Уникальная природа Югры, самобытная культура и быт обских угров издавна влекли сюда путешественников и исследователей. Несомненный интерес представляет культура обско-угорских народностей ханты и манси, ненцев и селькупов, живущих на территории Югры в течение трёх тысячелетий, с которой можно познакомиться не только при непосредственном общении с ее носителями в национальных поселках и стойбищах, но и в этнографических музеях округа.
Одним из таких музеев является уникальный музей под открытым небом – окружной этнографический парк-музей «Торум-маа» («Священная земля») в самом сердце Ханты-Мансийска.
Это одно из самых любимых мест отдыха жителей Ханты-Мансийска и его гостей. Музей находится на холмах Самаровского чугаса, в уникальной по своей красоте и своеобразию природно-ландшафтной зоне, окружающей город. На Самаровском чугасе располагались в дорусское время многочисленные языческие святилища (термин «шаманство» к угорским народом применяют редко).
Место, на котором стоит музей (как и место, на котором стоит город) было выбрано не случайно. Самаровский чугас, возвышающийся над окружающей местностью недалеко от слияния Иртыша и Оби, долгое время был чем-то вроде остяцкой столицы. Чугас - значит, «Остров на суше» - так здесь называли одинокие холмы среди бесконечных болот. На этом месте располагалась вотчина князя Самара. «Остяцкий» князь Самар - князь Белогородский и Иртышский, объединил под своим началом восемь мелких княжеств и боролся против засилия казаков в Сибири, отстаивая свободу и независмость коренных северных народов ханты и манси. Сам князь погиб в одной из битве с отрядами Ермака, подошедшими к стенам Самаровского городка. После его смерти аборигены были рассеяны и через некоторое время присягнули на верность московскому царю. Позже Самаровский городок был переименован в Самаровский Ям, а в XX веке - село Самарово. Теперь это историческая часть города Ханты-Мансийска.
Коренные народы ханты и манси - угорская ветвь финно-угорской языковой группы. От них же и термин Югра, которая изначально включала еще и север республики Коми восточнее Печоры. Дальней «родней» являются финны и мордва, а более близкой - венгры. Причина такого парадокса в том, что и те, и другие изначально были кочевниками в степях Западной Сибири, но в ходе переселения народов часть угорских племен ушла от новых врагов на север, в болота нынешней Югры, а часть на запад, где и создали Венгерской государство и приняли католицизм. Теоретически, Югра (Югория) и Венгрия - это одно и то же слово, только очень сильно трансформированное. Музей «Торум Маа» в Ханты-Мансийске не единственный - в период нефтяного бума свои скансены стали возникать чуть ли не в каждом районе, как например в деревне Русскинская, между Сургутом и Когалымом или в селе Варъёган, что на востоке округа. Но еще более удивительно то, что многие ханты и манси по-прежнему ведут традиционный образ жизни, и кормятся охотой и рыболовством в стороне от месторождений и магистралей.
Экспозиция музея представлена тремя тематическими комплексами: «Летнее стойбище», «Зимнее поселение северных манси» и «Святилище обских угров». Расположены они на холме, куда ведет лестница и крутые скользкие тропы.
Поднявшись на поляну сразу попадаешь на летнее стойбище.
Чум – легкое переносное жилище из жердей и шкур. Чум был летним жилищем, которое ставилось когда жители тайги уходили на родовые кочевья, пасти оленей или добывать мясо и рыбу на зиму.
Под навесом - нянь-кэр, или хлебная печь: у угорских народов было куда больше заимствований из Европейской России, чем у восточно-сибирских.
Другая часть стойбища - зимняя.
Зимой таежные народы переходили к оседлому образу жизни, и жили уже не в чумах, а в жилищах иных типов. У ханты и манси, опять же, как у наиболее западных, таким жилищем стала курная изба.
Но основную часть построек на стойбище составляют лабазы - сараи для хранения припасов, поставленные на ножки для защиты от животных.
Интересен домик рядом с ленточками - это ай-хот, "дом рожениц", в котором жили отдельно от остальных беременные женщины и женщины сразу после родов. Такие домики выполняли не только практическую, но и культовую функцию.
Суван - навес для хранения инвентаря (а также лодок).
За хантыйским стойбищем находится мансийское. Манси от хантов по своей культуре отличались не сильно, но традиционно были более воинственными и непокорными. Некоторые мансийские племена можно считать горским населением Северного Урала. До покорения Сибири они нередко совершали набеги на Чердынь и Соликамск. Нынешним центром культуры манси является поселок Саранпауль в восточных предгорьях Урала.
Мансийский дом. Архитектура жилищ и лабазов у хантов и манси не меняется уже более 200 лет.
Большой и вместительный лабаз, похожий на избушку на четырех ножках.
Следующий комплекс - охотничья тропа, ведущая вдоль оврага между стойбищем манси и святилищем.
Здесь выставлены различные охотничьи ловушки и капканы, сделанные из дерева.
Ловушка на медведя. Срабатывала быстро и жестко. Медведь, почуяв запах еды, которую клали внутри на педаль, пытался подлезть и достать ее, и в этот момент сверху на спину или задние лапы падало огромное бревно.
Ловушки на мелкую боровую дичь, на лису и на соболя. Принцип работы ловушки-слопец на соболя очень похож на ловушку на медведя. Соболь, забравшись на бревно, двигается по направлению к приманке, и в последний момент ловушка над ним захлопывается.
Интересная ловушка для ловли лисы. Вертикально стоящее бревно расщепляется вверху и на высоте 1,5-2 метра от земли ставится распорка. На эту распорку надевается заранее подготовленная замороженная рыба таким образом, чтобы она могла крутится. Лиса, встав на задние лапы, пытается достать приманку, у нее ничего не получается, и в итоге, ее лапа застревает в узкой части расщепленного бревна.
На правой фотографии письмо охотника - зашифрованное сообщение, например о том, что на этом месте два охотника взяли большого оленя.
Охотничий лабаз на невероятно высокой ножке. У этого лабаза отсутствуют какие-либо двери или окна. Охотник аккуратно выдвигал одну из досок из дна лабаза и закладывал внутрь патроны или шкуры.
Навесы с костровищами для привалов и отдыха, спасающие от непогоды. На землю стелился еловый лапник, а огонь разжигался между двух бревен. Такое нехитрое ссооружения спасало на ночь охотника от непогоды.
Наконец, тропа выводит к святилищу, и между этими двумя комплексами расположен навес для Медвежьего праздника - сюда клались останки убитого медведя для ритуалов. У палеоазиатских народов были мощные традиции согласия с природой, считалось великим грехом убивать больше животных, чем можешь съесть, а у медведя, как у Хозяина Тайги, после убийства просили прощения - в этом и заключался Медвежий праздник. Этот обряд характерен не только для палеоазиатов, но и для индейцев, причем большинство народов соблюдали этот обряд как-то по-своему. Особенностью хантов и манси была постановка костюмированной драмы перед тушей убитого медведя, возлежавший на навесе, после чего мясо съедали с соблюдением строгих обрядов.
Наконец, само Святилище, куда ведет узкая тропа между двумя оврагами. Оно расположено на маленькой заповедной поляне, вход на которую стережет идол, отдаленно похожий на половецкого истукана.
Еще один комплекс идолов расположен на самом Святилище. Ханты и манси воспринимают их как семь сыновней верховного бога Нуми Торума. Правда, они современные, но вырезал их Г. Райшев - заслуженный художник Югры, сам этнический хант, всю жизнь занимавшейся национальной мифологической живописью и скульптурой.
Здесь же - священый амбар, своеобразный храм для жертвоприношений. Если кто посмеет залезть вовнутрь и забрать что-либо, его тут же постигнет суровая кара.
Коллекция регулярно пополняется новыми экспонатами, привезенными сотрудниками музея из экспедиций по труднодоступным поселениям округа – традиционным местам проживания народов ханты и манси.
Бюджетное учреждение ХМАО-Югры «Этнографический музей под открытым небом «Торум Маа».
Режим работы: ежедневно, с 10.00 до 19.00.
Адрес: 628011, Тюменская область, г. Ханты – Мансийск, ул. Собянина, 1.
Первый всероссийский фестиваль снежного человека пройдет в Удмуртии