Погожим сентябрьским утром начинается наша поездка в Торжок. Когда-то этот город был так же знаменит, как Ярославль или Великий Новгород. Потом блеск его потускнел. Впрочем, для туристов из мегаполисов это, может, и к лучшему: не часто даже в глубинке встретишь такой особый патриархальный уклад.
Город расположился на реке Тверца, в 60 км от Твери, и в 235 км от Москвы. Точная дата его основания неизвестна. Первое летописное упоминание о городе под наименованием Новый торг (город был основан новгородцами) встречается в 1139 г. в I Новгородской летописи. Нынешний архитектурный облик старой части города начал формироваться после пожара 1766 г., когда выгорела центральная его часть. Тогда то и был составлен генеральный план Торжка, в соответствии с которым, на его многочисленных холмах были поставлены величественные каменные храмы, а «образцовые фасады» купеческих усадеб придали его улицам регулярность. Все это слилось в единый градостроительный ансамбль, который теперь часто называют городом-памятником русского градостроительства XVIII-XIX веков. До революции в Торжке было четыре монастыря и 40 церквей. Первыми начинали звонить в Навратной церкви Борисоглебского монастыря, потом подхватывали все церкви. Звук колоколов отражался от Тверцы и плыл по городу и округе малиновый звон, говорят, что звон был слышен даже в Твери. Торжок расположен на обоих берегах реки, соединенных в самом центре города двумя мостами - автомобильным и пешеходным. И, так интересно исторически сложилось, что большинство церквей и соборов расположены на правом берегу реки, некоторые из них стоят на высоких холмах, и хорошо видны из разных точек города. Над внешним обликом города в свое время потрудился Львов Николай Андреевич. Торжок весь разбросан по холмам и холмикам. В настоящее время окраины города застраиваются современными пятиэтажками, а вот исторический центр «застыл» в 19 веке. Есть домики как с картинки, отреставрированные, отремонтированные и приведенные в надлежащий вид, а есть покосившиеся развалюшки. Такая же «история» и с храмами, некоторые стоят в отличном состоянии – красавцы Спасо-Преображенский собор и Михаило-Архангельская церковь. Архитектором первого в 19 веке был предположительно сам Карло Росси, пятиглавый собор является одним из лучших произведений русского классицизма. Михаило-Архангельская церковь была перестроена в середине 19 века став образцом русско-византийского стиля. А, некоторые храмы находятся в жутком состоянии, и к ним к моему великому сожалению я могу отнести и Борисоглебский монастырь. Монастырь со времени своего существования перенёс множество бедствий, претерпел неоднократные опустошения и разорения. Трижды монастырь горел в междоусобных войнах, подвергся нападению монголо-татар, поляков, а когда литовцы захватили город Торжок, то разорили монастырь и разогнали братию. И не смотря на все исторические перипетии, монастырь выжил и продолжал существовать. Но, история монастыря прервалась в связи с событиями 1917 года. В 1925 году братию распустили, а в монастыре на целых полвека разместили тюрьму строгого режима. Затем был лечебно-трудовой профилакторий для алкоголиков, а в последние годы разместился Всероссийский историко-этнографический музей. Дирекция музея прилагала значительные усилия для реставрации изуродованного тюрьмой архитектурного ансамбля. Но восстановить удалось лишь Свечную башню и участок крепостной стены, окружающей монастырь. В 1993 году было принято решение о совместном использовании монастыря музеем и православной церковью. В данный момент реставрацией занимаются пять монахов. Но, что могут сделать пять монахов?!!! В монастыре несколько уникальных церквей, жалко что разглядеть красоту сложно: находится обитель в плачевном состоянии. Но раз люди есть, значит, постепенно восстановят всем миром. Правда, поддержка либо государства, либо благотворителей все равно нужна. Хочется надеяться, что все же «большие вожди» задумаются, и здесь сделают туристический центр на уровне центров Золотого кольца.
А какой потрясающий вид открывается со смотровой площадки монастыря!.. Умели наши предки выбирать место под монастыри и храмы. Редкой красоты и смысла пейзаж! Лучи солнечного света справа заливают сверху вниз, параллельно нисходящей, с высоты и по той же траектории линии храмового комплекса все низлежащее, необъятное пространство. И такое ликующее торжество разливается в душе, акцентированное красотой и стройностью архитектурных форм, отражением небесным в воде... А вот, казалось бы, провинциальный городок! Сколько удивительных и красивых мест на свете...!!!
Достопримечательностей в Торжке немало, но поскольку расположены они достаточно компактно, то осмотреть город реально за день или же за две половины дня (т.е. в субботу приехать, в воскресенье уехать). Река Тверца делит город на две части, восточную (левый берег) и западную (правый). В центральной части города расположены два моста, пешеходный и автомобильный. По приданию тело святой Иулиании бросили в Тверцу. Так приняла княгиня мученическую кончину за верность и любовь к мужу. Хочется думать, что поэтому на мосту так много свадебных замочков и каждая пара надеется быть верными друг другу.
На площади 9 января, возле
Крестовоздвиженской часовни, установлен памятник архитектору Н.А. Львову (1753-1803), который родился под Торжком и был творцом многих архитектурных проектов города. Авторы памятника: скульптор Ю.П. Карпенко и архитектор В.П. Городович. Львов и в самом деле был личностью. Удивительно, сколько сделал он за пятьдесят два года своей жизни. Но самое, пожалуй, поразительное, что Львов нигде основательно не учился; мало того, до восемнадцати лет он вообще был захолустным дворянским недорослем, который, по словам знавшего его лично биографа, "лепетал несколько слов по-французски, а по-русски писать почти не умел". Всего десять лет понадобилось Львову, чтобы, начав с азов, собственными усилиями достигнуть уровня эрудированного человека, стать архитектором! Как многогранен его талант! Поэт и архитектор, перевод¬чик и механик, дипломат и садовник, балетмейстер и конструк¬тор машин, гидротехник и художник, печник и историк, гравёр и археолог, музыкант и ботаник, этнограф и скульптор, искус¬ствовед и геолог, редактор и строитель. Кажется, невероятно много для одного человека, ведь и жизни его земной было немногим более пятидесяти лет.
Украшением площади 9 Января является Крестовоздвиженская часовня, построенная в 1814 г. на средства Борисо-Глебского монастыря. Предполагается, что она выстроена по проекту архитектора Н.А. Львова (1753-1803), который родился под Торжком. Часовня славилась святочтимым колодцем. Достопримечательностью ее был также высокий восьмиконечный крест, вмонтированный в камень-конгломерат, поэтому часовня имела и другое название – Животворящего Креста.
В Торжке помимо всего есть одно любопытное место, по преданию связанное с Пушкиным. Это бывшая гостиница Пожарского. В конце 60х годов в этом здании располагался клуб имени Парижской коммуны. Так вот. В свое время гостиница Пожарского, названная по имени ее основателя - ямщика Пожарского, было местом популярным у странствующих господ. Помимо всего прочего у Пожарских часто устраивались выставки изделий златошвей. Искусству торжокских златошвей более 700 лет. Это наиболее сложный и изысканный вид русской вышивки, сохранившей в себе традиции древнего промысла. Вышивали вначале для церквей и храмов, в 17 веке торжокские мастерицы вышили шелками и золотом покрывало для мощей Святого Ефремия в Борисоглебском монастыре. Эта работа вошла в историю русского декоративно-прикладного искусства как шедевр лицевого шитья. Здесь шилось бальное платье для Екатерины II и порфира для коронации Александра II. Золотое шитье исполняется золочеными и серебряными нитями на коже, замше, бархате, шелке, шерсти, шифоне, других материалах. Вышивка дополняется бисером, блестками, канителью, жемчугом. Любовался их искусством А. С. Пушкин и в Торжок частенько наведывался. В гостинице ему отводили лучшую комнату и торопились сытно и вкусно покормить. В своих стихах он прославил всем ныне известные Пожарские котлеты, которые подавались к столу у гостеприимных хозяев. Есть две легенды возникновения блюда. По одной, рецептом котлет с Дарьей Пожарской расплатился за ночлег обедневший француз. По другой, рецепт придумала сама Дарья. Одно точно: после этого дела Пожарских пошли в гору.
Рецепт пожарских котлет из Торжка350 г куриного мяса, 150 г телятины, перец, соль, сметана, 50 г сливочного масла, 1 яйцо, панировочные сухари.
Мясо пропустить через мясорубку, добавить сметану, соль и перец по вкусу. Из полученной массы сформировать шарики, внутрь каждого положить по кусочку масла или куриного жира, обвалять их в яйце и сухарях (можно в белом хлебе, порезанном тонкими кусочками в виде соломки). Потом ножом аккуратно придать шарикам форму котлет, делая один конец острым, другой округлым, и жарить в масле или маргарине.
Пушкин, вообще особая тема для жителей Торжка. В городе есть площадь Пушкина с небольшим бюстом поэту (скульптор – И. Рукавишников, 1972). Место для площади выбрали не случайно, это перекрёсток трёх дорог, которые ведут в места так или иначе, связанные с жизнью и творчеством Александра Сергеевича. Главное – каждый год, в первую субботу июня здесь проходят Пушкинские праздники поэзии. Даже река Тверца становится сценой!
Бульвар или Красная Гора №2 выводит к Путевому дворцу. Бульвар - это была самая любимая, самая зеленая, самая оживлённая, самая модная улица Торжка 18-19 вв.
«Вечером ходили по бульвару и наслаждались запахом черёмухи». А «вид с бульвара на ту сторону Тверцы» был «выше всякой похвалы». «Каждое воскресенье и каждый праздник играла музыка. … Прекрасный пол, принарядившись в лучшие платья, сидел на лавочках…, а молодежь мужского пола гуляла по аллеям. …Толпы гуляющих, преимущественно мещан и ямщиков, разодетых по-праздничному, перемешивалась… с людьми чиновными, военными и супругами купцов. «Интеллигентные» гуляли против Путевого дворца, а «простые» - в конце бульвара. Шумная болтовня раздавалась из конца в конец. …Все друг другу говорили «вы», о себе выражались «мы» и каждую фразу начинали словами «ах, помилуйте-с!». …Как только темнело, картина сразу менялась: девицы и кавалеры гуляли парами… затем кавалеры провожали своих дам до дома, где ещё долго просиживали на лавочках». Жаль, что у нас не было возможности оценить, какая музыка сейчас играет на бульваре и кто там сейчас гуляет.
Путевой дворец (конец 18в.) был построен для отдыха на пути проезжающих царских особ, но, как видно, «пожарскими» котлетками там не потчевали и поэтому особой популярностью у них не пользовался – вообще никто не останавливался, поэтому в начале 19в. здесь разместили казармы, потом женское училище, потом женскую гимназии, в результате и сейчас в этом здании разместилась школа.
Музей вертолётов. Улица Энгельса, самый её конец. Здесь всего 14 экспонатов, но каких! От МИ-6 до самого большого вертолёта в мире, вмещающем около 300 десантников-парашютистов – МИ-26; палубного торпедоносца Ка-25 – охотника за подлодками; миниатюрного вертолётика ГАИ; последнего сохранившегося боевого вертолёта МИ-24 и исторического славного МИ-18, на котором наши женщины-лётчицы в 1992 к 50-ю Ленд-лиза сгоняли по-быстрому в Америку (Майями) через Аляску и Канаду…Увы! Посмотреть проблематично. Вертолетный музей уже давно надо бы вывести за пределы воинской части. А пока для свободного доступа он открыт только раз в году - в День Авиации.
Городской вал - лучшая смотровая площадка в городе. Его бы обустроить,... хотя бы лестницу сделать. Поздним вечером, на том берегу лают собаки, в окошках старинных домов зажигается свет. И через эти оранжевые прямоугольники просвечивается торжокская жизнь и очень хорошо видно, как живут торжане. Чистенько. Старомодно. Пластмассовые плафоны. Стенки. На окне обязательный цветок. Луна зацепилась за шпиль Борисоглебского монастыря. Вот так и живут русские люди в провинциальных городах. Из года в год, им показывают по телевизору президентов и рассказывают, что жить в нашей стране становится гораздо лучше, гораздо бодрее и веселее, чем раньше, а они верят этим президентам, и надеются на них. А жизнь идёт, и ничего по сути не меняется.
Воскресенский девичий монастырь, Воскресенский собор с колокольней. Неприветливая дорожка к храму. Да и сам монастырь заброшен, не действующий. Тихая улочка и только одинокая кошка стережет монастырь.
Вдоль набережной расположены как старые купеческие усадьбы, так и новые дома, которые удачно вписались в старинную часть города. Так, в бывшем доме купца Грабинского и прилегающем к нему корпусе с мансардами расположены ресторан и гостиница. Над набережной – второй ярус старой городской застройки: над гостиницей возвышается ансамбль бывшего Воскресенского девичьего монастыря. В нем сохранились Воскресенская церковь (1796) с колокольней (1766) и церковь в память Усекновения головы Иоанна Предтечи, круглая в плане (1840 г., арх. И.Ф. Львов), а также несколько зданий келий. Город провинциален, центр сохранил все старинные здания, в которых расположены магазины и учреждения. Как будто попадаешь на два века назад. Деревенские деревянные дома во всей красе. Набережные "новых русских", стилизованные под барские усадьбы 19 века. Хотя все-таки я надеюсь, что положение изменится. В генеральном плане развития Торжка особое внимание отводится развитию туризма. «За счет развития туризма, современной сети логистики и высокотехнологичной промышленности, превратить город Торжок в туристический, историко-культурный центр европейского значения, в территорию с высоким уровнем жизни, с качественными, комфортными и доступными услугами для жителей, предпринимателей и гостей города».
В городке есть еще несколько церковный ансамблей в достаточно смотрибельном виде. Фотографии, сделанные там - как будто старинные картины известных живописцев! Ощущается вся прелесть русского пейзажа. Спокойного, уравновешенного, родного.
А еще Торжок известен не только как город-музей, но и как город-курорт. В бывшей усадьбе Львовых, в деревне Митино расположился
санаторий «Митино». Минеральные источники, которые образовались здесь много лет назад, дарят молодость, здоровье и красоту каждому, кто окунется в их целебные воды. А на самой территории можно увидеть уникальную каменно-булыжниковую пирамиду с прозаическим назначением – погреб, и полуразвалившийся барский дом…, а также прогуляться по уникальному парку, его ведь тоже когда-то спроектировал и заложил талантливый владелец-архитектор-паркостроитель и «гений вкуса».
Село Прутня (шоссе Торжок-Тверь, 9 км от Торжка, автобус №119) – последнее пристанище Анны Петровны Керн рядом с Воскресенской церковью. Среди местных молодоженов есть обычай после ЗАГСА приехать сюда с друзьями и родственниками, выпить по бокальчику шампанского и принимать пожелания счастья в семейной жизни. Надо отметить, что как это ни странно, а вот именно этого – «счастья в семейной жизни» - у 16летней Анечки Полторацкой выданной замуж за 52летнего генерала Ермолая Керна не было и в помине. Александр Пушкин был один из её многочисленных поклонников. К сожалению, место последнего пристанища этой чудной женщины-мгновенья – символическое, так как настоящее установить не удалось, да и вряд ли когда-нибудь удастся.
Деревня Василёво. Это тоже владения Львовых, и сейчас здесь располагается Этнографический музей или Музей деревянного зодчества. Можно посмотреть на вывезенные из разных деревень и собранные в одном месте церкви, жилые дома, трактиры и т.д. Но главное – это Чертов мост из валунов. Только необузданная фантазия Николая Александровича Львова могла воплотить в реальность идею швейцарского моста, по которому Суворов перешёл через пропасть (22м) и речку, и вышел в тыл противнику в его триумфальном Швейцарском походе - у себя в торжокском имении. Конечно же, это мини-вариант моста, но камни по фирменно-альпийски не скреплены раствором, а всего лишь плотно подогнаны по форме и размеру. Главное – свод держится не на опоре, а на центральном камне. Местные женихи переносят местных невест через этот мост на руках – такова традиция. А заезжие режиссеры (Т. Бикмамбетов) снимают здесь свои фильмы (битва сил Света и Тьмы в «Ночном Дозоре»). Здесь надо загадывать самые заветные желания. Говорят, обязательно сбудется. В 1976 г. в Василево был устроен архитектурно-этнографический музей: из разных районов Тверской области сюда перевезли памятники деревянного зодчества (1 пол. XVIII – нач. XIX вв.). Сейчас это парк-лес со стоящими по отдельности деревянными церквями, и домами, между которыми проложена маршрутная тропинка
Усадьба Раек-Знаменское; архитектор Ф.И. Буци при участии Н.А. Львова. Находится усадьба рядом с одноименным селом, километрах в трех к югу от д. Дубровка, расположенной на трассе М-10 примерно в 20 км от Торжка в сторону Твери. Сохранились: главный дом с четырьмя флигелями и овальным парадным двором, опоясанным колоннадой (1787 г.), Знаменская церковь, пейзажный парк, есть небольшой грот. Интересен главный дом, а точнее, дворец в стиле классицизма, окруженный грандиозной колоннадой протяженностью около 150 метров, и пейзажный парк. Однако комплекс усадьбы, один из лучших в России, пребывает в плачевном состоянии.
Ворота с полукруглой аркой.
Холмы, луга, леса, овсы.
В ограде - мрак и холод парка,
И дом невиданной красы.
Там липы в несколько обхватов
Справляют в сумраке аллей,
Вершины друг за друга спрятав,
Свой двухсотлетний юбилей... .
Б. Пастернак
Парадокс! Но в своём забвении и поруганности усадьба во сто крат поэтичнее и краше иных отреставрированных, ...и берет за душу так, что невозможно оторваться! Парадный двор напоминает огромную дворцовую площадь, а окружающая его колоннада связывает все усадебные сооружения в единый ансамбль, подчиненный главному дому - дворцу. Очевидно, что усадьба была рассчитана на великосветские приемы. Колоннады с пешеходной галереей, соединяющие основное здание с симметрично стоящими флигелями. С другой стороны пространство замыкается такой же по виду, но уже не пешеходной колоннадой с парадными воротами посередине. Все это в плане напоминает букву «О» с впечатляющего размера замкнутым пространством (можно только пофантазировать, как все это выглядело в свои лучшие времена). Двойная дорическая колоннада объединяла главный дом с вытянутыми вдоль двора флигелями и триумфальной аркой въезда. Благодаря этому парадный двор выглядел еще величественнее, и посетителю приходилось проделать изрядный путь от въездных ворот к дому. А вверху, над колоннами - своего рода террасы, по которым можно было гулять и любоваться природой. Эдакий «русский Версаль». К счастью, жизнь в Райке меняется! Расчищен парк рядом с домом, пруды обрели былую прозрачность... теперь наступила очередь колоннад! Медленно, очень медленно шедевр Львова возвращается к жизни! Да, усадьба еще не восстановлена, идут работы, много еще не сделано, но поражает талант архитектора, как все удобно продумано. Оказывается он первый в России придумал систему вентиляции и кондиционирования, а также отопления помещения. Там использовались трубы, вмонтированные в стены. А танцующая зала, а освещение главной лестницы с использованием особых стекол в фонаре на крыше, а необыкновенной красоты колоннада! И все это не только красивый дворцовый комплекс, но и передовая в техническом плане усадьба, где все было продумано до мелочей!..
Про новотрожское золотное шитьё я уже писала. Есть в Торжке единственное в России училище, выпускающее златошвеек. Это они вышивают самые красивые гербы, флаги и много чего еще. Зайдите в музей лучших образцов этого искусства. В нем не только государственная символика и атрибутика, расшитая золотой нитью, а также редкой красоты наряды. Промысел этот нигде более в России не сохранился. Всех желающих приглашают на мастер-классы. После занятия вы будете с легкостью отличать машинные изделия от тех, которые вручную расшивали мастерицы. Не забудьте купить «золотой» сувенир на память. Такие кошелечки, небольшие панно или подвески точно больше нигде не встретишь. Даже если Вы ничего не хотите покупать, все равно очень интересно посмотреть на их продукцию, попадаются очень-очень красивые изделия. Ассортимент золотошвейных изделий очень впечатляет. Это панно, бювары (адресные папки), декоративные наволочки для диванных подушек, красивые скатерти, дорожки, салфетки, оригинальные украшения (броши, серьги, заколки для волос, нагрудные украшения, шитые золотом и серебром пояса), нарядная женская одежда — жилеты, блузоны, платья; головные уборы — береты, платки, шарфы, шали; сувенирные изделия — закладки для книг, эмблемы, театральные сумочки, косметички, очечники, кошельки, портмоне, книжки записные, шкатулки, картины и иконы.
И напоследок хочется обратить внимание на то, что Торжок в древности носил название Новый Торг, из-за чего в топонимике одновременно с прилагательным «торжокский», используется и старый вариант — «новоторжский». А жители Торжка и по сей день предпочитают называть себя как “новоторжцы”.---.В Москве живут москвичи, в Петербурге – петербуржцы, в Курске – куряне, в Архангельске – архангелогородцы... А в Торжке? Увы! В ответ на этот вопрос неизменно слышишь неистребимое уродливое «НОВОТОРЫ». К сожалению. Но – к счастью – существует еще одно (вполне официальное) название – НОВОТОРЖЦЫ. Корень слова – ТОРГ. Здесь наблюдается точно такое же чередование согласных – Г и Ж, – как в случае с Петербургом. И поскольку согласная эта КОРНЕВАЯ, выпущенной она быть никак не может! «Новоторы» – это абсолютно то же самое, что «Петербуры». (Ведь в прошлом город назывался Новый Торг, а не «Новый Тор».)
Не знаю, как подобрать слова. Но, глядя на завораживающую загадочную Русь, почему-то щемит сердце, и слезы наворачиваются. Может потому, что все это пытаются вырвать из наших сердец с разделением границ и с политическими распрями,... есть у Торжка нечто такое...непонятное, отличное от прочих…прикосновение к истории веков. Как бы не улетели в разные стороны голуби – три золотых и три серебряных – вышитых на гербе города. Люблю такие тихие и спокойные города!!!!! Есть в них какая-то особенная аура и умиротворенность!!!!! Получаешь истинное удовольствие, бродя по тихим, старинным улочкам, вдали от шума и суеты!!!!! Такое чувство, что переносишься в другую реальность!!.. Все-таки душа России не в Москве и не в Питере... Человеку без истории нельзя, человек живёт историей и уходит в историю. Это закон человеческой судьбы, жаль только что живём мы часто по другим законам.
Автор Ковальчук Т.А.