В старинный рязанский городок Скопин, имя которого, как утверждают исследователи, - от хищной птицы скопы (из семейства ястребиных), участники проекта «Настоящая Россия», цель которого – туристическое брендирование малых исторических городов России, приехали с информацией о двух местных традициях – гончарного ремесла и кружевоплетения. Вторая, однако, сегодня тут уже практически иссякла.
Здешний Музей гончарства – по сути, филиал городского краеведческого музея, куда мы первым долгом и заглянули. А заодно и узнали, что некогда в Скопине был еще один музей – оружия. Город со средних веков был известен своей арсенальной мощью – по описи 1688 года здесь значилось полтора десятка пушек, три кованые пищали, 112 мушкетов, 27 бердышей, 127 пудов пороху, 45 пудов свинца, 500 железных больших ядер, 100 средних и 70 малых. Экспонаты того музея куда-то разошлись – частью, говорят, попав в Рязанский кремль. А еще из скопинских дубов сам царь Петр строил российский флот. Из этих мест – 30 Героев Советского Союза, получивших это звание на фронтах Великой Отечественной войны, а также философ Павел Розанов, драматург Александр Афиногенов, композитор Анатолий Новиков, маршал Сергей Бирюзов. Обо всем этом духовном наследстве часто рассказывают хранительницы краеведческого музея скопинским школьникам. И гораздо реже – гостям, туристам.
Из Москвы экскурсии в Скопин не продают. Время от времени приезжают рязанцы, но потоком туристов это не назовешь. Да и что тут показывать? Храмы и один монастырь – в основном, XIX века, ни чем особо они не отличаются и не в лучшем состоянии (а ведь когда-то в городе было 13 церквей, не считая приходов в учебных заведениях и тюрьмах). Промышленные объекты – автоагрегатный завод и завод шахтного оборудования – вряд ли заинтересуют туристов.
По железной дороге – не слишком удобно. Добраться до Скопина из Москвы можно, впрочем, и самостоятельно, на машине. Но дороги – чем ближе к цели, тем хуже. Да и пейзаж вдоль них – сплошь унылая степь. Остановиться в Скопине на ночлег, по-хорошему, негде. Есть, правда, гостиница «Вёрда». Но не тянет она даже и на одну звезду, хоть и дешевая: одноместный номер без удобств – 500 рублей, их тут 13, а единственный двухместный – 1500 рублей. Но очень уж запущено здание: похоже, оно не ремонтировалось никогда.
Но имеется все же в Скопине нечто способное, на мой взгляд, дать толчок к его возрождению. Это гончарное дело. Целых два гончарных объекта – фабрика «Скопинская художественная керамика» и Музей гончарства. Пока, правда, существуют они каждый сам по себе, отчасти и изредка смыкаясь на здешних международных гончарных фестивалях. Последний, пятый фестиваль, проходил тут в августе прошлого года и собрал мастеров из разных городов России, а также Белоруссии, Украины, Молдавии, Болгарии, Польши, Монако, Дании. По условиям фестиваля, каждый из соревнующихся должен оставить в дар музею хоть одну свою работу. Коллекция тут собралась за много лет, в результате, уникальная – есть, что показать туристам. Уже даже тесновато для нее: в музее всего две комнаты. И проводится-то фестиваль в среднем раз в три года – когда деньги на него есть. Вот если бы местные власти, бизнес и энтузиасты, соединив усилия, смогли сделать его ежегодным, лучшего повода для развития событийного туризма, мне кажется, не пожелать. Будет, для чего и позаботиться о более серьезных объектах размещения (пока порой участников фестиваля приходится поселять в школах), и о внешнем виде его улиц.
Первый всероссийский фестиваль снежного человека пройдет в Удмуртии