Первое упоминание о Дубне относится к 1134 году, городок на границе ростово-суздальских и новгородских земель основал князь Юрий Долгорукий. Современная история Дубны начинается с поселка Большая Волга, построенном в 1934 году на правом берегу реки строителями канала «Москва-Волга». Дубна — самый северный город Московской области России, город - пограничник расположенный в 125 км от Москвы на берегу Волги (Угличского водохранилища) у 9-ти километровой дамбы с плотиной, удерживающей воды Московского моря (Иваньковского водохранилища), в месте, где начинается Канал имени Москвы. По западным и северным окраинам города проходит граница Московской области с Тверской. Дубна заботливо и бережно оберегается Московской областью, её границы идут прямо по черте города; «не отдам Дубну - город наукоград», сказала Москва. «Наукоград» потому, что в нём расположены научные институты и один из них всем известный атомной энергетики. Дубна - город атомщиков, с детства вбиваема всем в голову эта фраза. Об этом говорят и таблички при въезде в город, их великое множество вдоль дороги. В честь города назван «Дубний» — 105 элемент таблицы Менделеева, впервые полученный на ускорителе в Дубне в 1970 году. Дубна делится на две части, которые разделены Волгой. Правобережную - где находится всемирно известный Объединенный институт ядерных исследований (сокращенно ОИЯИ) и левобережную, в основном заводскую часть. Связь между ними через плотину. Мы посетили правобережную и левобережную часть города.
Сам городок старых советских построек. Обзор достопримечательностей начался с огромного стула, являющегося своеобразной рекламой находящегося неподалёку мебельного производства. Итак, что мы увидели в Дубне, не самый большой в мире деревянный стул – его высота всего 9,5 метров! Это копия настоящего стула, увеличенная в несколько десятков раз. Этот стул пример того, как нестандартное маркетинговое решение стало еще и местной достопримечательностью. Любопытно своей необычностью. Сразу вспомнился юмористический журнал «Ералаш» о том, как на уроке труда мальчики делали табуретку. «Семь раз отмерь, один раз отрежь!» - говорил им учитель. Один из учеников буквально так и сделал, собрав табурет, по размерам в семь раз больший, чем у одноклассников. Конечно, специально ехать смотреть на стул не стоит, но уж если заехали в Дубну, то посмотрите. Креативно кто-то подошел к освоению промо бюджета. А главное не зря потратились, теперь вот целая достопримечательность города образовалась.
Следующей достопримечательностью, которую мы посмотрели это памятник Ленину, один из самых больших, его высота 25 м. Памятник стоит на берегу Иваньковского водохранилища. Предыстория такая. Было два больших памятника — Ленину и Сталину. Стояли они на разных берегах Московского канала и смотрели друг на друга. Памятник Ленину (который является самым крупным памятником Ленину в мире) стоит до сих пор, а памятник Сталину снесли во время разоблачения культа личности. От него остался только постамент, который находится рядом с ёлками. «...и Ленин великий нам путь озарил. Нас вырастил Сталин - на верность народу, на труд и на подвиги нас вдохновил». Сталина на другом берегу канала взорвали, Ильич остался. Если бы Сталина восстановить, то было бы совсем монументально и концептуально, но совсем не политкорректно. Но и так - внушительный образец, напоминающий о недавнем прошлом. И это можно считать ну очень большим образцом соц-арта. К тому же придает неординарность плотине ГЭС. Построенный по проекту народного художника СССР Сергея Дмитриевича Меркурова (1881-1952 годы) был установлен в 1937 году у входа в шлюз № 1 Канала имени Москвы, однако, хоть памятник Ленину и высок, но самым высоким памятником Ленину в мире он не является. В Волгограде на набережной реки Волги у входа в Волго-Донской канал находится памятник Ленину высотой 57м.
Большое впечатление на меня произвело Иваньковское водохранилище, также именуемое «Московским Морем». Огромная водная гладь, уходящая за горизонт, действует очень успокаивающе. Водохранилище образовано от того, что в Дубне построили плотину и запрудили Волгу - матушку, которая здесь же и протекает в другие города. А деревня Иваньково, находящаяся на месте нынешнего шлюза, была перенесена вниз по течению. Нынешняя Дубна расположена на обеих берегах Волги, хотя многие приезжающие на правый берег, в Институтскую часть города, не подозревают, что за плотиной, на левом берегу, существует достаточно крупный район города. Это — бывший рабочий поселок, а с 1958 года город Иваньково, в 1960 году включенный в состав Дубны.
При выходе судов из Канала имени Москвы налево — путь в Конаково и Тверь, направо — Иваньковский гидроузел со шлюзом № 1, оформленным по проекту архитектора Ивана Корнелиевича Белдовского. Этот архитектор проектировал также первые из завершенных строительством, но последние по нумерации, из относящихся к Каналу имени Москвы, Перервинские шлюзы № 10 и № 11, расположенные на Москве-реке и в черте города Москвы. Канал имени Москвы строился в годы гонений и репрессий, строили его по большей части осуждённые и говорят по берегам его могилы безымянные и безвестные, кто на работах помер или от болезней, или условий погиб на месте и похоронен. Канал соединяет Москву-реку с р. Волгой. Общая длина канала 128 км. В его составе более 240 гидротехнических сооружений (шлюзы, насосные станции, гидростанции, плотины, паромные переправы и т.д.). Ширина канала 85 м. На канале 8 ГЭС. Построен в 1932-37 г.г. Шлюз № 1 имеет стандартные для всех шлюзов Канала имени Москвы, угличского и рыбинского шлюзов размеры 290×30 метров, что позволяет шлюзоваться одновременно 2-3 крупным судам. Кроме того, в составе гидроузла — земляная плотина длиной 350 м и высотой от дна 22 м, бетонная водосливная плотина длиной 216 м и высотой от дна 29 м, гидроэлектростанция и земляная дамба длиной 8 км. Под шлюзом проложен автомобильный туннель, по плотинам — шоссе, связывающее районы Дубны на разных берегах Волги, и идущее далее в Кимры (Тверская область), а по дамбе проходит бетонная и, далее, грунтовая тупиковая дорога. Гидроузел был пущен в эксплуатацию весной 1937 года, первые суда через шлюз № 1 прошли 2 мая 1937 года.
И самое необычное – это, конечно, плотина, поток авто в город следует по ней, другого пути нет, тоже по полосе в одну сторону по светофору, встречные стоят. Плотина или дамба сооружение стратегическое стоит открыть все пролёты и вода из водохранилища хлынет и затопит города ниже по Волге, потому охраняется, но пеших пропускают без проблем, там же судя по всему и гидроэлектростанция, но предполагаем, так как турбин не видно, а подстанция с ЛЭП рядом. Стоит сильный шум от воды, когда мы были, открыты были три пролёта и вода с гулом льётся. Стихия эта страшная, испытываешь ужас от вида той воды, которая вырывается и течёт дальше по Волге. Вода коричневая белые пузыри и пыль водяная летит вверх, дамба трясётся от мощи воды, голоса собеседника почти не слышно когда стоишь рядом; как дамба столько лет стоит и не смыта. Смотреть вниз, через перила, страшно, вид бурлящей воды ужасен и имеет вид адского котла. Всегда поражаюсь, как человек умудряется создавать такие вещи. Особенно забавно послушать, как завывают турбины на мосту и конечно водосброс посмотреть. Нам повезло, конечно. С плотины открываются прекрасные виды! Даже если Вас не интересует гидротехническая архитектура, на этом месте стоит остановиться. Впечатляет инженерными и архитектурными решениями, а также несомненной значимостью в системе жизнеобеспечения столицы.
Интересна, устроена одна из центральных площадей, где круговое движение, на неё ведут пять въездов и лишь два выезда. Въехали и мы, поколесили и уехали в противоположный край. Весьма оригинально устроено. Ну и ещё надо заметить вот что. Дубна – город велосипедистов, а дома в Дубне можно условно разделить на три категории. Двух-трёх этажные дома сталинских времён. Пятиэтажные дома брежневских времён из белого кирпича. Современные многоэтажные высотки.
Дубна мне в целом понравилась. Хороший уютный город. Отличие Дубны, что в Дубне в отличном состоянии все три категории домов. Все старые дома основательно отремонтированы и выглядят чуть более чем замечательно. Город стремительно развиваются, растёт количество населения, строятся промышленно-научные зоны. И совершенно неожиданно было увидеть памятник Высоцкому. Ну, никак не ожидала, что в «Наукограде» еще и Высоцким увлечены.
Живая поза, открытый взгляд. Открыт был в 2008 г. Скульптор - Яновский. Удобно расположен памятник Высоцкому между дорогой и набережной в парке. Рядом несколько скамеек, можно передохнуть. Очень удачный памятник, без излишнего пафоса. Действительно позитивный памятник.
А еще в Дубне находится Центр космической связи, но, к сожалению, его нам не показали.
Если вы не бывали в Дубне, но любите путешествия, то посетите этот городок на своём авто или на электричке, очень оригинальный город среди городов Московской области. Здесь вы не найдёте старинных крепостных рвов и древних кремлей, краеведческих музеев. Дубна современный и новый город 20-го века.
Доехать можно по Дмитровскому шоссе, которое проходит вдоль Канала имени Москвы. Дорога из Москвы в Дубну живопись – маслом. Русская лесополоса вдоль канала имени Москвы, двуполостное шоссе с не плохим покрытием позволяющим гнать 120 км/ч, населённых пунктов крайне мало, однако много ж/д. переездов, которые трясут авто своим междурельсовыми покрытиями и заставляют снижаться до второй скорости и внимательно смотреть по сторонам. Переезды, не охраняемые, а поезда - вполне реальные электрички. Въезд в город весьма оригинален: сначала идут указатели - добро пожаловать, посетите то и то-то, потом опять лес, потом пост ДПС, где тормозят почти всех, так как машин мало, затем ж/д. вокзал «Большая Волга» и опять лес с заводями водохранилища. А где же город скажете вы, неужели проехали важный поворот, ан, нет, всё ещё впереди…
При возможности посмотрите город физиков. Он очень красив. Потрясающей красоты природа, изумительные волжские пейзажи. Здесь функционируют несколько баз отдыха, современный яхт-клуб, а по берегам Волги сидят рыбаки, и жители передвигаются на велосипедах.
Татьяна Ковальчук