(Из цикла: По Тверской земле)
Калязин - Тверская Атлантида. Символ Калязина – колокольня Никольского собора, которая возвышается над гладью Углического водохранилища, образованного в 1936-40 годах и в результате чего историческая часть города была затоплена. И сегодня здесь можно увидеть городские улицы, уходящие прямо в воду.
Калязин, практически, равноудален и от Москвы, и от Твери, и от Ярославля. Везде расстояние составляет, примерно, 165 км. На этот раз мы отправились в Калязин из Москвы по Ярославскому шоссе (А-108). По сути это прямая дорога, если не считать развилки в Сергиевом -Посаде. Здесь мы повернули налево и через сто с небольшим километров были на берегу Углического водохранилища.
Огромные водные просторы предоставляют прекрасную возможность для развития всего того, что связано с отдыхом на воде, в том числе и яхтинга. Видимо поэтому Владимир Юрьевич Оленин, фамилия сама по себе знаковая для российской истории, и решил несколько лет назад открыть здесь яхтенных клуб «Калязин». И дело пошло. Сейчас здесь есть все необходимое- ангары, марина, заправка и даже собственная детская школа по яхтингу.
Именно здесь, 28 мая впервые прошел фестиваль «Бухта радости», посвященный открытию яхтенного сезона, который вполне может стать традиционным.
Калязин- родина калязинских кружев. Кружевной помысел в Калязине был привнесен из Москвы в середине XVII века. Плетение кружев на коклюшках производилось льняными нитями и шелком. Расцвет калязинского кружевного дела приходится на первую половину XIX в. Это отдельная глава калязинской истории. Плетут кружева и сегодня, но уже не в таких количествах. А в последние годы среди местных сувениров появились расписные изделия на токарной основе и…валенки.
Все хорошо в Калязине, кроме отсутствия дорожных указателей, так необходимых любому путешествующему.
Двадцать минут езды, и мы оказываемся в еще одном знаковом центре Тверской области, в Кашине. Сегодня все больше и больше туристов, путешествующих по маршруту «Золотое кольцо России», решают посетить старинный город Кашин, сохранивший до наших дней облик русского купеческого провинциального города XVIII-XIX веков.
Мы не случайно вспомнили о самом известном туристском маршруте, ведь от Калязина до Углича, одного из центральных городов кольца, всего 60 км. И туристский переток из «Золотого кольца России» через Углич, Калязин, Кашин и далее через Тверь и на Москву вполне реален, так как этот отрезок маршрута располагает целым рядом значительных памятников туристского показа: «плавающая» колокольня Николаевского собора (Калязин), торговая площадь ( Кашин), Смоленская церковь XVI века (село Кушалино, Рамешковский район), историческая застройка в виде трехлучевой симметрии (Тверь), самая древняя сохранившаяся тверская церковь Рождества Богородицы (село Городня, Конаковский район). Здесь сложилась и необходимая туристская инфраструктура, рассчитанная на туристов с самым различным достатком:
гостиница «Русь» (Кашин),
дом отдыха «Тетьково», где сохранилась дача М.И. Калинина и
база отдыха «Медведица» (Кашинский район), более десяти объектов размещения в Твери и пригородах.
Появляются здесь и новые объекты туристского притяжения, но обо все по порядку.
А пока мы в Кашине, где река Кашинка причудливо огибает город со всех сторон , а в одном месте русла реки разделены …одной лишь дорогой. Река придает историческому центру города схожесть с сердцем. Именно поэтому Кашин часто называют «город русского сердца».
Для многих Кашин известен, как и один из старейших в России (открыт в 1884 г.) бальнеологических курортов, располагающий уникальными методиками лечения опорно-двигательной системы и заболеваний пищеварительной системы, с использованием местных минеральных вод и лечебных грязей из реликтовых болот.
Из Кашина наш путь на Тверь, но так как уже поздно мы решили заночевать в доме отдыха «Тетьково», в местечке Верхняя Троица, (35 км от Кашина). Сегодня этот объект, входящий в структуру администрации Президента РФ, открыт для всех желающих. И это здорово, потому что есть в «Тетьково» и свои архитектурные памятники - комплекс деревянных построек 30-х годов прошлого века, в том числе и дача М.И. Калинина, который родился в соседней Верхней Троице.
Дача всесоюзного старосты поддерживается в хорошем состоянии, здесь можно увидеть мемориальную мебель. Дачу можно снять, но мы выбираем обычные корпуса, вспомнив о духе Калинана, который якобы по ночам бродит по многочисленным комнатам своей дачи.
На следующий день отправимся дальше. Тем более, что по дороге, перед самым перекрестком с Бежецким шоссе, а для этого нужно преодолеть порядка 70 км, нас ждала встреча жителями старинного русского села Ведное, объединенными одно идеей – возродить былую славу этого места. А славилось Ведное народным промыслом под названием «ведновская строчка» - вышивка на льняном полотне самых различных предметов домашнего обихода. В 1928 году здесь была организована из вышивальщиц кустарная артель, которая со временем превратилась в фабрику «Красных вышивальщиц». В истории этого промысла было все и славные и грустные страницы. Но главное, что нашлись люди, которые создают здесь еще один музейно-развлекательный центр с интересными интерактивными программами.
Совсем рядом от Ведного располагается еще одного старинное русское село – неотъемлемая страница национальной истории, ведь с этим селом связана судьба Симеона Бекбулатовича – Великого князя всея Руси и даже Московского царя. Симеон был этническим татарином и мусульманином и до крещения именовался Саин-Булатом. В качестве касимовского царя Саин-Булат принимал участие в Ливонской войне, в походах 1571-1573 годов. В июле 1573 года, видимо, по настоянию Ивана Грозного, касимовский царь был крещен здесь же в селе Кушалино в день иконы Смоленской Богоматери. В честь этого события он в 1590 году построил одноименную церковь, которая сохранилась до наших дней и вместе к колокольней и Духовой церковью, более поздней постройки, создает значительный архитектурный ансамбль.
Еще 36 км и мы в Твери, где нас ждала обзорная экскурсия: отроч монастырь с его средневековыми историями, памятник Афанасию Никитину, трехлучевая симметрия центральной части и многое другое. А переночевать мы решили в загородном комплексе «КомпьютериЯ», недалеко от еще одного знаменитого тверского села Медное. Оригинальные номера, выполненные в стиле самых различных стран, сосновый бор и живописная Тверца- все это сделали даже столь короткое наше пребывание здесь по настоящему незабываемым.
Разумеется, мы неслучайно выбрали для ночевки «Компьютерию», ведь наш путь лежал в один из древнейших городов нашей страны - в Торжок. Сколько лет на самом деле городу сказать сложно, но в моей коллекции конвертов есть и один, выпущенный в 1989 году и посвященный …1000-летию этого города.
Здесь же на высоком берегу Тверцы находится старейшая православная обитель России - Борисоглебский монастырь.
Тверь, Торжок и Старица- это не только древние тверские города, но и города связанные с пребыванием в этих местах А.С. Пушкина. И неслучайно, что в 1970 году они, вместе с целым рядом близлежащих сел, вошли в туристский маршруту «Пушкинское кольцо Верхневолжья», общей протяженностью в 240 км.
Пребыванию Пушкина на Тверской земле посвящен и традиционный праздник поэзии, который проходит ежегодно в первое воскресенье июля в селе Берново, где все - и усадебный дом помещиков Вульфов, и пруд в парке, и вековые лиственницы- все говорит о великом поэте.
Еще час езды и нас ждет встреча со Старицей. Прекрасный вид с высокого городища отрывается на возрожденный Свято-Успенский монастырь. Но сколько еще замечательных архитектурных памятников ждут своего часа, среди которых и удивительно – красивая Пятницкая церковь. Что же, будем надеяться…
Монастырь же живет своей жизнью, выполняя свою главную миссию- духовного просвещения и кормления православных людей.
Из Старицы в Москву можно попасть разными путями. Один из них – через Лотошино, Микулино и Волоколамск. Другой – через Тверь. Если Вы выберете второй путь, у Вас появится возможность побывать в усадьбе Великопольских Чукавино, посмотреть белокаменную Успенскую церковь в селе Иванищи, но самое главное- посетить самую древнюю тверскую церковь Рождества богородицы в селе Городня…,и уже потом вернуться в Москву
Виктор Грибков-Майский
Член Союза журналистов России