В жизни бывает много интересных моментов, которые воспоминаниями накапливаются в голове, создавая индивидуальный шедевр – галерею жизни. Бывает, возникают трудности, и тогда эта галерея распахивает свои двери, многогранно показывая всю свою внутреннюю красоту. Осознание того, что жизнь всё-таки прекрасна, заставляет улыбнуться, взбодриться и продолжать жить. Несмотря на общепризнанные жизненные ценности – дети, семья, родители – у человека должны быть и свои, личные «прелести» для души и тела, которые тоже занимают свою ячейку в сознании. Однажды наступает время, когда хочется поделиться некоторыми своими страницами из жизни с хорошими людьми, которым доверяешь, пусть даже интуитивно. Одним из важных «прелестным» томиком я для себя считаю туризм.
8-9 декабря 2011 года в Костроме состоялся Межрегиональный туристский форум "История России в малых городах", цель которого - положить начало активному продвижению туристского потенциала малых городов.
Форум в Костроме стал третьим мероприятием, проводимым в рамках реализации Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)», организаторами которого выступили Ростуризм и правительство Костромской области при поддержке Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации и Всемирной туристской организации ООН. Тема обсуждения "Развитие культурно-познавательного туризма в малых исторических городах России как фактор возрождения многовековых национальных традиций" послужила поводом для высказывания наболевших вопросов.
Много собралось представителей от туристических центров не только Костромы и Костромской земли. Гости из столицы приехали, да соседи из Ярославля и Смоленска, Владимира и Кирова, Ростова и Кинешмы, Мурома и Нижнего Новгорода, Елабуги да Камышина, Тамбова и Калужской области посмотреть на «Богом хранимую, лесами, льном, златом-серебром богатую, русским духом сильную» Кострому. Впечатлений набрались – с друзьями поделятся. А те, глядишь, своим расскажут. Так Кострома и гостями всегда будет богата.
Вот мир да благодать наступят, когда незваному гостю будут рады, как званному. На Костромской земле все для этого делается. Воочию убедились… В Костроме собрались около трехсот представителей туриндустрии, а так же руководители министерств и ведомств, заинтересованных в развитии туризма. О том, как достойно представлять местные бренды и привлекать в регионы как можно больше туристов, шла речь на пленарном заседании форума.
Нам есть, что показать туристам. С этих слов начинали свои выступления почти все без исключения представители малых городов: Углича, Елабуги, Тобольска, Костромы. Каждый из этих исторических центров самобытен и уникален. А вот проблемы общие. Не более пяти процентов малых городов сегодня находятся на самоокупаемости. Остальным нужна опека государства и дополнительные средства, как из федерального бюджета, так и частные инвестиции.
В конференц-зале состоялась встреча с туристскими и гостиничными предприятиями Костромской области и презентации, услышали мы и интересные рассказы о деятельности музеев, заповедников, о громадном туристическом потенциале Костромской земли. А еще я узнала, что туризм бывает культурно-познавательный (ну это понятно), паломнический – тоже понятно, православные приезжают посетить святые места, родники, поклониться мощам святых чудотворцев, открыть сердце живой молитве. Активный туризм — это байдарки, внедорожники, «непроходимые» места, выносливость и радость от преодоления себя. А если хотите укрепить здоровье — пожалуйста, вам необходим рекреационный туризм. Минеральные источники, грязи, лосиное молоко, оздоровление чистом воздухом и красотой природы в сочетании с традиционными и современными методами лечения на следующий год переведут вас в строй активных туристов, а потом вы совмещаете приятный отдых с делом – выставки, ярмарки, форумы, полезные и приятные знакомства, деловое сотрудничество. Это — деловой туризм. Экологический, этнографический, круизный, детский и молодежный туризм. Еще и событийный!
А в КВЦ «Губернский» открылась выставка брендов малых городов России - в рамках межрегионального туристского форума. Впервые местом его проведения выбрана Кострома. Муромцы привезли свои расписные калачи. Ростовчане — чернолощёную керамику и свежеиспечённые караваи. Их делегацию возглавил богатырь Алёша Попович. Былинный герой родом из Ростова Великого. А вот из Кинешмы прибыла целая партия красавиц — ивановских невест. Но больше всего брендов представила Кострома. Гостей форума угощали свежим вохомским сыром, копчёной галичской щукой. Прямо на выставке можно было научиться плести корзинки из бересты или делать игрушки из льняного волокна. В небольшой театральной зарисовке костромичи представили все наши известные бренды. Сейчас их уже 16. Это и привычные — Кострома - колыбель дома Романовых, родина Ивана Сусанина и Снегурочки, сырная, ювелирная и льняная столица России. И недавно зарегистрированные бренды, такие как «Северное сияние» - это бега на собачьих упряжках - и «Кострома кустодиевская».
9 декабря для представителей федеральных СМИ была организована выездная сессия: день начался с посещения
Сумароковской лосиной фермы, расположенной рядом с
санаторием «им. Ивана Сусанина», где для лечения и оздоровления пациентов врачи применяют лосиное молоко, поступающее с фермы. И вот после завтрака едем на Сумароковскую лосеферму. Для особо сентиментальных туристов, мечтающих покормить лосей, припасена рубленая морковка. Другого ничего нельзя – эти крупные животные могут погибнуть от неправильного питания, от инфекций, посему гладить их тоже нельзя. От любезных хозяев мы узнали много нового о жизни и особенностях лосей. Например, что у бедняг; нет желчного пузыря, и потому то они любят все горькое, а особенно кору осиновую. В мороз ниже 4-х градусов лоси сами не могут сдирать кору и довольствуются веточками. Тут они вспоминают о людях и приходят за подкормкой. А люди стараются заготовить для них осиновой коры. Летом же им раздолье. Лосихи приходят на ферму только на дойку на записанный голос доярок. Кто-то из участников форума попробовал лосиного молока, кто-то купил «лосиных» сувениров. В общем, все остались довольны. Подросшим теляткам мы не докучали, только немного покормили дозволенной морковкой и сфотографировали. А проводить нас пришла из леса лосиха. Добавлю к сему, Сумароковская лосеферма - уникальное место, где содержатся на вольном выгуле лосихи и лосята. Также было поведано то, что часть лосей продают, часть выпускают в лес, часть оставляют для дальнейшего разведения. На свидание с лосями стоит съездить, благо это от Костромы в нескольких минутах езды!
Программа наша продолжилась посещением мужского
Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря, вход в который охраняли стрельцы. Монастырь встретил нас тишиной, белизной надежных стен, чистотой, благостью, прохладой, ухоженным двором с цветником. Не укладывается в голове, что это — оплот российской государственности, отсюда призвали на царство первого Романова. Стены и башни монастыря были значительно укреплены, надстроены и больше приспособлены для обороны, нежели раньше. К счастью, проверить их боеспособность так и не пришлось. Зато остались массивные и красивые стены, истинное украшение которых − западная «Зеленая» въездная башня работы Андрея Кузнеца, получившая свое прозвание из-за зеленой поливной черепицы, которой покрыт ее шатер. Тогда же, в середине XVII века, перестраиваются и объединяются в единый комплекс разрозненные монастырские кельи и хозяйственные постройки. По-настоящему выдающееся здание монастыря – архиерейский корпус с домовой церковью, расположенный в северо-западной части монастырской территории. Он был построен в камне в XVI веке, надстроен и капитально перестроен в XVII и XIX веках. На наиболее древний первый этаж были поставлены еще два, а в 1840 году было решено устроить внутридомовую церковь Хрисанфа и Дарии. Церковь была частично выстроена по проекту К.А.Тона, но вскоре обрушилась и была восстановлена только в 1868 году по проекту губернского архитектора Григорьева. Церковь была надвратной, хотя сейчас в ее арку никто не проходит…
В Церковном историко-археологическом музее Костромской епархиии Русской Православной Церкви при Свято-Троицком Ипатьевском монастыре была представлена богатая экспозиция уникальных предметов литургической жизни храмов и монастырей Костромской земли. Богато украшенные золотным орнаментальным шитьем и жемчужным низанием ризы. Оклад Евангелия напрестольного. ХIХ век, Россия. Серебро, золочение, томпак, хрусталь, финифть, чеканка. В музее представлены памятники иконописи XV-XIX веков из музейного собрания церковного искусства. Основу экспозиции составляют иконы, выполненные костромскими изографами во второй половине XVII – начале XVIII века. Большое впечатление на меня произвели работы древних мастеров, которые писали иконы, изготавливали оклады к этим иконам, ткали и проч. Насколько сильной должна быть вера, чтобы создавать ТАКИЕ произведения! Глядя на эти произведения искусства, понимаешь, что современные шедевры по большей части жалкое подобие образцов прошлого. Причем каждая поездка с осмотром исторических достопримечательностей и памятников старины оставляет именно такое впечатление – восхищения прошлым и усмешкой настоящим.
За монастырем раскинулась Ипатьевская слобода, там сохранилась пятиглавая церковь святого апостола Иоанна Богослова (XVII век) В послевоенное время к стенам монастыря со всей Костромской области были свезены памятники деревянного зодчества. Здесь был создан музей под открытым небом "Костромская слобода". На территории музея проходят интерактивные программы. Посетителей приглашают в избу, где знакомят с русскими традициями и обычаями, угощают чаем на травах из самовара, пирогами, разноцветным сахаром и медовухой. Жемчужина же собрания Музея деревянного зодчества – церковь Собора Богородицы (само по себе уже интересное посвящение) из села Холм Галичского района (расположена вне основной территории музея, в Богословской слободе). Надпись на храме сообщает, что он возведен в 1552 году, 13-го октября. Именно в октябре 1552 года пала Казань. Не этому ли событию посвятили жители костромской деревни возведение храма, поскольку от казанцев многие в Костромской губернии изрядно настрадались? Есть и другая загадка. Надпись говорит, что храм возведен на память мучеников Карпа и Папилы. Но легенда, бытовавшая в деревне, уверяет, что Карп и Папила – это плотники, ставившие храм, и похороненные под алтарем церкви. Что тут правда, и кто такие эти Карп и Папила, которые удостоились столь высокой чести? В жизнеописании епископа Карпа и дьякона Папилы, пострадавших в 3-м веке по РХ во время гонений императора Деция, мы ответа не найдем. Эти люди отказались справлять языческие обряды, за что их и казнили. Таких историй ранняя церковь знает тысячи. Мы можем осторожно предположить, что под алтарем были похоронены герои похода на Казань. Их имена забылись, народная же память, опираясь на день, когда заложили церковь (память указанных мучеников), приписала им эти имена, «сделав» одновременно и плотниками. Версия, будто храм построили ветераны похода на Казань, отпадает – они не успели бы вернуться из Казани к 13-му октября, поскольку Казань пала 2-го. Мне очень понравился этот музей под открытым небом. Он сделан очень естественно. И даже на фотографиях не видно, что это музей. Стены монастыря органично переплелись с объектами деревянного зодчества.. Милая и родная ..русская старина, хотелось бы чтоб власти и дальше заботились о ее сохранении..
Музей льна и бересты – и там побывали. Рубахи, сарафаны, шляпки на любой привередливый вкус, изделия из бересты… Везде свои умельцы.. Кострома издавна известна своими льняными изделиями, льняные фабрики здесь были основаны знаменитыми купцами Третьяковыми. Частный музей Н.П. Забавиной "Музей льна и бересты". Это один из немногих музеев, где все можно потрогать руками. Зал льна, в котором представлена коллекция Большой Льняной Мануфактуры, фабрики Зворыкина и других костромских предприятий, а также экспонаты, выполненные мастерами вручную: панно и льняные куклы. Экскурсоводы рассказали нам о том, как в старину обрабатывали лен, продемонстрировали работу действующего ткацкого станка. Показали нам экспозиция "Русские народные сказки в бересте" представляет берестяную коллекцию знаменитой мастерицы Валентины Евстигнеевны Шантыревой и её учеников Забавиной Натальи Павловны, Гаврикова Александра Юрьевича, Семеновой Галины Николаевны, Дырмовского Виктора Петровича и д.р.: ковшики, ложки, берестянки, самовар с кружками, туеса, кузовки и прочие предметы русского быта. Не удержались и мы , прикупили на память изделия из бересты, да узорные льняные полотенца, салфетки да скатерти.
А потом поехали мы греться в ледяной
терем Снегурочки. Вокруг терема много скульптур, и тематических построек в виде колокольни, колодца, качелей и прочее. Терем Снегурочки - зимой и летом жилой. У Снегурки, как у любой современной девушки не только зеркальце, но и компьютер, правда, немного инеем подернулся, но работает, пишут ей ребята. Сам терем расположен на территории гостиничного комплекса "Снегурочка", принимает под своими сводами гостей, единственный минус - его малая вместимость, ввиду чего желательно заранее бронировать дату и время посещения. Гостеприимная хозяйка Снегурочка, Домовой, Домовиха и ученый кот Баюн проведут посетителей по подворью и терему, расскажут о русских традициях и приметах, покажут сказку, познакомят с буднями волшебников и пригласят побывать в ледяной комнате, созданной руками уральских мастеров из чистого озерного льда. Здесь можно не только любоваться ледяными скульптурами, но и отведать крепких согревающих напитков из ледяных рюмок, закусив солеными огурцами и клюквой. Детям, естественно, приготовят совсем другое угощение - настоящий снежный коктейль (талая водица да пушистый снежок).
В который раз посетовали, что не удалось
посетить Богоявленско-Анастасиин женский монастырь с его святыней – Феодоровской иконой Пресвятой Богородицы. Монастырь после службы закрывается и попасть в него невозможно. А у этой чудотворной иконы Михаил Романов принес обет верности Отечеству и Православной церкви, перед ликом ее молился св. блгв. Александр Невский накануне решающего сражения. Переходившие же в православную веру невесты членов царской семьи, почти все брали себе отчество Феодоровна. Ну да будем надеятся, что появиться еще возможность побывать, преклонить колени пред чистым образом ее, поставить свечи и попросить о заветном.
Зато наконец-то увидели действительно
редкий памятник Ленину. Туристы мимо памятника Ленину никогда не проходят равнодушно, всегда фотографируют, вот и мы не стали отказываться от такой традиции. Постамент у него необычайно красивый. Дело в том, что постамент был предназначен для памятника в честь 300-летия дома Романовых. На уступах и в арках должны были располагаться скульптуры всех русских царей, начиная от Михаила Романова. Постамент был готов к 1917 году, и уже привезли фигуры царей. Но тут произошла революция, и грандиозный памятник не был доделан. Фигуры переплавили. А в начале 1928 году на прекрасный постамент (несколько урезав его) поставили скульптуру Ленина. Вот уж истина - не ведаем, что творим. Первый вождь был сделан из железобетона. Но в конце 70-х начале 80-х годов памятник начал разрушаться. У каменного Ильича отвалился подбородок. По всей конструкции пошли заметные трещины. В 1981 году, когда было принято решение о замене бетонного памятника вождю пролетариата на металлический, проектировщики задумали на теле железного Ильича сделать стальные шипы, чтобы птицы не садились и не портили облик Ульянова. Но Обком партии не позволил этого сделать. Новый памятник Ленину соорудили в 1982 году. Однако и эта конструкция оказалась несовершенной. Металл стал ржаветь. Последний технический анализ монумента, показал, что памятник в критическом состоянии. Костромской Ильич показывает на городскую тюрьму, построенную еще в прошлом веке, но действующую до сих пор. Есть планы к 400-летию дома Романовых вернуть историческую справедливость. А на постамент вернуть Романовых и коленопреклоненного Сусанина. А Ленину отвести более скромное место. Я не хочу заниматься политическими спорами, но наверное это справедливо.
Как я люблю старинные русские города! Сколько самобытности, доброй красоты и родного уюта таят в себе их улочки. А сколько этих славных городков, словно нанизанных на нитке жемчужин, стоит на одной из самых прекрасных рек России – на матушке-Волге. Один из них – Кострома, город румяный, веселый, точно медовый пряник. Центральная часть города представляет собой целостный архитектурный ансамбль конца XVIII-XIX вв. В центре симметрично расположены торговые ряды: Красные, называемые также Гостиным двором (1789-1800), и Большие Мучные (1789— 1793). В основе их планировки лежит устройство типичной купеческой лавки с магазином на первом этаже и складами на чердаке и в подвале. Здания окружены открытыми сводчатыми галереями, за каждой аркой была отдельная лавка со своим входом и витриной. К Красным воротам примыкают здание церкви Спаса в Рядах и колокольня, во дворе расположены Мелочные ряды (1831— 1832), построенные для торговли мелкой галантереей. Напротив Гостиного двора находится изящное здание Овощных (Табачных) рядов (1819-1822). Рядом с ними здание Масляных рядов (1809). На вершине волжского откоса возведены Пряничные ряды с двумя часовнями (конец XVIII - начало XIX в.), ниже по склону Рыбные ряды (1840-1850). И
Церковь Спаса в Рядах, что была построена на торговой площади в 1766 году, еще до возведения нынешнего грандиозного комплекса Торговых рядов. Прежде на этом месте стояла деревянная церковь, упомянутая в документах под 1628 годом. Нынешний храм был построен на средства костромского купца Стефана Семёновича Белова. Первоначально новый каменный храм был освящен в честь Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня, но, видимо, по старой памяти костромичи продолжили называть ее Спасской. В 90-х годах XVIII века при постройке Красных рядов церковь оказалась во внутреннем пространстве рядов, а ещё именно тогда разобрали уже имевшуюся старую церковную колокольню, а взамен ей архитектор С.А.Воротилов в 1792 - 1793 годах спроектировал новую колокольню в стиле позднего барокко. В 1929 году храм Спаса в Рядах закрыли. С 1930 года в помещении бывшего храма располагался антирелигиозный музей, но, уже в конце тридцатых годов, храмовую колокольню и главы разобрали, а церковь стала использоваться как складское помещение. С 1986 по 2007 год в храме располагался выставочный зал историко - архитектурного музея заповедника. А с 2007 года храм передан епархии. В Костроме и у меня постоянно было такое чувство, как будто не было целого века социалистических перемен! все вернулось на свои места! Удивительное соседство старины и новых элементов архитектуры! И мне Кострома очень понравилась своей какой-то душевностью, Волгой, памятниками зодчества и несокрушимой гордостью жителей за свой город (а по выходным проводятся праздники на центральной площади, Сусанинской, ничему на самом деле не посвященные, просто "гуляния" с патриотическими песнями о России. По крайней мере, мы во время экскурсии на такой попали). И еще за любовный к своему городу и запоминающийся исторический юмор местного экскурсовода. И где еще центральная площадь называется жителями Сковородкой?!
И что еще интересно, с кем не разговаривала – все хвалят губернатора И.Н. Слюняева. Что, в общем то, не очень характерно. Как правило, региональную власть принято ругать. А про Слюняева говорят «строгий, но справедливый». Напоследок хочу сказать, что чувствовала себя в Костроме почти как дома, благодаря наличию улиц: Проспект Мира (как положено, поблизости находится ВДНХ!), Мясницкая, Никитская. В поездке было 8 городов (Золотое кольцо), и нигде в остальных семи такой душевности я не ощутила. Да, Кострома - это не столица, но мы ведь не ездим по старинным русским городам, чтобы найти признаки столичной жизни?! Все просто. Живите интересно и насыщено. Путешествуйте и отдыхайте на родной земле. У нас чудесного много. Только бы сохранить, да приумножить! Спасибо всем организаторам форума, доброжелательным, обаятельным, знающим и главное, любящим свое дело.
Татьяна Ковальчук