История развития туризма в Кабардино-Балкарии
Развитие туризма в Кабардино-Балкарии тесно связано с покорением горы Эльбрус – наивысшей точки.
Главного Кавказского хребта, а также с всесторонним изучением района. Всю историю развития туризма региона можно разделить на 4 периода:
1) период Российской Империи - с 1829 года до 1917 года;
2) довоенный - с 1918года до 1942 года;
3) послевоенный – с 1945 года до 1990 года;
4) современный – с 1991 года.
Период Российской Империи (1829-1917 гг.)
Этот период имеет исследовательский и «первооткрывательский» характер. В это время началось исследование новой, но стратегически очень важной для России территории, так как она обеспечивала защиту Империи на юге.
Официальной датой первого покорения Эльбруса считается 1829 год, когда была совершена экспедиция генерала Эмануэля, который в то время осуществлял командование российской армией на Северном Кавказе. В 1829 году, "желая собрать точные сведения об этой стране, о высоте гор, ее пересекающих, о направлении и глубине долин, о ее богатстве и лесе, пастбищах, минеральных и других произведениях природы, и в особенности найти места, способные для военной линии, которая защитила бы навсегда расположенные в равнинах жилища от вторжения горцев", Эмануель решил предпринять экспедицию к Эльбрусу. Получив добро от военного командования и уверенный в том, что предпринимаемая им экспедиция заслуживает внимания правительства, генерал решил "доставить ею пользу и отечественному просвещению, для чего обращается к Императорской Академии наук, приглашая ее воспользоваться для обогащения науки случаем, в первый раз представляющимся".
В состав экспедиции входили: физик, позднее ставший академиком, Эмиль Христианович Ленц, за три года до этого участвовавший в кругосветном плавании Коцебу (1823 - 1826); член Академии, зоолог, хранитель кабинета Зоологии Эдуард Менетрие (1802 - 1862); член Академии, ботаник Карл Андреевич Мейер (1795 - 1858), который за несколько лет до этого сопровождал М. Ледебура в путешествиях по Алтаю и в своих исследованиях открыл флору Алтая для широких кругов европейских ученых.
Кроме них экспедицию сопровождали пятеро горцев-проводников, среди которых были Киллар Хаширов и Ахия Соттаев – «самые опытные охотники и горовосходители Баксанского общества».
Восхождение было предпринято с северной стороны. Из-за тяжелых погодных условий и горной болезни никто из русских участников экспедиции не сумел достичь вершины. Единственным покорителем горы стал горец Киллар Хаширов. На момент восхождения ему было 80 лет.
Ахия Соттаев не смог тогда покорить Эльбрус, так как ему пришлось сопровождать на спуске вниз остальных участников похода. Но в 1868 году он был в числе первых покорителей восточной вершины Эльбруса вместе с членами английской экспедиции во главе с Дугласом Фрешфильдом.
В 1874 году было совершено восхождение на Эльбрус английских альпинистов под руководством Ф. Грове – автора книги «Холодный Кавказ».
В 1877 году Кавказским военно-топографическим отделом была предпринята попытка произвести точные триангуляционные и топографические съемки самого Эльбруса и прилегающих вершин с их ледниками. Эта ответственная работа была поручена топографу М. К. Голомбиевскому. Голомбиевский с казаками пробыл на ледниках Эльбруса 12 суток.
В 1884 году на вершине Эльбруса побывала группа венгерских альпинистов во главе с Морицем Деши.
В 1889 году Герман Були, член альпинистского клуба в Лондоне, совершил восхождение на вершину Дых-тау (вторую по высоте на Кавказе).
В 1890 году, 31 июля, великий русский ученый - топограф, исследователь Кавказа Александр Васильевич Пастухов в очень трудных условиях совершил восхождение на Эльбрус. Он первым из русских альпинистов покорил ее высочайшую точку - западную вершину. А спустя шесть лет, в 1896 г., поднялся и на восточную вершину, совершив в первый раз «крест» - восхождение за один день на обе вершины.
В тяжелейших погодных условиях Пастухов сделал топографическую съемку обеих вершин Кавказского гиганта. Именно ему принадлежит и первая попытка связать сеть закавказской триангуляции с триангуляцией Северного Кавказа.
В 1904 г. Н. В. Поггенполь совершает ряд восхождений на Дых-тау (5058 м), Шхара-тау (5068 м), Коштан-тау (5151 м), Джангы-тау (5058 м), Хрум-кол (4675 м), Гюльча (4475 м) и мн.др. Свое путешествие он начал с долины реки Харбас, в окрестностях Коштан-тау, со стороны горной Дигории.
С 6-го по 23-е августа 1905 года в сопровождении пятерых своих детей совершает путешествие по горам Западного Кавказа и четырежды пересекает Главный хребет сын известного профессора Московского университета Г. Шуровского, доктор В. Г. Шуровский.
В 1910 году швейцарские альпинисты Гуги и Де-Рами совершили «крест» - покорили обе вершины Эльбруса за один день.
В августе 1910 года попытку взойти на вершину Эльбруса предпринимает профессор Варшавского Политехнического института, действительный член Кавказского горного общества В. В. Дубянский.
В том же августе, 8 числа, была предпринята попытка подняться на Эльбрус действительным членом, товарищем Председателя Кавказского Горного общества, позднее доцентом Пятигорского пединститута Яковом Ивановичем Фроловым. Его группа смогла подняться только до "Приюта одиннадцати", где им пришлось переждать очень сильный снежный буран и вернуться обратно. Но все же неутомимый исследователь и любитель гор Кавказа Я. И. Фролов в июне 1911 г. организовал новую группу из членов Горного общества, в которую вошли В. М. Ройхель, В. Н. Дьяченко, И. Г. Лейзерович, О. М. Милютина, К. В. Писнячевский, А. А. Ейбоженко и А. М. Вербова, которая успешно совершила восхождение.
Через две недели после восхождения Фролова на Эльбрус поднимался соратник В. И. Ленина, революционер С. М. Киров.
В 1911 году впервые на Эльбрусе за год побывало 10 альпинистских групп, из которых 4 – иностранные.
В июне 1914 года известный путешественник С. Я. Голубев собрал в Кисловодске опытную группу для совершения ряда горных переходов по Центральному Кавказу и восхождения на западную вершину Эльбруса.
В его группу входили Н. М. Стайноглу, П. С. Панютин, В. В. Штейн и М. Е. Синюков. Задачей путешественников было подняться на Балык-су-баши с северо-восточной стороны и спуск на южный его склон, в долину Су-баши, а оттуда в долину Кыртыка и прийти в аул В Урусбиево 16 го июня, следуя по намеченному маршруту.
Завершив первую часть своего путешествия по Приэльбрусью, С. Я. Голубев покорил северную вершину Ушбы и перевалил Главный хребет через седловину между массивами Ушбы и Чатын-тау.
Довоенный период (1918-1942 гг.)
1925 год ознаменован первым советским восхождением на Эльбрус 19 альпинистов под руководством Г.Н. Николадзе.
В течение 1928 года на Эльбрус поднялись 32 группы советских альпинистов, тогда как за предыдущие годы – с 1827 по 1927 год – там побывало 56 групп. В том же году Правительственная комиссия обследовала минеральные источники Приэльбрусья.
В 1929 году на Кругозоре было построено деревянное здание на 40 мест на средства Общества пролетарского туризма и экскурсий.
В 1931 году под руководством профессора В.А. Конопасевича был совершен первый кольцевой лыжный поход вокруг восточной вершины Эльбруса. Пятеро участников с седловины поднялись на вершину.
В 1932 году на высоте 4200м построено деревянное здание на 40 мест для туристов и альпинистов – «Приют одиннадцати».
В 1932-1933 годах В. Корзун, В. Никитин и С. Лысенко вели на Кругозоре зимние метеонаблюдения.
В 1933 году 10 московских лыжников впервые поднялись на лыжах до «Приюта одиннадцати», спуск осуществлялся также на лыжах.
В том же году на седловине Эльбруса, на высоте около 5300м, был построен высокогорный приют «Седловина» для альпинистов, который позднее был разрушен.
Тогда же началась плановая подготовка кадров альпинизма в Тегенекли. А также начала функционировать метеостанция на «Приюте девяти», построенная пятигорским бюро погоды. Ее первыми зимовщиками были В. Корзун, А. Гусев, А. Горбачев.
В 1934-1935 годах были совершены первые зимние восхождения на Эльбрус, тогда же начала работу первая комплексная Эльбрусская экспедиция АН СССР.
В 1935 году был установлен рекорд массового посещения Эльбруса, за год на вершине побывало 2016 альпинистов. В их числе – 638 участников колхозной альпиниады Кабардино-Балкарии.
Первый кольцевой лыжный поход вокруг массива Эльбруса был проведен в 1937 году на высотах 3000-4000м.
В 1939 году первый спуск на лыжах с вершины Эльбруса до «Приюта одиннадцати» совершил московский слаломист В. Гиппенрейтер. В том же году начала действовать трехэтажная гостиница на «Приюте одиннадцати».
В 1942-1943 годах немецкие захватчики пытались захватить территорию республик. 13 и 17 февраля 1943 года группа военных альпинистов, участников обороны Кавказа, поднялась на Эльбрус и , сбросив фашистские штандарты, подняла Государственный флаг СССР.
Послевоенный период (1945-1990 гг.)
Возрождение альпинизма и туризма началось уже в первый послевоенный год. Три альпинистских лагеря удалось частично восстановить и они приняли первых спортсменов, начав учебную работу. Одним из них стал «Локомотив» в ущелье Адыл-су. Второй открылся на Западном Кавказе в Домбае. В него съехались члены спортивного добровольного общества «Наука». В Цейском районе Северной Осетии начал действовать альплагерь «Медик». Все три лагеря за лето пропустили около 800 человек, 500 из них после теоретической и практической учебы были награждены первыми послевоенными нагрудными значками «Альпинист СССР».
В 1946 году – первое послевоенное восхождение на Эльбрус (восточная вершина) в честь 25-летия Кабардино-Балкарской АССР.
В 1947 году - в честь тридцатилетия Великого Октября – было решено совершить гигантский траверс всех вершин Главного Кавказского хребта от Эльбруса до Казбека, протяженностью более 250 километров. Весь Главный хребет разделили на тридцать самостоятельных участков, для прохождения каждого из них была назначена отдельная группа. В траверсе участвовало пятьсот альпинистов.
Из всех альпинистских и туристских сооружений после войны сохранилось только здание отеля на «Приюте одиннадцати», но оно нуждалось в реконструкции. Первая фундаментальная постройка на Эльбрусе — метеорологическая станция «Приют девяти» находилась в таком же плачевном состоянии. Сохранилось, но вместе с тем и сильно пострадало здание высокогорного приюта «Седловина».
В 1949 году «Приют одиннадцати» был передан в аренду на пять лет Академии наук СССР. В том же году дорожники заново построили автомобильную дорогу между Терсколом и «Ледовой базой», разрушенную за годы войны оползнями и обвалами. Тогда же эльбрусская экспедиция Академии наук приступила к восстановлению «Ледовой базы» и «Приюта одиннадцати».
Примитивность постройки на «Ледовой» не вызвала трудностей в ее ремонте, зато ремонт и реконструкция «Приюта одиннадцати» потребовали гораздо больших усилий. В августе 1949 года на Эльбрус поднялись 60 участников второй послевоенной альпиниады Кабардино-Балкарии.
В 1950 году на «Старом Кругозоре» выстроили каменный домик, служивший промежуточной базой при подъеме на «Приют одиннадцати», и восстановили приют на седловине Эльбруса, для ремонта которого доставили около двух тонн разных стройматериалов. В условиях высокогорья осуществить такое сложное мероприятие удалось лишь с помощью малоизвестных в то время яков, завезенных специально для этой цели. В горах Тибета они являются единственным надежным видом транспорта. Яки привычны к большим высотам, неприхотливы к пище, прекрасно выносят суровый климат высокогорной зоны.
В том же году работники обсерватории «Эльбрус» установили на восточной вершине АРМС (автоматическую метеорологическую станцию). К сожалению, метеостанция, дававшая ценные данные о погоде высокогорья, простояла недолго, месяца через два ее мачту сорвало ураганными ветрами.
Летом 1950 года на Эльбрусе появились еще две научные экспедиции. Одна из них принадлежала Тбилисскому государственному университету. На «Ледовой базе» грузины возвели здание необычайной цилиндрической формы, обитое дюралюминиевыми листами и прозванное «баком», в котором они изучали космические лучи. Там же жили зимовщики.
Однако суровый климат и трудности работы в высокогорье не понравились южанам, привыкшим к теплу и солнцу, уже в 1952 году они перебазировались в Тегенекли, где и продолжали свои исследования на высоте 1600 метров.
Другая экспедиция принадлежала Институту физиологии имени Богомольца Академии наук Украинской ССР. Следует вспомнить, что еще в 1929—1934 годах на Эльбрусе проводили эксперименты экспедиции Казанского госуниверситета, возглавляемые профессором Николаем Николаевичем Сиротининым, они изучали горную болезнь, а также изменения нервной системы под влиянием факторов высокогорья.
В 1935—1940 годах исследования того же профиля осуществляла экспедиция Академии наук УССР под его же руководством. Вместе со своими сотрудниками Сиротинин неоднократно поднимался на обе вершины Эльбруса, где провел серию научных опытов. Украинские физиологи добились положительных результатов в опытах по лечению кислородным голоданием болезней легкой шизофрении и астмы. Основную базу они построили в Баксанском ущелье невдалеке от поселка Терскол, вторую на «Новом Кругозоре» и третью в районе «105-го пикета» (Во время строительства автодороги между Терсколом и «Ледовой базой» вся трасса была разбита на стометровые участки — пикеты. Небольшая горная поляна перед крутым взлетом на «Ледовую», где находилась 105-я стометровка, носит название—«105-й пикет»). В 1960 году дом физиологов вырос и на «Ледовой базе».
Начиная с 1950 года, количество восхождений быстро увеличивалось. Этому способствовало восстановление промежуточных баз на «Старом Кругозоре», «Ледовой базе», «Приюте одиннадцати», а также введение новых спортивных норм. Отныне для получения первого спортивного разряда по альпинизму и выше требовалось, в частности, совершать восхождение на вершину, превышающую пять тысяч метров.
В 1950 году на Эльбрус поднялось 109 спортсменов (32 на западную вершину и 77 на восточную). Побывали там и сотрудники обсерватории «Эльбрус», а также грузинские альпинисты.
Осенью 1951 года от Терскола до «Приюта одиннадцати» протянулись нити проводов высоковольтной электропередачи. Эту ЛЭП тоже нельзя отнести к разряду обычных. Дело в том, что она проходила по движущемуся «живому» леднику. Провода ее были изготовлены по специальному заказу из стального 8—10-миллиметрового троса. Делалось это не случайно. Если провода изготовить медными или алюминиевыми, такими же как на равнине, ураганные ветры тотчас порвут их, как ниточки.
В 1952 году ЛЭП была разрушена из-за зимнего передвижения ледника. Отдельные мачты провалились в трещины и на поверхности ледника были видны только их верхушки.
К зиме 1952 года Эльбрусская экспедиция перевела свою обсерваторию с «Приюта одиннадцати» на «Ледовую базу», так как грузы завозились туда на автомашинах-вездеходах. Это позволило отказаться от дорогостоящей транспортировки груза по ледникам яками и лошадьми.
В 1953 году исполнилось 30 лет советскому альпинизму. За сезон на вершинах побывало 316 человек.
В 1954 году Эльбрус посетило уже 510 человек. Летний сезон 1954 года открыли спортсмены Кабардино-Балкарии, совершившие в мае восхождение на восточную вершину в ознаменование трехсотлетия воссоединения Украины с Россией. В июле и августе на склонах Эльбруса тренировались участники горнолыжных сборов Московского университета имени Ломоносова и Российской Федерации.
Весной 1955 года на Эльбрусе побывали китайцы. Они совершили восхождение на обе вершины под руководством заслуженного мастера спорта СССР Е. А. Белецкого. В целях тренировки ночевали на седловине в палатках, готовясь к совместным, китайско-советским восхождениям на Памире. А поздней осенью альпинисты из Югославии покорили восточную вершину Эльбруса. Таким образом, 1956 год следует считать годом начала послевоенных зарубежных восхождений.
В 1956 году с Эльбрусом познакомились 610 альпинистов. Преобладающее большинство из них взошли на восточную вершину и только 84—на западную.
За лето 1957 года «Приют одиннадцати» посетило более полутора тысяч человек, 824 альпиниста побывали на Эльбрусе.
С июля 1957 года на Эльбрусе обосновалась экспедиция Московского государственного университета имени Ломоносова. Она была создана в связи с проведением Международного геофизического года и в первый год своего существования проводила исследования в содружестве с экспедицией Института прикладной геофизики Академии наук СССР.
Весной в Терсколе, по соседству с Эльбрусской экспедицией Академии наук, построили два деревянных дома и палаточный лагерь, где и разместилось около сорока участников экспедиции МГУ (В настоящее время основная база экспедиции Московского государственного университета имени Ломоносова находится на поляне Азау). Важнейшим событием 1959 года стало мартовское постановление правительства Российской Федерации о создании в Приэльбрусье спортивного комплекса—базы отдыха туризма, альпинизма и горнолыжного спорта.
В Приэльбрусье намечалось провести пассажирскую подвесную канатную дорогу маятникового типа от поляны Азау до «Приюта одиннадцати» с четырьмя станциями — «Азау», «Кругозор», «Мир», «Приют одиннадцати», проложить лыжные трассы от «Приюта одиннадцати» до поляны Азау, и построить три первоклассные гостиницы — одну в Итколе, вторую на поляне Азау и третью на «Старом Кругозоре».
Предусматривалось также связать Терскол асфальтированной дорогой с городами Нальчик и Пятигорск. Свою лепту в реконструкцию Приэльбрусья внес и ВЦСПС, запланировав соорудить на горе Чегет канатно-подвесную дорогу кресельного типа, лыжные трассы для слалома и скоростного спуска.
К тому же году относится окончание строительства в Терсколе туристско-альпинистской базы Центрального Дома Советской Армии. Военные спортсмены получили новую базу взамен старой, уничтоженной в военные годы. Она могла одновременно принимать до 400 спортсменов, так как кроме основного здания имелся большой палаточный лагерь.
В 1959 году на Эльбрус совершили восхождение 583 человека. 208 альпинистов поднялись на западную вершину, а остальные на восточную.
С первого камня, заложенного в Терсколе в 1960 году, началось преображение Приэльбрусья.
Почти одновременно строители приступили к возведению Чегетской канатно-кресельной дороги, современной многоэтажной гостиницы в Итколе, жилых домов в Терсколе и ряда других вспомогательных сооружений. В то же время начались подготовительные работы по сооружению самого сложного объекта Приэльбрусья — пассажирской канатной дороги до высокогорного «Приюта одиннадцати».
В ознаменование 40-летия установления Советской власти летом 1960 года было решено провести юбилейную альпиниаду. В тот памятный день, 21 июля 1960 года, вершин Эльбруса почти одновременно достигли 1395 человек, из них 376 женщин. До этого самое большое количество «посетителей» Эльбруса за один день равнялось 206 альпинистам (1935 год).
В течение летнего сезона 1960 года «Приют одиннадцати» посетило много иностранных туристов. Среди них были французы, австрийцы, поляки, чехи, болгары и немцы из ГДР. Их конечной целью было восхождение на Эльбрус, в основном на западную вершину. За этот год Эльбрус посетили 1841 человек, из которых 168 достигли западной вершины. Таким образом, рекорд 1935 года, когда на вершины Эльбруса поднялось 2016 человек, перекрыт не был.
Летом 1960 года была построена небольшая база на «105-м пикете» для потока туристов, идущих на «Приют одиннадцати».
Жизнь на турбазе «Приют одиннадцати» в 1961 году, протекала в обычных условиях — ее посещали советские и иностранные альпинисты, туристы 46-го всесоюзного маршрута, только не одной, а уже двумя группами одновременно. И, как прежде, «отель над облаками» был одной из лабораторий Эльбрусской экспедиции физиологов Украины, продолжавших свои исследования по изучению действия факторов высокогорья на организм человека.
Осенью 1961 года база «105-й пикет» была подключена к линии электропередач, ведущей из Терскола на «Ледовую базу».
В августе 1961 года восхождение на Эльбрус предприняла группа французских альпинистов, возглавляемая крупным промышленником, председателем французской альпинистской федерации.
За 1962 год на вершины Эльбруса поднялось 632 человека, из которых 193 альпиниста достигли его западной вершины.
А 19 февраля 1963 года вступила в строй первая в стране канатно-кресельная подвесная дорога на горе Чегет. Нижняя станция находится на высоте 2100 метров над уровнем моря. Верхняя стоит на отметке 2750 метров. Длина дороги 1600 метров. Трос поддерживают 18. стальных мачт-опор, установленных на разном расстоянии друг от друга, с учетом разнообразности рельефа.
Обычно в зимние месяцы жизнь в Приэльбрусье замирала. Все альпинистские лагеря и туристские базы, широко открывавшие двери в июне, уже в сентябре закрывались до будущего лета. С постройкой канатной дороги все изменилось — все жилые помещения Приэльбрусья были заняты спортсменами-горнолыжниками. Трасса на Чегете, очень длинная и относительно крутая, считалась одной из труднейших в Советском Союзе. В феврале 1963 года на склонах Чегета прошла зимняя спартакиада.
В связи с пуском Чегетской кресельной дороги заметно увеличилось число туристов, посещающих Приэльбрусье. Отдыхающие на курортах Кавказских Минеральных Вод и Нальчика стали ее частыми посетителями. Только за один 1963 год более ста тысяч человек побывало на Чегете, на одном из лучших, а самое главное, на легко доступном панорамном пункте Большого Кавказа.
Сооружение кресельной дороги способствовало и развитию лыжного спорта. Туристская база в Тегенекли «Эльбрус», до этого никогда не работавшая зимой, теперь была открыта круглый год.
Альпинистские лагеря «Адыл-су», «Шхельда» и «Эльбрус» также стали работать в зимнее время, делая основную ставку на горнолыжный спорт.
Во второй половине 1964 года к Терсколу подошла линия высоковольтной передачи из Тырныауза.
За лето на вершинах побывало 575 альпинистов. Как и в предыдущие годы, большинство из них поднялось на восточную вершину, и только 155 взошли на западную.
В марте—апреле 1965 года на Чегете были проведены очередные соревнования по горнолыжному троеборью на первенство Советского Союза, в них впервые участвовали (вне зачета) зарубежные гости из Австрии, представлявшие отдельные спортивные рабочие команды. Тогда же состоялись соревнования спортивного общества «Спартак» в ознаменование тридцатилетия своего существования, также с участием иностранцев—горнолыжников из Швейцарии.
Постепенно наша первая высокогорная лыжная трасса на Кавказе завоевала мировую известность и зарекомендовала себя как одна из сложнейших горнолыжных трасс мира.
А между тем строительство в Приэльбрусье продолжалось. Летом 1965 года на Чегетской поляне началась сборка (из крупных блоков) восьмиэтажной гостиницы-турбазы для туристов — «Чегет». В Терсколе Центральный Дом Советской Армии (ЦДСА) приступил к строительству восьмиэтажной гостиницы и ряда сооружений спортивного комплекса.
С начала октября начала работать гостиница «Иткол», рассчитанная на 320 человек. В зимнее время она предназначалась для спортсменов-лыжников, а летом для туристов. Часть здания отвели для иностранных гостей.
В 1965 году не было альпиниад, обычно проводимых альпинистскими лагерями, поэтому общее количество покорителей Эльбруса несколько снизилось — их было всего 458.
Февраль-март 1966 года ознаменовались ставшими традиционными в Терсколе соревнованиями горнолыжников на Чегете.
Кабардино-Балкарский областной совет по туризму и экскурсиям открыл у верхней станции Чегета небольшую гостиницу с кафе под названием «Ай» — «Луна». Спортсмены-лыжники и многочисленные туристы получили возможность обогреться в теплом помещении, поесть шашлыка, выпить чашку кофе и при желании заночевать. 1966 год был годом крупнейших соревнований по лыжному троеборью на Чегетской лыжной трассе. Там состоялись зональные и финальные соревнования Третьей зимней спартакиады Российской Федерации, финал Второй зимней спартакиады народов Советского Союза, соревнования спортсменов Вооруженных Сил СССР, добровольных спортивных обществ профсоюзов и, конечно, воспитанников детской спортивной школы Приэльбрусья. Приезжали и зарубежные гости — спортсмены из Швейцарии.
В августе 1966 года нальчикский спортсмен Алексей Берберашвили наконец достиг на мотоцикле восточной вершины. А через несколько дней на восточную вершину впервые сел вертолет МИ-4, пилотируемый летчиками из Нальчика—Рахмановым и Хасаншиным. Они доказали, что полеты в районе Эльбруса с грузом возможны, хотя и крайне опасны.
В конце 1966 года была пущена вторая очередь канатно-кресельной дороги «Чегет-2», которая на 950 метров удлинила существующую трассу. Теперь ее верхняя станция находилась на высоте 3040 метров.
В том же году на склонах Чегета смонтировали семисотметровый лыжный подъемник трелевочного типа местного значения. Он установлен несколько в стороне от «канатки» и служит для тренировки горнолыжников в районе, находящемся несколько ниже верхней станции первой очереди.
В 1966 году на вершинах побывало 702 человека. Западную вершину победили 206 альпинистов, восточную 496, в том числе— вертолетчики.
В январе—марте 1967 года на чегетских лыжных трассах проводились традиционные соревнования лучших горнолыжников, в которых принимали участие и зарубежные спортсмены.
В июле 1967 года проводилась очередная альпиниада. Восхождение совершили свыше 2500 ее участников. Этим восхождением, проведенным в один день (альпинисты поднимались на вершину параллельными колоннами), был побит рекорд посещения вершин за год, установленный еще в 1935 году, когда Эльбрус посетило 2016 человек. Всего за 1967 год было совершено 3224 восхождений.
18 января 1968 года было обнародовано постановление Совета Министров Российской Федерации и ВЦСПС «О дальнейшем развитии базы отдыха, туризма, альпинизма, горнолыжного и конькобежного спорта в Приэльбрусье».
Это означало, что в ближайшие годы в Приэльбрусье должны появиться шесть первоклассных высотных гостиниц, несколько туристских баз и альпинистских лагерей. На склонах ставшей знаменитой горы Чегет возникнет ряд новых канатных подвесных дорог, причем одна из них будет маятникового типа, в ее многоместном вагончике любители высокогорья смогут подняться на вершину горы, на высоту более трех с половиной километров.
В 1968 году вступила в строй сооруженная из бетона, стекла и пластика пятиэтажная туристская база — гостиница «Азау», расположенная на высоте 2200 метров над уровнем моря.
В конце года вступило в строй и первое высотное здание Приэльбрусья—восьмиэтажная турбаза-гостиница Министерства обороны СССР — «Терскол» на 520 мест.
В 1968 году на вершинах Эльбруса побывало 804 советских и зарубежных альпиниста, большинство из них (680 человек) взошли на восточную вершину, и только 124 —дорога на на западную.
В 1969 году начали действовать парно-кресельная подвесная «Чегете» и первая очередь «Большой эльбрусской канатки» от станции «Азау» до станции «Кругозор».
В 1969 году украинские исследователи приступили к строительству в Терсколе двухэтажной стационарной лаборатории для изучения влияния высокогорья на организм человека. В 1972 году строительство было завершено. Лаборатория получила название — «Эльбрусская медико-биологическая станция института физиологии АН УССР» («ЭМБС»).
С 1972 года «Приют одиннадцати» полностью подступил в распоряжение «самодеятельных» туристов. В прежние годы для них там не оказывалось мест для ночлега. Они вынуждены были в день прихода на приют спускаться вниз, лишая себя редкой возможности полюбоваться таким прелестным зрелищем, как восход солнца в высокогорье. Дело в том, что во время летнего сезона большие группы «плановых» туристов 46-го и 297-го маршрутов, путешествовавших по всесоюзным маршрутам, ведущим к Черному морю, два дня проводили на турбазах «105-й пикет» и «Приют одиннадцати» и, естественно, занимали все места. С 1972 года, ввиду строительства Ингурской ГЭС и новой автодороги в Сванетии, функционирование этих маршрутов было временно прекращено и турбазы Приэльбрусья разгрузились, чем воспользовались «самодеятельные» туристы. Теперь для них нашлись свободные места, в том числе и на «Приюте одиннадцати», где можно было пробыть не пару часов, а пару дней для осмотра всех достопримечательностей высокогорья и вволю полюбоваться двуглавым снежным великаном Кавказа — Эльбрусом.
В 1973 году в Терсколе на базе «ЭМБС» (совместно с Министерством здравоохранения Кабардино-Балкарии) был проведен первый в Советском Союзе симпозиум по молекулярным основам адаптации и гипоксии. В его работе приняли участие известные специалисты, такие, как Н. Н. Сиротинин, В. А. Энгельгардт, 3. И. Барабанова, С. А. Нейфах и другие.
В 1974 году Институтом физиологии имени Богомольца АН УССР был выпущен в свет информационный сборник «Горы и здоровье», подытоживший громадную работу, проделанную в Приэльбрусье экспедицией за многие годы.
Для лечения больных психическими заболеваниями метод высокогорной акклиматизации уже нашел практическое применение.
Летом 1976 года Эльбрусскую станцию МГУ посетили участники проходившего в Москве Международного географического конгресса.
В этом же году строители-высотники закончили вторую очередь «Большой эльбрусской канатки» от станции «Кругозор» до станции «Мир», которая сооружена на высоте 3470 метров. Этот участок канатной дороги проходит уже над ледниками и вечными снегами Эльбруса. Протяженность второй очереди равна 1505 метрам, с перепадом высот в 550 метров. Промежуточная мачта-опора всего одна, наибольший пролет между ней и станцией составляет девятьсот девяносто четыре метра. Скорость движения по канату 25-местного пассажирского вагончика равна шести метрам в секунду.
С пуском второй очереди «канатки» «отель над облаками», как издавна величают высокогорную турбазу «Приют одиннадцати», стал более доступен для туристов.
С июня 1977 года, после пятилетнего перерыва, «Приют одиннадцати» вновь начали посещать туристские группы 46-го и 297-го всесоюзных Черноморских маршрутов.
В 1982 году было совершено восхождение в честь 60-летия образования СССР.
В 1983 году была проведена Эльбрусиада, посвященная 40-летию освобождения Кавказа от фашистских захватчиков и водружению советских флагов на Эльбрусе.
В период с 1960 по 1990 годы в Кабардино-Балкарии действовало 12 всесоюзных туристских маршрутов, которые проходили целиком по территории республики или служили промежуточным пунктом на пути из района Кавказских Минеральных Вод в Грузию.
Современный период (с 1991 г.)
После распада Советского Союза вся страна, и в частности, Кабардино-Балкарская республика находились в состоянии экономического кризиса, с последствиями которого не удалось справиться до сих пор. Все отрасли промышленности, в том числе и туризм, пришли в упадок. Поток туристов резко снизился до 30-40 тысяч в год.
В настоящее время в Кабардино-Балкарской республике главным центром горного туризма является район Приэльбрусья. Он включает в себя поселки Эльбрус и Терскол, расположенные в долине р.Баксан и прилегающие окрестности, а также ущелья Адыл-Су и Адыр-Су.
Индустрия гостеприимства Приэльбрусья на 2003 год располагала более чем 31-м объектом размещения.
Из них:
- 9 среднегорных объектов размещения и 22 высокогорных;
- 3 малых, 7 средних и 21 крупных по вместимости средств размещения;
- 16 средств размещения с низкой стоимостью проживания, 12 – со средней и 3 – с высокой.
Их единовременная емкость летом составляет 4,5 тысячи человек, а реальная емкость – более 28 тысяч человек за сезон.
В зимнее время единовременная емкость примерно в 2 раза меньше из-за ограниченного числа отопляемых помещений. Однако, реальная емкость за сезон (декабрь-апрель) примерно такая же, как и летом, в связи с более коротким сроком горнолыжных смен.
Прогнозная емкость незначительно превышает реальную, так как развитие Приэльбрусской рекреационной системы предполагает прежде всего не увеличение количества мест, а улучшение качества их обслуживания.
Характерной особенностью инфраструктуры Кабардино-Балкарии является отсутствие санаториев, наличие автокемпинга, большое количество альплагерей и турбаз - средств размещения с низкой стоимостью проживания.
Спортивная инфраструктура Кабардино-Балкарии предоставляет туристам возможности для занятий такими видами горнолыжного спорта, как фристайл, сноуборд, экстримски, хели-ски, фрирайд, скитур, и т.п.
Катание производится на склонах гор Эльбрус и Чегет. Сезон катания – ноябрь-апрель.
На некоторых частях склона Эльбруса катание возможно круглый год. Работают пункты проката горнолыжного снаряжения.
В пос. Эльбрус и Терскол и в верховьях реки Адыр-Су и на всех станциях подъемников работают кафе и бары. В поселках также работают почта, телеграф, магазины, прокат снаряжения, мед. пункты. С недавних пор появилась такая услуга, как Интернет. Некоторые средства размещения предоставляют услуги инструкторов по горным лыжам и туризму, проводников для проведения походов.
Во многих альплагерях, турбазах и гостиницах есть спортивные площадки для тренировок спортсменов и активного отдыха.
В поселке Тегенекли существует музей памяти Владимира Высоцкого.
В минувшем 2004 году Кабардино-Балкарию посетило почти 66 тыс. туристов.
Опубликовано: 21.01.2010
Источник: -