А будет ли счастье, если ждать, ничего не пытаясь изменить?...
В тридевятом царстве, в тридесятом государстве… С таких слов обычно начинаются русские сказки, и именно с таких слов хочется начать наше путешествие по Владимирской области потому, что здесь настолько тонка грань между сказочным и настоящим, между придуманным и реальным, что иногда непонятно где правда, а где вымысел. Для того, чтобы в этом убедиться достаточно просто сюда приехать.
Обожаю хрусталь и стекло! Впервые я столкнулась с их очарованием, увидев у своей бабушки на комоде грациозную балерину из прозрачного стекла, которая казалась мне божественной. Ну как можно сделать из стекла такое чудо, ведь даже складки на ее пачке смотрелись как настоящие! Стеклянная статуэтка прекратила свое существование после того как бабушки не стало. Однажды ее осколки нашли на полу возле комода и мне до сих пор кажется, что это она сама прыгнула в свой последний прыжок от невыносимой утраты. Иначе как объяснить то, что балерина разбилась?
Вот и в Гусь-Хрустальный решила ехать как-то сразу и не раздумывая… Существует несколько легенд образования города. Мне лично больше нравится та, в которой орловский купец Аким Мальцов вместе с проводниками отправился во Владимирский уезд искать новое место для своего предпринимательства. Много дней они шли по лесам. Вдруг сквозь ветки деревьев мелькнула полоска воды. С чистой, прозрачной поверхности реки с шумом взмыла в небо стая белых гусей. «Речка Гусь!», - воскликнул Аким и велел именно здесь строить хрустальную фабрику. В бумагах же решено было писать – Гусь-Хрустальный: тут и место обозначено, и какой товар будет выпускаться. Случилось это в 1756 году. И очень скоро из-под Можайска на новую хрустальную фабрику в мещерских лесах переселились мастера с семьями, да стали творить стеклянную красоту, да на царский стол поставлять.
…Прибыльное дело оказалось. Да и Мальцовы настоящими хозяевами были. В 1861 году построили первый в России рабочий поселок с добротными каменными домами, большинство из которых сохранились до настоящего времени(!). Ну где еще можно увидеть целые улицы коттеджей для пролетариата? А Гусь Хрустальный почти весь такой! Поближе к фабрике сохранились целые кварталы подобного жилья. В любом конце города можно встретить краснокирпичные одноэтажные домики в три окна. Все они отделаны чуть по-разному, белокаменные наличники и детали повторяются нечасто. Первые 40 домов были выстроены в 1840-1870-е годы при И.С.Мальцове. А с 1880 по 1913, при Ю.С. Нечаеве-Мальцове было построено около 426 домиков. Дома были рассчитаны на две семьи и получили в народе название "мальцовские половинки". В 1850-е годы начали строить казармы для рабочих. Одной из ранних построек, сохранившихся до наших дней, является казарма № 5 для рабочих текстильной фабрики, стоящая почти напротив входа на предприятие. Казармы получали порядковые номера по времени строительства. Казарма № 7, получившая название "Генеральская", была возведена в 1881 году (во второй половине ХХ века пристроен третий этаж. В 1899 году для рабочих текстильной фабрики была выстроена казарма № 24, справедливо получившая название "Большая". Здание имеет в плане букву "Ш", система коридорная, отопление было устроено калориферное. Примером более поздней промышленной архитектуры является здание электроподстанции, возведенное в 1924 году в формах эклектики с элементами модерна.
Мальцовы следили за достижениями в изготовлении стекла, старались не отставать. В качестве образцов для подражания на завод привозились изделия ведущих зарубежных фирм-Баккара, Вдова Летц, Галле...Повторяя эти изделия, гусевские мастера, воспроизводили их, открывали секреты их изготовления. Так они научились делать из многослойного стекла фиолетовые и золотисто-коричневые вазы, вытравливая на них кислотой пейзажи. Несмотря на то, что в XIX веке бесцветный хрусталь с алмазной гранью был наиболее востребован в быту и производстве, на Гусевском хрустальном заводе выпускали достаточное количество изделий из цветного стекла, славившегося широкой цветовой палитрой, великолепной фактурой, чистотой и глубиной цвета. Разработка рецептов цветных стекол на заводе связана с именем В.Н. Рябова - представителя династии гусевских стекловаров. Из широкого спектра цветовой гаммы особое место занимали урановые и рубиновые стекла. Урановые красители использовались для получения желто-зелено-синей гаммы. Рубиновое стекло подразделялось на «золотой», «малиновый» и «пурпурный». «Рубин с золотом» и «рубин с пурпуром» варили на основе хрустальной массы.
В 1828 году владелец Гусевской хрустальной фабрики Иван Сергеевич Мальцов был назначен первым секретарем при русской миссии в Персии, которую возглавлял известный писатель А.С.Грибоедов. Мальцов оказался единственным человеком, которому удалось остаться в живых во время трагической гибели русского правительства во главе с А.С.Грибоедовым. В знак искупления вины перед правительством и лично Мальцовым персидский шах разрешает беспошлинную торговлю хрусталем в Персии. Персидские изделия фабрики Мальцова имели также спрос в Закавказье, крупнейших городах Средней Азии. Появляется цветное многослойное стекло, имитирующее золото и серебро. Это изделия в восточном стиле для «азиатского» рынка, кумганы, кальяны, пиптаны. Таким образом, выпуск подобных изделий был не случаен.
…Работа на мальцовских предприятиях была тяжелой, но это компенсировалось системой, как сказали бы сейчас, социальных гарантий. В городе и селах района на средства Мальцова содержались бесплатные школы и больницы. Среди рабочих была достигнута почти поголовная грамотность, искоренено пьянство. Сиротам, вдовам и немощным рабочим выплачивались пенсии и пособия. Да еще выстроили художественное училище для детей рабочих, смену родителям готовить. Училище располагалось в двух симметричных зданиях, выходящих на главную площадь города с Георгиевским собором в центре. Напротив собора - бывшая богадельня, в здании которой в настоящее время размещается администрация города Гусь Хрустальный. Центральное место на площади занимает храм Георгия Победоносца, небесного покровителя Ю.С.Нечаева-Мальцова. Он решил построить церковь на 3000 прихожан, выделил капитал на строительство и в 1891 году утвердил проект. Храм построен в 1892-1904 годах по проекту архитектора Л.Н.Бенуа в псевдорусском стиле. Сам архитектор писал: "В этот храм я все вложил, что мог, и, может быть, он останется лучшим из моих произведений". Согласно пожеланию заказчика, храм должен был быть построен по типу базилики — прямоугольного здания из нечётного числа частей, которые называются нефами и разделены рядами колонн. Храм был выстроен с тремя нефами, из которых средний был выше, чем боковые. Шатёр колокольни находился на 45-метровой высоте. В храме были устроены два предела: в честь Иоанна Богослова и св. мученицы Софьи. Пол выстлан метлахской плиткой. Десять колонн из лабрадорита были сделаны мастерами фирмы В.В.Корчакова-Свирского. Для облицовки фасада храма из Гжели, которая славиться своим гончарным искусством, привозили красный кирпич. На строительство ушло пять лет, и ещё больше — на отделку. Роспись храма поручили художнику Виктору Михайловичу Васнецову, который также работал над картиной «Страшный суд». Над разноцветной мозаикой, украшающей церковь, работал Владимир Фролов. По мнению Васнецова, эта работа была выполнена безукоризненно во всех отношениях. Георгиевский собор освещался люстрами, изготовленными местными мастерами, к сожалению, сохранилась лишь одна из них.
Не все сохранилось в храме, в 1920-е годы перестроенном во "Дворец Труда". А в 1983 году было решено открыть в стенах Георгиевского храма Музей хрусталя, который на данный момент является филиалом Государственного Владимиро-Суздальского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника. В его коллекцию входят и серийные, и уникальные образцы изделий, которые выпускаются на заводе. Я конечно, знала про этой музей... Но, что увижу ТАКОЕ, даже не предполагала!!! Авторские работы разного времени впечатляют, есть настоящие шедевры, в отличие от массовой продукции последних лет. Я раньше думала, подумаешь цветной хрусталь, но в жизни, да когда это ещё авторские работы - смотрится изумительно! Сколько хрустальной красоты. Чудо какое! как будто просвечивает на солнышке рисунок... Всё ручная работа, эксклюзив, искусство. В коллекции музея множество изделий применявшихся в быту и в России: графины, столовые сервизы, канделябры, принадлежности для письма и разнообразные вазы. При их изготовлении применялись довольно сложные техники: «алмазная грань», «шлифование», «нацвет», «гравировка», «галле» и другие. Кто бы отказался от таких графинчиков, да уж, в них хоть красное, хоть белое великолепно выглядело бы. Удивляют и вазы, а еще больше смекалистость мастеров, которые сумели разгадать способы изготовления такой красоты, это и удивляет, вызывает уважение... Конечно, образцы, наших современников, где-то уступают, в качестве и красоте мальцовским, но, многие, произведения уникальны! Они выставлены в музее, а найдены были, совсем случайно, аккуратно запечатанными в ящиках! Глаза разбегаются от такого разнообразия форм и многоцветия. Прекрасное воплощение в стекле увиденное в природе... Да, такую посуду приятно держать в доме! понимаешь Хрусталь - он разный... Бесподобная красота!!! Каждое изделие уникально!! Смотришь - и удивляешься: до чего же талантлив наш народ! Очень впечатлили и современные экспонаты - отличные образцы! Дизайн что надо! Крайне жаль, что завод не стал российским Арком, и эти экспонаты не доведены до массового производства и не продаются в каждом магазине как Люминарк. Да, сравнения нет с образцами советской эпохи, и нынешнего времени, да и в местных магазинах! Есть же мастера... да вот, что странно, куда красота девается?.. Не видим мы ее... Как говорят, местные, мастера-уходят... Не смогла сконцентрироваться на какой-то определенной вещи... общее впечатление "АХ"! что надо кушать и пить из хрусталя... не так длинна жизнь и хрусталя, да и наша... Разговорилась там с одним местным жителем... Он сказал, что на заводе из шести печей осталась работающей только одна, да и в магазинчике при музее выбор небольшой... Хотелось, но не получилось... Купила только двух гусей-лебедей, да бусы хрустальные, в память о поездке.
По поводу самого музея. Это едва ли не лучший музей Золотого Кольца. А хорош он тем, что создан исключительно по теме, как говорится. Во многих городах (Мышкин, Углич, Суздаль, Владимир, Ярославль и др.), музеи являются какими-то неконкретными - то музей утюга, то самовара, то мыши или чайника... И никакой связи с городом эти музеи не имеют. А вот Гусьевский музей очень отличается! Очень сильно улучшилось впечатление даже о самом городе после его посещения! Собрано много уникальных экспонатов, коллекций, где-то понравилось сочетание цветов, где-то удивили необычные формы изделий. Сам собор очень необычен, мы таких еще не встречали. И очень впечатлило полотно Васнецова "Страшный Суд" размером 7х7 метров! Оно огромное! Честно говоря, при всей моей любви к хрусталю, через некоторое время в музее я отвлеклась от экспозиции и представляла себе богослужение в этом храме… Горят свечи, взлетают под потолок голоса певчих, отчего мурашки бегут по коже, и ты осеняешь себя крестом… Боже, какая здесь акустика, должно быть. Услышать бы это хоть один раз! Не знаю, не знаю, была бы моя воля, для музея бы я нашла другое здание, может быть, даже и на хрустальном заводе, а храм сделала бы действующим приходом, чтобы сюда приходили молиться люди, как это было в далеком 1903 году. Но…в 1983 году в Георгиевском соборе открыт филиал Государственного Владимиро-Суздальского художественного музея-заповедника – Музея Хрусталя, а на входе-выходе висит увеличенная во много раз запись В.В.Путина в книге отзывов: «Уникальный музей, уникальные люди – спасибо! 2002г.» И хотя это звучит уже как приговор, хочу поместить здесь слова Ю.С. Нечаева-Мальцова: «А отчего стоит город Орвието в Италии? Для его собора ездят иностранцы издалека. Будет время, когда художники и ценители русского искусства станут ездить и на наш Гусь…». И я надеюсь, что будет время…
А Храм, воздвигнутый более века назад, и сегодня продолжает радовать туристов своим изяществом. Всякое выпадало на долю храмов, некоторых и вовсе уже не сыскать, не восстановить, не отстроить заново. Хорошо, что этот красавец не разрушили полностью. Бог даст, когда-нибудь отстроится заново...
Вообще-то в Гусь-Хрустальном я обнаружила много непонятных для обычной логики вещей: Дома, построенные Мальцовами находятся, как это не странно, на улице Ленина, на ул. Гоголя, а не на улице Мальцова(ых)/ Мальцевской как положено, наверное, было быть. Усадьба же Мальцовых, столько сделавших для этого города, утрачена. На ее месте разбит сквер и поставлен памятник В.И.Ленину. Справедливости ради надо сказать, что памятник основателю города - Акиму Мальцову - появился не так давно в сквере у Георгиевского собора.
Хрустальное сырье пользуется спросом и за границей, а наши заводы разоряются и останавливаются. К сожалению, постройки на территории "Стекловалокна" стоят полуразрушенные, с выбитыми окнами. А старый шлифовальный корпус лишился еще и крыши. По другую сторону плотины пока еще функционирует хрустальный завод, но по словам местных жителей, производство на нем сокращается. Не по хозяйски как-то.
И сам город не раскручен ни сколько, мало кто знает, как сюда попасть. А попасть, увидеть эту красоту своим глазами, право же, стоит. И жаль покидать этот приветливый, уютный и столь своеобразный город, который можно полюбить, даже не будучи гусевчанином.
А еще на стыке трех областей России – Московской, Владимирской и Рязанской лежит прекрасный край изумрудных болот и озер, тихих и неторопливых рек с бобровыми поселениями, янтарных сосняков, наполненных токованием глухарей, светлых березняков и осинников с бурыми тенями неторопливых лосей – это Национальный парк «Мещера». Идея создания национального парка появилась в начале 80-х годов, когда стала очевидной необходимость сохранения нетронутых уголков Мещерской низменности. Общая площадь парка составляет 118,758 тыс. га. Территория парка расположена в юго-западной части Владимирской области, и занимает 27,4% территории Гусь-Хрустального района. НП «Мещера» является природоохранительным учреждением, территория которого включает природные и историко-культурные комплексы Мещерской низменности, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность и предназначена для использования в природоохранных, эколого-просветительских, научных и культурных целях. Главной задачей парка является – сохранение и приумножение природного и историко-культурного наследия Владимирской Мещеры. Памятники истории и культуры: Современный облик большинства населенных пунктов на территории парка сохранил черты, отражающие историю их возникновения, социально-экономический тип поселения - погоста, хутора, заводских поселков, станций, деревень и сел помещичьих крестьян, а также поселения государственных крестьян, слободы, лесные кордоны. Многочисленные озёра и болота оказывают смягчающее влияние на климат.
Среди памятников архитектуры, находящихся на территории парка, наиболее известными являются культовые сооружения, поставленные на государственную охрану: Троицкая церковь (1812 - 1825 гг.) в с.Эрлекс, Ильинская церковь (нач. XIX в.) в с.Палищи, Воздвиженская церковь (XIX в.) в с.Парма. К другим объектам, имеющим архитектурную, этнографическую и историческую ценность, относятся как отдельные жилые дома старых поселений (Тальново, Тюрвищи, Шестимирово, Мокрое, Мильцево и др.), так и целые улицы, интересные планировочными особенностями (Тюрвищи, Палищи и др.). Среди исторических объектов промышленной архитектуры - старый корпус Уршельского стекольного завода с примыкающими к нему улицами, деревянные жилые дома на которых были выстроены около 100 лет назад. Одним из свидетельств истории служит экспозиция "Древнерусское поселение", экспозиция "Старинное оружие", часть экспозиции "Русская изба" К сожалению, - никогда нельзя на завтра откладывать то, что можно сделать сразу! – я не стала в тот вечер снимать экспозицию этого музея. Под открытым небом расположены миниатюрные макеты бревенчатых русских изб, показаны варианты оград и их названия, виды кровли изб, разные колодцы.. и даже медведица живет, Машей зовут. Правда, мне было её очень жалко, живет она в тесной клетке и ей очень скучно. От скуки она не спит, да сердится. Мы же постарались её не тревожить. Много там не тронутых мест, одна экологическая тропа чего стоит! То встречают Вас гуси-лебеди, то сказочная голова, то Иван-царевич на сером волке. Но и заблудиться можно! Так здорово в гостях у сказки. А еще сколько не увиденного.
На берегу небольшой речки недалеко от города Судогда, есть еще одна из загадок Мещеры - природный родник, бьющий с такой силой, что струя поднимается вверх на высоту около двух метров как настоящий гейзер! А еще и Дюкинский карьер, столь популярный у скалолазов. На скалах "пробито" 7 трасс небольшой сложности. Дюкинский карьер является государственным комплексным природным заказником регионального значения. Дюки - уникальный объект ,крупный известняковый карьер, состоящий из двух чаш. Дно карьера потихоньку зарастает, и выглядит как зеленое ложе. Да и знаменитая усадьба Храповицких, вызывающая удивление и восхищение, была основана в середине XIX века, в сельце Муромцеве. С 1884 года владельцем усадьбы стал граф Владимир Семенович Храповицкий, полковник Лейб-гвардии Гусарского полка. Он перестроил ее по своему вкусу и последней моде. Над проектом новой усадьбы работал один из лучших московских архитекторов П.С. Бойцов. В ней были огромный дворец, сооруженный в духе средневековых замков, богатая церковь, многочисленные и различные служебные постройки, телеграф, театр, представляющий собой миниатюрную копию Мариинского театра, музыкальная школа для одаренных детей-сирот. К своей усадьбе Храповицкий построил ветку железной дороги и железнодорожную станцию “Храповицкая”. Ансамбль усадьбы поражал и восхищал современников, которые прозвали усадьбу Храповицкого “Царской”. Как Храповицкому удалось построить в глуши царскую усадьбу навсегда останется одной из загадок Мещеры.
И в 12 км от Лакинска, находится село Орехово, в котором родился, провел детство и бывал каждое лето, став взрослым, отец русской авиации Н. Е. Жуковский. Усадьба Орехово существовала уже в нач. XVIII в. и принадлежала князьям Всеволжским. В 1841 г. родители Н. Е, Жуковского купили эту усадьбу. Жуковским досталась большая усадьба, пришедшая в ветхость. Дом был деревянный на каменном фундаменте. Перед ним -цветник, регулярный парк с двумя прудами "чистым" и "тавлинеким", фруктовый сад и хозяйственные постройки. В 1846 г. дом перестроили. В 1911 - 1912 гг. к западному фасаду была сделана двухэтажная пристройка, балкон и террасы. В таком виде, каким он был при Н. Е Жуковском, дом сохранился до наших дней. К имению вплотную со всех сторон подступает лес. В этом имении родился и провел свои детские годы Николай Егорович.
Сейчас усадьба Жуковского - это уникальный музей. Старинному дому более 200 лет. Здесь Николай Егорович написал свои самые знаменитые труды. «Теоретические основы воздухоплавания» переведены на большинство языков мира. На рабочем столе хранятся рукописи ученого. Целая экспозиция посвящена истории русской авиации. Винт для самолета выточил на токарном станке сам Николай Егорович. В музее его имени - портреты известных российских летчиков. Модели различных самолетов - память о заслугах Жуковского перед отечественной наукой. Во дворе усадьбы один из самых замечательных экспонатов - военный самолет «МИГ-17», который не раз совершал боевые вылеты в годы войны.
Так что уезжали мы в еще большей задумчивости, сколько еще таинственного и неизведанного открыла нам земля Владимирская, что хочется сюда возвращаться вновь и вновь. А сколько вопросов без ответа… Это безусловно!.... Как жалко, что в разных волнах разрушений многого чего человечество не сумело сохранить.... А в Искусстве ТАКОМ – где душа народа и его мысли запечатлены, где истинная Летопись истории и судьбы. Хранить и лелеять НЕПОВТОРИМОСТЬ нужно, чтобы были маяки в будущее...
В Маастрихте представили коллекционную банкноту евро, посвященную Грузии, как родине вина
Самыми популярными местами отдыха россиян стали дача и садовый участок
Первый всероссийский фестиваль снежного человека пройдет в Удмуртии