
Александр Васильевич Радьков
– Завершился летний туристический сезон. Как оцениваете итоги?
Основные итоги туристического сезона будут подведены позже, когда мы получим полную статистику. Но по предварительным итогам первого полугодия, сезон был неплохим как с точки зрения роста количества внутренних туристов и иностранцев, которые к нам приезжали, так и с точки зрения выездного российского потока. Традиционно внутренний турпоток определялся основными направлениями – курортами Черноморского побережья, но многие туроператоры отмечали, что в этом году сезон был непростым. Наводнение в Крымске безусловно сыграло негативную роль в выборе этого направления, хотя город находится далеко от побережья и курортные зоны практически не пострадали. Были введены временные ограничения на пляжах Геленджика. Но в целом, по стране наши туристы активно путешествовали: отдыхали в санаториях, в пансионатах, ездили в туры по России с культурно-познавательными целями. Хорошая динамика роста количества прибытий иностранных туристов: по ряду направлений средний рост составил 20%.
В основном это туристы из Германии, Великобритании, Франции, большой рост показывает Китай. В этом году у нас проходит много мероприятий в рамках российского Года туризма в Китае. Мы проводим активную рекламную кампанию по продвижению туристических возможностей России.
Также позитивную динамику въезда иностранцев демонстрируют страны Азии, Ближнего Востока, Япония. Выросло количество турецких туристов, что во многом объясняется отменой виз в прошлом году.
Традиционные рынки остались, просто динамика существенно увеличилась. Это результат успешной реализации рекламной кампании по продвижению российских туристических возможностей за рубежом.
Если в целом подводить итоги летнего сезона, то были и резонансные случаи, связанные с приостановлением туроператорской деятельности некоторых туристических компаний. Большая часть пришлась на конец летнего туристического сезона: «Эль Вояж», «Черри тур» и другие. Но новые законодательные инициативы позволяют минимизировать негативные последствия, которые возникают из-за банкротств туристских компаний.
– Можно ли утверждать на примере обанкротившихся компаний, что эти нормы эффективны?
– Финансовые гарантии теперь привязаны к реальному обороту компаний. Раньше максимальная планка финансовых гарантий составляла 100 млн. рублей независимо от оборота. Сейчас, если компания достигает определенного порога объема реализации турпродукта в сфере выездного туризма (более 250 млн рублей за отчетный год), то включается другая шкала расчета измерения финобеспечения – 12% от объема этих денежных средств. Для некоторых небольших компаний размер фингарантий напротив уменьшился.
На примере компаний, которые обанкротились в конце сезона, оценить эффективность поправок сложно - страховые компании выполняют свои обязательства. Надо отметить, что по оборотам это были небольшие компании, и страхового покрытия в размере 30 млн. рублей должно хватить. Но для крупных компаний такой суммы не хватит, и банкротство более крупных компаний большего размаха как «Ланта тур» показало, что там не хватит и ста миллионов. Поэтому фингарантии должны исчисляться так, как прописано в законе – из совокупного объема денежных средств от реализации продукта в сфере выездного туризма.
– Представители отрасли создают компенсационный фонд «Турпомощь». Расскажите о том, какое участие в создании фонда принимало Федеральное агентство по туризму?
– Ростуризм оказывал всю необходимую методическую помощь инициативной группе туроператоров, которая объединилась специально с целью создания объединения. В настоящее время на проработке находятся необходимые нормативно-правовые акты – ассоциации будет присвоен статус всероссийского объединения туроператоров в сфере выездного туризма. С мая следующего года членство в нем для каждого туроператора, осуществляющего деятельность в сфере выездного туризма, будет носить обязательный характер.
Создавалось объединение для того, чтобы туристы могли спокойно вернуться на Родину в случае возникновения экстренных ситуаций. Планируется, что в рамках этого объедения будет создан компенсационный фонд, сформированный из взносов туроператоров. Эти взносы будут составлять 0,1% от оборота компании. Минимальный обязательный взнос составит 100 тысяч рублей.
Но я хочу подчеркнуть, что институт финансовой ответственности никто не отменял. Туристы в любом случае законодательно защищены и смогут получить компенсацию от страховой компании за непредоставленные или некачественные услуги. К сожалению, большинство резонансных случаев возникают именно тогда, когда турист находится за границей, в беспомощном положении – гостиницы отказываются заселять туриста обанкротившейся компании или требует повторно оплатить проживание.
Если не оплачен обратный билет, турист не может вернуться домой. Задача фонда – оперативно решить вопросы с гостиницами и авиаперевозчиками. То есть сделать так, чтобы туриста эти проблемы не коснулись. Фонд будет самостоятельно разбираться со страховой компанией – получать компенсацию за затраты, которые были понесены для оказания помощи туристам.
– Как создание «Турпомощи» отразится на туристическом рынке? Сократится ли количество банкротств?
– Банкротства есть и будут. Это – бизнес, и мы не сможем предотвратить банкротства на рынке. Для государства самое главное – создать эффективные механизмы защиты прав туристов. К работе по оказанию помощи туристам, пострадавшим в результате приостановки деятельности туроператоров «Эль-Вояж» и «Черри-Тур», уже подключилась «Турпомощь». Это был пробный шаг – ассоциация только проходит регистрацию и компенсационный фонд будет сформирован в следующем году. Но люди, которые возглавляют эту ассоциацию, начинают проходить жизненную школу и пробуют решать такие кризисные ситуации. Надеемся, что в дальнейшем они будут это делать также эффективно. Но пока приходиться вмешиваться государству, и Ростуризм взял на себя основную нагрузку по решению этих вопросов: организацию вывозных рейсов, проведение переговоров, достижение компромиссов.
К сожалению, в ряде случаев некорректно повели себя зарубежные гостиницы – зафиксированы случаи вымогательства денег в Болгарии. Туристам предлагали повторно оплатить проживание, им угрожали, обещали занести в мнимые черные списки и оказывали психологическое давление. Мы жестко пресекали и впредь будем пресекать такие ситуации. Турист не должен быть замешан в спорах хозяйствующих субъектов. У нас уже был опыт формирования черного списка отелей, в которых нарушаются права российских туристов.
Мы продолжим эту практику и будем рекомендовать туроператорам не иметь дело с этими отелями. Если отель принимает туриста по ваучеру, то принимает его на основании договорных отношений с туроператором и должен выяснять проблемы именно с ним. Но если начинаются угрозы, отнимаются паспорта, удерживаются личные вещи, то есть незаконно ограничивается свободное передвижение туриста, – это уже нарушение международных норм. Такие случаи необходимо жестко пресекать, многие вопросы этим летом нам удалось решить только благодаря вмешательству российских консульских служб.
– Кто будет контролировать «Турпомощь»?
– Сами члены «Турпомощи». Как у любой общественной организации, у нее будут выбраны органы управления и контроля над расходованием средств. Но механизмы деятельности и механизмы расходования денежных средств будут определяться нормативными документами Правительства Российской Федерации.
– Перед кем-то еще нужно будет отчитываться?
– Будет создана специальная ревизионная комиссия, следящая за расходованием средств. Сформирован наблюдательный совет, в его состав войдут представители государства и общественных организаций, которые также будут причастны к тому, чтобы контролировать эффективность использования данных средств.
– Расскажите о подготовке конвенции Всемирной туристской организации ООН по безопасности туристов, о ее основных положениях и будет ли она эффективной?
– Россия была одним из инициаторов принятия такого международного акта, обязательного для всех участников, который позволял бы повысить защищенность туристов. Сейчас действует «Глобальный этический кодекс туризма» – но это только декларация и она носит необязательный характер. Принятие же конвенции будет способствовать тому, что турист не окажется заложником спора отелей и туроператоров. Необходимо разделить зону ответственности бизнеса и государства. К примеру, когда произошло извержение вулкана в Исландии, в Европе было парализовано воздушное сообщение, тысячи туристов не смогли попасть домой. Встал вопрос, что туристам в таких случаях делать: за чей счет они должны ожидать вылета в отелях, за чей счет их вывозить в случае наступления чрезвычайных ситуаций? У нас есть Министерство чрезвычайных ситуаций, но не во всех странах есть подобные структуры.
Важно, чтобы государство защищало иностранных туристов, которые находятся на его территории. Если мы видим ситуацию, в которой ущемляются права туристов, государство должно реагировать на эти события.
В конвенции будут прописаны варианты кризисных ситуаций, в которые может попасть турист и механизмы, способствующие их разрешению. Принятие подобного нормативного акта – сложный процесс, так как международное законодательство имеет приоритет над внутренним. Каждому государству, которое ратифицирует эту конвенцию, необходимо будет внести изменения во внутреннее законодательства, гармонизировав его с международным. Процесс это длительный и непростой, и пока идет работа только над проектом конвенции, который будет представлен на рассмотрение всем заинтересованным сторонам. Необходимо разработать документ, который будет удовлетворять требованиям большинства стран, участвующим в работе над этим проектом.
– Летние банкротства затронули как крупные, так и малые туристические компании. Риск не зависит от масштаба бизнеса?
– На рынке выездного туризма есть хронические болезни и появились они не сегодня и не вчера. Часть проблем возникла из-за кризиса в 2008 году, часть проблем возникла из-за амбициозной политики туроператоров, которая привела к демпингу на рынке, потому что на нем существует жесткая конкурентная среда. И в результате этой борьбы слабые игроки уходят с рынка.
Но этот уход очень болезненный и порою нецивилизованный – компания останавливает свою деятельность и бросает туристов. Есть проблемы, связанные с взаимоотношением туроператорского сообщества и авиаперевозчиков. Часто туроператоры жалуются, что авиаперевозчики ставят их в жесткие рамки по выполнению своих обязательств, связанных с бронированием чартерных рейсов. Туроператоры вынуждены, несмотря на слабую загрузку, проплачивать рейсы.
В такой ситуации очень важно научиться договариваться – авиаперевозчик также заинтересован в туроператоре, как и туроператор в авиаперевозчике. Туроператорскому сообществу нужно выработать единую позицию в переговорном процессе с авиаперевозчиком.
Еще одна причина банкротств – недальновидная или ошибочная финансовая политика туроператора, которая приводит к появлению больших долгов, которые перекрываются оборотными средствами от продажи путевок. Туроператоры живут в долг, и с учетом конкурентной борьбы, с учетом демпинга, шансов выйти из этого положения у некоторых практически нет.
Вы правы, банкротства, которые были летом, не коснулись крупного бизнеса. С рынка ушли компании, которые имели не очень большие обороты, и рынок уход этих компаний пережил относительно безболезненно.
Много ли мы знаем компаний, которые разорились, торгуя бананами? Вряд ли, потому что это банан.
А банкротство на туристическом рынке в любом случае будет иметь резонанс в обществе, потому что там замешаны люди, которые оказываются за границей в беспомощном положении. Предотвратить банкротства мы не в состоянии. Это же бизнес, и государство не может гарантировать, что таких банкротств не будет. А вот условия для формирования защитных механизмов государство обязано создавать и создает. Мы оперативно решили вопрос с минимизацией негативных последствий от банкротств. Клиентов туристической компании «Эль вояж» мы практически на следующий день вывезли из Египта – туристы сами удивлялись, потому что обычно этот процесс занимает достаточно длительное время. Также было и с «Черри-тур», когда помощь была организована в считанные дни.
– Станет ли рынок саморегулируемым после создания фонда?
– На рынке этот фонд немного критикуют: почему одни должны платить за банкротство других? Но нужно понимать, что деньги, которые фонд тратит, будут возвращены и компенсированы за счет страховой компании, потому что финансовую ответственность никто не отменяет. Основная нагрузка и основные риски ложатся на страховые компании, которые, кстати, в последнее время стали более внимательно относиться к работе с туроператорами. Если раньше страховали всех, то сейчас пристально изучается финансовое состояние компании, ее риски.
В ноябре вступает в силу возможность регрессного иска со стороны страховых компаний к владельцам туроператорских компаний, которые так или иначе умышленно подошли к банкротству своих компаний. Если туроператоры сознательно идут на банкротство и бросают свои долги на объединение, они должны понимать, что будут отвечать за это своим личным имуществом. Это жесткая мера.
Кроме того, нам бы хотелось предложить внести изменения в административный кодекс, чтобы ввести запрет на профессию для руководителей, которые умышленно банкротятся. Часто мошенники открывают компанию, собирают деньги и бросают людей. Компания банкротится, тут же открывается новая компания. Важно, создавать для таких деятелей препятствия, чтобы они не могли клонировать себя под различными названиями.
– Уголовные дела на мошенников будут заводиться?
– Если будет определен состав преступления и классифицирован в качестве мошенничества, то да. По ряду туроператорских компаний в случае наступления банкротства мы направляем все материалы в УВД с просьбой проверить их деятельность. Были прецеденты, когда уголовные дела заводились, но это происходит не так часто. Всегда нужно предварительно разобраться, что это - умысел или действительно негативно сложившаяся экономическая ситуация.
– В новую сессию Госдумы от Ростуризма будут внесены инициативы по пересмотру законодательства?
– В этом году нет. Прежде чем выходить с предложениями по изменению действующего законодательства, мы должны посмотреть на правоприменительную практику. Жизнь не стоит на месте, рынок меняется и закон будет меняться - не потому что он плохой, а потому что меняется ситуация на рынке. К примеру, в 2007 году вступили в силу изменения в закон, связанные с финансовой ответственностью туроператора. Прошло пять лет и правоприменительная практика показала, что нужно вносить изменения в существующее законодательство. Основные поправки по-настоящему вступят в силу только в следующем году, поэтому нужно время, чтобы оценить их эффективность.
– Вопрос о том, что Ростуризм необходимо наделить дополнительными полномочиями обсуждается уже давно, если бы это произошло, каким образом могла бы измениться ситуация на рынке?
– Нужно ужесточать дисциплину на туристическом рынке, будь то полномочия Ростуризма или другого органа власти. Данные, которые предоставляют нам туроператоры, не всегда соответствуют действительности, и даже аудит компании не дает достоверных сведений. В таких случаях требуются дополнительные проверки, а это необходимо, потому что размер финобеспечения рассчитывается исходя из реальных оборотов компании. Если финобеспечение будет рассчитано неправильно, что в случае банкротства денег на выплату всем туристам не хватит. Мы выступаем за усиление надзора и контроля над туроператорскими компаниями в части проверки достоверности сведений, которые они предоставляют.
– Каким образом сейчас можно организовать этот контроль?
– Ростуризм плотно взаимодействует с налоговыми органами. Если нам кажется, что информация, которую предоставил туроператор, занижена, то мы направляем письмо в налоговый орган с требованием провести проверку. У Ростуризма нет полномочий осуществлять эти проверки. Вступают в силу поправки и в кодекс об административных правонарушениях, в который вводится административная ответственность за предоставление недостоверных сведений.
– Ростуризм перешел в ведение Министерства культуры. Как вам работается с новым начальством? Вы чувствуете изменения в работе?
– Переход Федерального агентства по туризму в ведение Министерства культуры придаст позитивный импульс развитию внутреннего и въездного туризма. Вместе можно более активно развивать культурно-познавательный туризм – второй по значимости после пляжного отдыха. Например, культурно-познавательный туризм – одна из главных мотиваций приезда туриста в Москву и Санкт-Петербург. Соединение культуры и туризма способно повысить мотивацию путешествий по России и у российских граждан, и у иностранных туристов. Кроме того, важно развивать событийный туризм - туриста уже не устраивает роль пассивного наблюдателя, он хочет быть активным участником событий.
– Как глобальные мероприятия, которые будут проводиться в России, повлияют на развитие туризма в стране?
– Они смогут оказать только положительное влияние. Проведение Олимпийских игр всегда дает колоссальный импульс для развития экономики региона. Сейчас ведется активное строительство в Сочи, что конечно, доставляет временные неудобства туристам. После проведения Игр 2014 года Сочи превратится во всесезонный курорт. Город станет центром не только пляжного, но и зимнего и делового туризма. Дело в том, что у нас летний сезон очень короткий, он длится фактически с мая по октябрь. Это тяжело для бизнеса, потому что нужно поддерживать инфраструктуру, нельзя распускать сотрудников, необходимо платить зарплаты, поэтому важно заполнять гостиницы и в низкий сезон. Благодаря строительству олимпийской инфраструктуры у Сочи появится уникальная возможность обогатить линейку своих турпродуктов новыми предложениями – горнолыжными курортами. Также в Красной Поляне можно будет проводить деловые мероприятия, форумы, конгрессы. Останется олимпийское наследие, и важно, чтобы все объекты, которые будут построены в рамках подготовки к Олимпиаде и после ее проведения были загружены, а все инвестиции, направленные на строительство инфраструктуры, окупились.
– Можно ли на Дальнем Востоке создать туристический центр?
– Наш Дальний Восток имеет колоссальные возможности для развития туризма. Саммит АТЭС-2012 проходил во многих российских городах, но во Владивостоке прошло основное мероприятие: встреча глав государств. В Хабаровске, уникальном по своей красоте городе, проходила встреча министров туризма стран АТЭС. Когда туда приехали мои коллеги, они были просто поражены чудесной архитектурой. В мире еще силен стереотип, что в России есть Москва, Санкт-Петербург, а дальше Сибирь по которой ходят медведи. В Хабаровске они также увидели величественную реку Амур. Сейчас Китай очень много инвестирует в побережье реки Амур, в Большой Уссурийский остров, часть которого принадлежит Китаю, а часть России. Китайцы уже вложились в развитие туристской инфраструктуры, и нам нужно не отставать, продвигать эти проекты, развивать Дальний Восток, Сибирь. Сейчас об этих местах узнал весь мир, и для многих участников саммита АТЭС Россия открылась с другой стороны и произвела очень благоприятное впечатление.
– Основные сдерживающие факторы, которые препятствуют притоку иностранных инвестиций в российский туризм?
– Для любого инвестора важны гарантии окупаемости инвестиций. Создание благоприятного инвестиционного климата будет способствовать привлечению инвесторов во все отрасли экономики, а не только в сфере туризма. Необходимо бороться с бюрократическими препятствиями и коррупцией на местах.
Россия крайне перспективна с точки зрения привлечения инвестиций – у нас 33 млн внутренних туристов.
Но катастрофически не хватает гостиниц, не хватает объектов развлечений, где люди с удовольствием потратили бы деньги. Для того, чтобы решать эти проблемы, необходимо параллельно решать вопросы транспорта, логистики и аэропортов, стимулировать развитие внутренних авиаперевозок, ведь у нас фактически отсутствуют низко-бюджетные перевозки.
Нужно решать визовый вопрос и облегчать получение российской визы. Надеюсь, что в ближайшее время Евросоюз проявит политическую волю и сделает более активные шаги в переговорном процессе об отмене виз с Россией.