Памятник экипажу подлодки «Л-16»


Адрес: Дальневосточный ФО, Камчатский край, Российская Федерация, 683024, Дальневосточный федеральный округ, Камчатский край, Петропавловск-Камчатский городской округ, Петропавловск-Камчатский, Силуэт, улица Бохняка, 15
Тип: Памятники культуры
Отзывы: всего (0)

Информация


0 0
Для голосования необходимо зарегистрироваться

Выгодное предложение


Бронирование


Фотографии


1.Полное наименование объекта (если объект переименовывался, например, улица, то первоначальное название). Памятник экипажу подлодки «Л-16»

2. Исторические события, связанные с объектом (даты постройки, основания). 30 июля 1963года был открыт памятник морякам-подводникам.

В 1942 году Государственный комитет обороны принял решение об усилении Северного флота за счет переброски на северный боевой театр 12 подлодок, в том числе 6 — с Тихоокеанского флота. Подводные корабли ТОФа должны были идти в Заполярье своим ходом. Первой предстояло отправиться из Петропавловска-Камчатского группе подводных лодок «Л-15» и «Л-16» под командованием капитан-лейтенантов В. И. Комарова и Д. Ф. Гусарова. Это был первый в истории советского подводного флота огромный по своей длительности и протяженности переход: 17 000 миль океанского пути, часть которого пролегала в зонах боевых действий. 24 сентября 1942 года оба головных «Ленинца», готовые к трансокеанскому походу, встали на якоря в Авачинской губе. Старшим в группе назначался командир «Л-16» Дмитрий Федорович Гусаров, один из лучших офицеров-подводников ТОФ. 25 сентября «Л-16» и «Л-15» вышли из Авачинской губы. Вечером собранные в носовых отсеках экипажи кораблей были впервые ознакомлены с задачами плавания. Проложенные на картах маршруты свидетельствовали о чрезвычайной сложности плавания. Курс пролегал через Берингово море, Тихий океан, Панамский канал, Карибское и Саргассово моря, Атлантику, Норвежское, Гренландское и Баренцево моря и заканчивался в Кольском заливе. 29 сентября обе лодки пересекли 186-й меридиан — линию смены дат — и перешли из Восточного полушария в Западное. В назначенное время, на подходах к острову Уналашка, подлодки встретились с американским сторожевиком, сопроводившим советские корабли на базу ВМФ США Датч-Харбор. Последующие четверо суток ушли на усиленную подготовку к дальнейшему походу. Перед выходом лодок командиры были приглашены в штаб базы, где американское командование проинформировало о том, что русские должны следовать до Сан-Франциско в надводном положении при скорости хода 8 узлов под прикрытием американских самолетов. Были оговорены и условия радиосвязи, для чего на «Л-16» командировался американский офицер связи лейтенант Я. М. Михайлов. 5 октября на лодках прозвучал приказ «Отдать швартовы!». Несмотря на сильный дождь, провожать наши лодки на пирс пришло много офицеров, солдат, матросов. Сопровождаемые американским фрегатом лодки вышли в открытое море. Спустя два часа корабли вошли в пролив Акутан, где с фрегата на «Л-16» был пересажен американский офицер-связист. Просемафорив «добрый путь», фрегат лег на обратный курс, лодки последовали к выходу в Тихий океан. Наступило утро 11 октября. До Сан-Франциско оставалось немногим более 800 миль. Видимость была отличной, океан успокоился. Подводные лодки, как и прежде, шли кильватерной колонной в надводном положении, держа ход 8 узлов. Первой следовала «Л-16», ярко освещенная солнцем. Ничто не предвещало катастрофы. Неожиданно прогремел оглушительный взрыв и огромный столб воды вперемешку с клубами черного дыма и листами железа взлетел в воздух. Подводная лодка «Л-16» быстро уходила под воду. Поднявшийся на мостик командир «Л-15» принял командование кораблем и перешел на противолодочный зигзаг. Минуты через три, продолжая наблюдать место, где затонул флагман, с мостика «Л-15» заметили два перископа, двигавшиеся к соляровому пятну. По ним был немедленно открыт огонь из 45-миллиметрового лодочного орудия и отмечены попадания между перископами. Они скрылись под водой. В это же время радист передал командиру телеграфный бланк с обрывком радиограммы с «Л-16». Там были всего два слова: «Погибаем от...» Тщательный осмотр места гибели лодки ничего не прояснил. «Л-15» увеличила ход до полного и продолжала плавание в одиночестве. Утром 15 октября лодка вошла в залив Сан-Франциско и ошвартовалась у пирса военной верфи на Мэри-Айленд. Переданная им в Советское посольство в Вашингтоне печальная весть через несколько часов достигла Родины. Пять тихоокеанских подлодок через разные промежутки времени добрались до Полярного, включившись в борьбу с фашизмом. Тайну гибели шестого корабля хранит океан. Национальная принадлежность пиратской подводной лодки еще не установлена. Существуют лишь версии. Жертвой коварного торпедного удара стали пятьдесят пять человеческих жизней.

3. Местонахождение объекта (фактический полный адрес). в сквере Петропавловского Музея боевой славы

4. Описание объекта (краткая характеристика внешних черт, автор, дата сооружения, материал изготовления, размеры, тексты надписей на памятнике). Выполненный из бетона по замыслу мичмана А. И. Соловьева, он представляет собой рубку боевого подводного корабля. На рубке — обозначение — «Л-16». На левой стеле памятника начертана надпись: «Подвига их не забудем, гибели их не простим». На правой стеле — имена 55 членов экипажа.

5. Источники сведений об объекте и событиях, с ним связанных (библиографическое описание литературных и архивных материалов).Интернет.

6. Отличительные признаки объекта, степень уникальности. Памятник культуры.

7. Состояние объекта и степень сохранности. Хорошее

8. Охрана памятника (кем и как охраняется). Охраняется государством.

Отзывы


Пока нет ни одного отзыва

Мнение редакции может не совпадать с мнением посетителей. Администрация не несет ответственности за оставленные отзывы и не гарантирует их достоверность.

Бронирование


Для данного объекта функция бронирования временно недоступна.

Реклама



 
Загрузка...