Помнится, в советские времена наши сограждане ездили в дагестанские санатории, дома отдыха, детские лагеря и на турбазы по профсоюзным путевкам, от предприятий и общественных организаций и даже детей отправляли в пионерлагеря. И вот ныне республиканские власти намерены вернуть этим местам репутацию отличного места для проведения отпусков.
Как подлечить лечебную базу
Дагестан всегда славился термальными водами, позволяющими лечить или, по крайней мере, облегчать самые разные и порой довольно тяжелые заболевания – от болезней опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы, до бесплодия, инфекционных, неврологических и даже ДЦП. Богатые сероводородом воды с тех пор тут никуда не делись. Процедуры, ванны, грязелечение – тоже. Не поверите, но и высококвалифицированный медицинский персонал по-прежнему здесь работает. Вот, например, врач-невролог, заведующая лечебным отделением Маржанат Гаджиева в санатории «Талги», что неподалеку от Махачкалы, уже 40 лет трудится (и, замечу, выглядит при этом прекрасно – потому что, как сама говорит, здешнюю водотерапию применяет). Все есть – нет только посетителей.
– Они, конечно, есть, но сейчас, например, у нас всего 20 гостей, а ведь можем разместить и обслужить 120, – разводит руками генеральный директор санатория Сийжан Алхазова. – А не в сезон практически пустуем. Сами понимаете, при такой загрузке трудно вкладывать средства в развитие, в реновации, в улучшение условий.
Да, номера тут выглядят пока вполне «по-советски»: чистенько, есть все необходимое, но не более того. Цены – скромные: 1400 рублей в сутки (размещение, питание, лечение). Существует объект с 1922 года, но в 90-е был практически разрушен, вновь открылся в 2011-м. Выйти бы ему на какую-то прибыль… О целебности талгинских вод всем гостям обычно рассказывает на собственном примере старшая медсестра Хамиз Саидова: в 2012 году была доставлена сюда на лечение – сама тогда не могла преодолеть без боли ни одной ступеньки, но уже через 2-3 дня освоила здешние лестницы, а к концу процедур ощутила себя просто обновленной, суставы не болели совсем. И осталась тут работать. Хотя некоторые в Талги просто даже приезжают поутру, перед работой – принять всего за 300 рублей сероводородную ванну, стимулирующую нервные окончания, улучшающую кровообращение. Когда-то эти места называли «кладбищем костылей». Был даже одноименный музей.
Похожие проблемы – с клиентским спросом – и у другой лечебно-оздоровительной базы, что раскинулась в Карабудахкентском районе, прямо на берегу Каспия. Причем огромная территория санатория «Леззет», позволяющая поселить до тысячи человек, могла бы стать не только лечебной базой, но и просто привлекательным местом для отпускников. Это фактически полноценная рекреация для туризма со своей фермой, пекарней, выращиваемыми тут же овощами и даже небольшим винзаводом, который, правда, сейчас не функционирует, но вполне мог бы быть восстановлен – чем не место для популярных у туристов дегустаций и мастер-классов?
Но пустовато пока тут. «Даже в разгар сезона мы всего на 5-7% загружены», – сообщили мне в санатории. Хотя и в «Леззете» цены невелики: в пределах 1400 рублей с человека. Но ежегодные убытки для единственного оставшегося частного акционера (после того, как из их числа ушел «Газпром») – до 8 миллионов рублей. Да еще и по 18-20 миллионов каждый год надо вкладывать в новое строительство – корпусов, бассейна. Часть бы этих денег, по мне, использовать для ремонта номерного фонда и обустройства территории, но хозяева считают, что работа на будущее – важнее. Через несколько лет тут, по замыслам, должна сформироваться мощнейшая база для туризма и лечения, а «навести косметику» будет тогда не так сложно. Что ж, удачи… но пока «Леззет», если оглядеть его с высоты местной смотровой башни, вызывает смешанное чувство восхищения возможностями и печали по поводу невостребованности.
Дорого - мило
Если же говорить о турбазах и гостиницах, то нельзя не заметить: востребованы в Дагестане, в большей степени, дорогие, по-южному пышные средства размещения. И нет в этом ничего плохого: просто сей фактор надо учитывать. Учли же его, например, в махачкалинском гостиничном комплексе «Джами», открывшемся 7 лет назад.
Он тоже прямо на берегу моря раскинулся, но пляж тут оборудован «как надо»: есть песочек, зонтики, лежаки, пляжные полотенца. Зона проживания радует фонтанами и экзотической растительностью, все корпуса и коттеджи – «с иголочки».
Есть даже Молельный дом. И мебель в номерах – бархат, дуб. Словом, Турция «отдыхает».
Цены, конечно, соответствующие. Номер эконом-класса, правда, стоит всего 2000 рублей в день. Но их мало, потому что спросом не пользуются! А пользуются даже не стандартные за 4000 рублей, а люксы, включая «президентский», за 7000-8000. В первой половине мая резервируются здесь конец июня, а разгар сезона свободных мест просто нет. Притом, что это цены – без еды, а средний обед в ресторане «Джами» обойдется вам не меньше 500 рублей «с носа». Правда, есть другой вариант – можно купить дневной билет на здешний пляж (ребенку – 150 рублей, взрослому – 300 рублей).
Еще более роскошен отель Abu Dagi на выезде из Махачкалы. Его строили специально «в тему» футбольной команды «Анжи», портреты игроков которой тут развешаны по стенам. Идеальное место для приема делегаций, международных конференций, высоких гостей. Но так просто, «с улицы» сюда не попасть, и не только потому, что в огромном здании – всего 42 номера, из которых 9 люксов и 5 «випов». Хозяева не хотят снижать клиентскую «планку».
Могут себе позволить не опускаться до «массовки» и владельцы турбазы «Дербент». Ведь она принадлежит Дербентскому коньячному заводу, чья продукция – своего рода гарант процветания в том числе и для турбазы. Да, может вполне здесь, на очень ухоженной, уютной территории, в номерах, обращенных к волнам, поселиться и посторонний клиент (всего за 2500 рублей в сутки в стандарте на двоих или за 3500 – в полулюксе), но если и не поселится, большой беды для объекта не будет: завод всегда поддержит.
Тот же, кстати, тренд и в ресторанном бизнесе: наиболее посещаемые – те, что подороже, ярко оформленные, с богатым выбором блюд местной кухни: «Барон», «Золотая вилка», «Бриз», «Оазис».
А гостинице «Метрополь» на окраине Махачкалы, где, собственно, я и жил, клиенты нужны любые: вроде и условия тут хороши, все есть, что нужно четырехзвездочному отелю, включая сауну с бассейном и даже биллиардную, боулинг. А за завтраком в зале пока пустовато.
Нуждается в них и гостиничный комплекс «Дельфин», что на Махачкалинской трассе. Ведь его аккуратные, но совсем не пафосные домики могут вместить 470 человек, как минимум. Все необходимое и тут есть, а полулюкс на двоих – в пределах 5000-6000 тысяч рублей, но популярности «Джами» в «Дельфине» могут только завидовать. Загрузка – лишь месяца три в году, а полная – разве что в августе.
Но есть и другой пример: на базе «Малибу», неподалеку, вроде бы похожие условия. Но в этом году тут ожидают полноценную загрузку: места на лето уже активно бронируются не только жителями республики, но и гостями из Краснодарского края, Ростовской области, Чечни. Цены на турбазе не задирают: целый домик – 5500 в сутки, в корпусах дешевле. Обед же будет стоить рублей 250.
Национальное и мультикультурное
– Туризм, как известно, мощный стимул развития инфраструктуры, повышения занятости населения, а это сейчас очень важно для нашей республики, – считает министр печати и информации Республики Дагестан Азнаур Аджиев.
– У нас есть море, есть горы, реки – и все это, несомненно, понравится гостям, особенно в сочетании с традиционным южным радушием, гостеприимством и прекрасной национальной кухней. Нужны, конечно, серьезные вложения в ремонт и реновацию имеющихся и в строительство новых баз отдыха. А главное, нужен новый образ республики как самобытного – национального и мультикультурного одновременно – российского региона. Этот обновленный бренд Дагестана сейчас разрабатывается в министерстве торговли, и, как только он будет утвержден, мы начнем его пропагандировать – как во всех уголках России, так и за рубежом.
О турбрендировании местных дестинаций шла речь и на семинаре, а затем и на круглом столе, прошедших в махачкалинском филиале Российского государственного университета туризма и сервиса.
Были обсуждены темы развития оздоровительного, спортивного, этно- и эко-туризма в республике, продвижения таких объектов, как Национальный заповедник и входящие в него ни с чем не сравнимые Сарыкумские барханы. Или как удивительной красоты Чиркейское водохранилище и Сулакский каньон. Говорилось и о планах празднования в будущем году 2000-летия Дербента.
В разговоре активно участвовали не только местные специалисты и заезжие аналитики, но и сами студенты.
В большинстве своем, кстати, девушки – многих из них украшали национальные платки. Это – будущие дагестанские турменеджеры. Высказывали они, замечу, весьма компетентные и даже продвинутые суждения. Вот таков он, завтрашний день дагестанского туризма, национального и современного одновременно.
В Маастрихте представили коллекционную банкноту евро, посвященную Грузии, как родине вина
Самыми популярными местами отдыха россиян стали дача и садовый участок
Первый всероссийский фестиваль снежного человека пройдет в Удмуртии