции, Неаполя, Апулии, а также майолика, неаполитанские традиционные вертепы, старинные предметы одежды – находится на южной набережной Бари в здании районной администрации.
В центре города, за театром «Маргерита», прямо у моря находится один из рыбных рынков Бари, возле которого можно понаблюдать за работой рыбаков, выгружающих улов или отбивающих осьминогов прямо на прибрежных камнях.
Достоин внимания живописный открытый рынок на улице Монтеграппа. Здесь можно полюбоваться на свежую рыбу и морепродукты Адриатики, овощи и фрукты, выращенные фермерами Апулии, а также на колоритных крикливых продавцов, с подмигиванием и прибаутками заманивающих покупателей.
С давних времен паломники из разных стран, и, в первую очередь, из России, стремились побывать в Бари, посетить Базилику святителя Николая, помолиться у мощей Св. Николая Чудотворца, приложиться к раке и получить чудодейственное миро.
Мощи святого Николая Чудотворца в 1087 году были тайно вывезены из Мир Ликийских и с тех пор хранятся в нижней части храма. Здесь, за металлической изгородью располагается мраморный престол. Под ним в саркофаге покоятся мощи святого. Только низко поклонившись, можно протянуть руку к специальному окошечку в плите над мощами и ощутить себя особенно близко к Святителю.
Мощи мироточат и по сей день. Миро собирается священниками раз в год – в праздник перенесения мощей из Мир Ликийских в Бари 9 мая. Миро, которое источается мощами (итальянцы называют его манной) собирается из гробницы с помощью специального насоса в сосуд и разбавляется святой водой. Это миро разносится паломниками по самым разным уголкам света, принося людям, по молитвам Святителя, утешение и исцеление духовное и телесное. Миро можно приобрести в небольшом магазине при Базилике. Хотя оно содержит лишь капельку чистого миро, оно по молитве и по вере может давать удивительную помощь – миро можно пить и смазывать больные участки тела – чудеса, исходящие мощей святого, не прекращаются.
У подножия лестницы в нижнем храме находится необычная колонна, защищенная оградой. Она находилась в Никольском храме в Мирах Ликийских, но когда мощи увезли, она сама чудесным образом приплыла из Малой Азии в Бари вслед за мощами Святителя Николая. В ночь перед освящением храма люди видели, как сам Святитель с помощью двух Ангелов поставил колонну на это место. Верующие почитают ее как чудотворную и, посещая это место, обязательно прикладываются к ней.
Сегодня в базилике Святителя Николая всегда многолюдно. В нижнем храме регулярно проводятся православные богослужения.
Прибывшие в Бари паломники могут исповедаться у русских священников и причаститься Святых Христовых Тайн непосредственно у мощей Святителя.
В 2003 году Зураб Церетели подарил церкви статую святителя Николая.
Среди известных современников, которые припадали к святым мощам Николая Чудотворца, можно назвать иерархов РПЦ, В. Путина, Д. Медведева, Папу Римского Иоанна-Павла II. Кстати, базилика Святого Николая является одним из ярких примеров сближения православной и католической Церквей - с середины прошлого века в ней разрешены православные и совместные богослужения.
В тридцати минутах ходьбы от Базилики Св. Николая находится Подворье Русской Православной Церкви Св. Николая. Первоначально подворье замышлялось как храмовый комплекс для русских паломников, приезжающих в Бари поклониться мощам Св. Николая. В результате гонений на Православную церковь в годы советского режима, церковь осталась заброшенной, и русские иммигранты передали храмовый комплекс муниципалитету города Бари.
В настоящее время церковь отреставрирована и православные паломники имеют возможность молиться в церкви и служить литургию на мощах Святителю. Литургия на мощах Св. Николая служится еженедельно по четвергам. Верующие могут прикладываться к раке со святыми мощами.
Русская церковь, посвященная Святому Николаю, была построена в начале XX века специально для православных паломников, находится она в районе Каррасси, на проспекте Сан-Бенедетто Кроче. В 1911 году Императорское Православное Общество поручило архитектору Алексею Щусеву строительство храма, первый камень которого был заложен 22 мая 1913 года. Щусев в то время был весьма известен как церковный архитектор. Позже, уже в советское время, мы знаем его как автора-проектировщика мавзолея В.И. Ленина и гостиницы «Москва». Подворье в Бари было его последним церковным архитектурным проектом. Он сам присутствовал здесь в начале строительства.
Строительство храма было завершено уже после первой мировой войны. С тех пор русские паломничества совершаются сюда каждый год.
«Барградские» храмы в Италии и России строились одновременно. Они похожи друг на друга, как братья-близнецы: квадратные в плане, с двухскатными кровлями, одноглавые, с куполами в форме ратного шелома, со звонницами над западными стенами. «Идеологом» построек, предложившим «стиль» в духе псковско-новгородской архитектуры, был князь Ширинский-Шихматов; он же собрал древние иконы для иконостасов обеих церквей (в Бари они не были отправлены из-за начавшейся войны). Председатель комитета лелеял идею создания в Бари, в помещениях подворья, первого в истории зарубежного музея русской старины. Предполагалось экспонировать древние иконы, редкие издания, фотографии всех Никольских церквей в России, а также поручить К. С. Петрову-Водкину роспись интерьеров.
Революция и гражданская война в России поставили подворье в тяжелые условия. Закончился его «дореволюционный» период истории и начался эмигрантский. Местной общины у Барийской церкви, в отличие от русских церквей в Риме, Флоренции и Сан-Ремо, никогда не существовало, а поток пилигримов, естественно, прервался. После разных перипетий вся гигантская русская постройка попала в собственность барийского муниципалитета, который, однако, не препятствует проведению православных богослужений и даже выплачивает жалование священнику. Сегодня службы в храме ведёт русский священник Московского патриархата.
В 2001 году рядом с храмом была установлена статуя св. Николая работы В. М. Клыкова.
1 марта 2009 года в присутствии президента Итальянской Республики Джорджио Наполетано и президента России Дмитрия Медведева состоялась передача этого храма Русской православной церкви.
Кстати сказать, кроме Русской Церкви, в Бари также совершаются богослужения в румынской, греческой и грузинской церквях.
В двухстах метрах от базилики святителя Николая находится Кафедральный собор носящий имя Сан Сабино (Cattedrale di Bari, или Cattedrale di San Sabino).
Это главный римско-католический храм города, хоть и менее знаменитый, чем базилика Святого Николая. Собор освящен в честь св. Сабинуса, епископа Канозы, чьи мощи были перемещены сюда в 9 в. Современная постройка датируется концом 12 — началом 13 вв., и появилась она на месте развалин собора Византийской империи, разрушенного в 1156 г. Вильямом I Сицилийским. Справа от трансепта до сих пор можно увидеть следы оригинальной кладки, которая продолжается под нефом.
Стилистически Сан Сабино – это важный образец архитектуры в апулийско-романском стиле. Простой фасад с тремя порталами 11-го века украшен круглым окном-розеткой, над которым расположена перемычка с вырезанными изображениями мифических чудовищ. Колокольня была построена сравнительно недавно, из камня, похожего на тот, что использовался при возведении собора. Ее купол отличается явными арабскими мотивами.
Внутри собор разделен на три придела – их отделяют друг от друга 16 колонн с аркадами. Некогда блиставшая пышным барочным убранством, ныне эта церковь имеет весьма строгий вид и выделяется, пожалуй, только своими эмпорами – сооружениями в виде трибун.
В крипте хранятся останки Святого Савина, епископа Канозы. Их в 844-м году принес в Бари святой Анджелариус, спасший реликвию из разрушенной сарацинами Канозы. Здесь же можно увидеть икону Мадонна Одигитрия: согласно легенде, ее привезли с Востока в 8-м веке.
В двух малых апсидах расположены два саркофага, в одном из которых хранятся мощи святой Колумбы.
Рядом с кафедральным собором Сан Сабино стоит Палаццо Куриа, в котором ныне размещается Музей епархии Бари. В нем выставлен ценный манускрипт византийской эпохи с прекрасными иллюстрациями – «Экзультет» (Exsultet). Он представляет собой старинный свиток длиной 5 м и шириной чуть менее полуметра. В свитке записаны тексты пасхальных гимнов с иллюстрациями, перевёрнутыми вверх ногами. Это было сделано для того, чтобы верующие во время пения могли рассматривать картинки, и те, кто не знают латыни, представляли бы, о чем идёт речь.
Рассказывая о Бари, невозможно не затронуть гастрономическую тему. Визитная карточка, кулинарная особенность и туристический аттракцион Бари это - орекьетте. Орекьетте здесь не просто паста. Среди вывешенного под окнами выстиранного белья, окликов, которыми вызывают друг друга прямо из окон местные жители, и фигурок святых в нишах стен домов, прямо на узких улочках вы увидите женщин, сидящих за вынесенными столами со специальными досками, которые ловкими движениями создают прямо на ваших глазах гордость здешней гастрономии – те самые «мучные» ушки разных цветов и размеров, которые здесь и называют орекьетте.
По поводу истории возникновения этих замечательных ушек я слышал несколько версий. Одни утверждают, что те пришли сюда в XIII веке из Прованса вместе с Герцогами Анжуйскими, которые здесь тогда правили. Другие считают, что идею подсказали иудеи, поскольку у них уже было подобное блюдо.
Хозяюшкам из Бари, которые ныне лепят аппетитные орекьетте, об всём этом лучше не говорить. Для них ушки - нечто исключительно своё, а не пришлое.
В Бари-Веккья тетушки лепят «ушки» прямо на улице и продают. Имейте в виду, что свежая паста должна быть хорошо просушена, иначе она мгновенно заплесневеет.
Фирменное блюдо региона – орекьетте с верхушками репы (на вкус что-то вроде соцветий молодой брокколи), чесноком и оливковым маслом. Хотя с соусом из томатов «ушки» тоже подают.
Еще одна характерная апулийская паста – кавателли (или «три пальца»), похожие на длинные ракушки. Их готовят, к примеру, вместе с мидиями, томатами и цуккини.
Орекьетте получается из смеси муки твердого сорта пшеницы (семолы) и воды, а также виртуозного владения ножом и пальцами. Каждая уважающая себя апулийская хозяйка должна уметь изготовить их сама.
А теперь о сырах.
Два коронных сыра региона – буррата и качокавалло.
Свежий сыр буррата (burrata) представляет собой мешочек с сердцевиной из сливок и волокон моцаррелы. Буррата в прямом смысле слова является сыром дня, ее едят в тот же день, когда изготовили. Поэтому, увы, до дома буррату довезти не удастся, ешьте на месте.
Еще один типичный апулийский свежий сыр – страчателла (stracciatella), нежные сырные волокна в сливках.
Из твердых сыров берите на заметку качокавалло (caciocavallo). Чуть пикантный похожий внешне на грушу, он получил название за то, что готовые головки сыра когда-то подвешивали в амбаре по две на перекладину – «a cavallo», то есть «верхом».
В центре есть несколько «фирменных» магазинов, где вы сможете попробовать сыры перед тем как совершить покупку.
Прогуливаясь в старом городе, не пропустите площадь Феррарезе (Plazza del Ferrarese), которая насыщена барами и кафе, а также близко к ней находящуюся площадь Меркантиле (Plazza Mercantile), политический центр старого города. Это идеальное место для утренней прогулки или для вечернего променада.
На площади Меркантиле с давних времен сохранился Позорный столб. Раньше банкротов и воров сажали на льва и приковывали к столбу. Иногда, говорят, и голышом. Место это редко пустовало, народ в Бари был ушлый.
Старый рыбный рынок, прямо в самом центре города, всегда радует любопытных: на фоне голубых рыбацких лодок и театра на воде (в Бари - единственный в Европе).
Здесь продают рыбу, вскрывают морских ежей и отбивают осьминогов.
В Бари три театра: театр Пиччини (Teatro Piccinni), театр Петруццелли (teatro Petruzzelli) и театр Маргарита (teatro Margherita).
Театр Маргарита - расположен у самого моря на набережной в районе Старого города Бари, на пьяцца Quattro Novembre. Театр в настоящее время находится на реставрации и в дальнейшем будет функционировать как музей.
Бари не считается курортным городом из-за присутствия крупного порта и каменистого берега, но все-таки здесь есть возможность понежиться под солнцем и даже искупаться в море. Самый известный пляж Бари - Pane e Pomodoro - находится в 1,5 км от центрального проспекта, вдоль южной набережной. Это необорудованный песчаный пляж с кафе.
Песчаные пляжи начинаются в 50 км к югу от Бари, от курортной зоны города Монополи, которая называется Капитоло.
Выезжая за границы города Бари, обязательно посетите прелестнейший город на побережье кристально чистой Адриатики - Полиньяно-а-Маре.
Обаятельные домики сгрудились на самом краю берега прямо на изъеденных временем и морем карстовых скалах. С многочисленных террас открываются невероятные виды. Живописнейший берег, удивительный цвет воды, скалы, морской воздух, обаяние южной старины – в такие городки влюбляешься сразу.
В Полиньяно-а-Маре имеются старые здания, представляющие интерес для туристов.
Но есть и природные достопримечательности. Например, морские пещеры, или гроты. Их много в этих местах. В какие-то можно попасть только со стороны моря, в другие – и с суши. В одном из гротов оборудован ресторан.
Другие берегут первозданную природную красоту. Пещеры интересны не только как природные живописные объекты, но и как исторические – здесь были найдены археологические ценности разных эпох.
Редакция «ЖИВОЙ КАРТЫ» благодарит компанию DABBY Tour Organizer - specialisti nell'accoglienza in Puglia, (www.dabby.it), лично Davide Tateo и Clara Spilotros, а также Светлану Аникину (www.solare-travel.ru) за предоставленную возможность рассказать нашим читателям о достоинствах южного региона Италии.
В Маастрихте представили коллекционную банкноту евро, посвященную Грузии, как родине вина
Самыми популярными местами отдыха россиян стали дача и садовый участок
Первый всероссийский фестиваль снежного человека пройдет в Удмуртии