Вырваться из серых московских будней к русскому Северу, в Вологду, на «II Международный фестиваль Кружева», получилось спонтанно, хотя после первого фестиваля (2011 г.), я тогда очень хотела поехать, но не получилось, и долго жгло меня чувство горечи от неувиденного. Да, ничего не бывает в нашей жизни не исполнимого. Вот и исполнилось заветное. Надо, наверное, страстно желать. Кстати, в этой поездке исполнилось еще одно мое желание (думка), посещение оперы «Князь Игорь», правда, не всю оперу удалось прослушать, отъезд наш в Москву помешал насладиться.
Так уж получается в каждом путешествии, что первый день запоминается всегда лучше остальных. По крайней мере, изобилует деталями. Согласитесь, это - неизбежно. Когда город открывается впервые, очень многое врезается в память.
Что первым приходит на ум при слове «Вологда»? Правильный ответ: песня «В доме, где резной палисад». Эта устойчивая ассоциация присутствует во многих вологодских очерках. Кто рассуждает о палисадах, кто пишет: «поехали в Вологду-гду-гду-гду» или «тут мы запели: «Где же моя черноглазая, где?» Неистребимая связь города и песни коснулась и меня напрямую. Когда на вопрос: «Куда поедешь на этот раз?», я отвечала: «В Вологду!» - каждый (будь то коллега, знакомый или давний приятель) принимался распевать: «Вот почему мне мила так всегда Вологда-гда-гда-гда, Вологда-гда!» Наслушавшись, я твердо решила, что в моей статье ни слова не будет об этой песне! Лучше о букве «О» напишу. Вот женщина на ходу заканчивала разговор со старушкой. Бабушка, что характерно для Русского Севера, окала. «Еще наслушаюсь!» - подумала я. Но ошибаетесь. За все вологодское путешествие окающие мне больше не встретились. А памятник букве есть и молодожены там старательно фотографируются. (Обязательно надо вместе выглянуть из буквы, примета такая, на счастье).
А мы дальше спешим на площадь к Кремлю, о которой многократно читала в различных описаниях. Только непродвинутые туристы называют этот комплекс Кремлем. Хотя очень похож, но все ж таки это Архиерейское подворье, резиденция вологодских епископов на протяжении трехсот лет. Величественный и непостижимый, словно корабль пришельцев, Софийский собор. Вообще городов, где существуют храмы, посвященные Святой Софии всего пять: Киев, Москва, еще два и Вологда. Воздвигать соборы во имя Софии свойственно людям с достаточно зрелым духовным чутьем. Ведь София – сложное, до сих пор не до конца разработанное в богословской науке, понятие. Это мудрость, но премудрость одушевленная, которая сама о себе в Библии говорит – «Господь создал меня в начале Своих путей». Из трудов русских теологов 20-го века можно уяснить, что София, в первом приближении, есть мысль Творца о мире, первоначальный чертеж творения, постепенно реализуемый во времени и пространстве.
Осмотр лучше начинать с Ленивой горки. Это площадка на берегу одноименной с городом реки, здесь установлен памятный знак с датой основания – по летописям 1147 год. «Ленивая» – потому что наши предки «ленью» называли бизнес, а здесь пятьсот лет назад было бойкое торговое место, да и сейчас стоят торговые палатки. Вот только, не укоренен менеджмент в хромосомном наборе русского человека, потому и за прилавками поныне преобладают темноглазые да черноволосые.
А нас действительность завораживает, поражает и очаровывает. И Софийский собор, да рядом колокольня. Напротив - памятник Батюшкову с конем. Кстати, курьезный случай приключился. Местный молодой человек начал выспрашивать у нас приезжих «А кто таков Батюшков», А может, вы тоже не знаете, кто это? Даю справку: БАТЮШКОВ Константин Николаевич (1787-1855), русский поэт. Глава анакреонтического направления в русской лирике («Веселый час», «Мои пенаты», «Вакханка»). Правда, уже возникает следующий вопрос - что же такое «анакреонтическое направление»? АНАКРЕОНТ (Анакреон) (ок. 570-478 до н.э.), древнегреческий поэт-лирик; в его творчестве преобладают мотивы размеренного, сознательно культивируемого наслаждения чувственными радостями жизни; эмоциональный фон - тяготы старости и предчувствие смерти. Подражание Анакреонту породило анакреонтическую поэзию поздней античности, Возрождения и Просвещения. В России анакреонтические стихи писали: М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, К. Н. Батюшков, да и А. С. Пушкин ими баловался.
И еще раз уронив взгляд на памятник К. Батюшкову, замечаем уже что лошадь в натуральную величину составляет 4/5 композиции, а причинное место поэта зачем-то странно бугриться. И словно в подтверждение наших нескромных мыслей, появилась туристка, которая прошлась под брюхом коня к Батюшкову и начала оглаживать его, да что-то шептать (новое веяние традицию повышения потенции).
А у нас есть возможность забраться наверх колокольни. Широкая и пологая лестница в 299 ступеней не утомительна, мы словно взлетели на самый вех, на смотровую площадку. Вид с 80-метровой высоты не может не впечатлить. Отсюда любуешься прихотливыми изгибами реки и различаешь, находящийся в 5 километрах от города, Прилуцкий монастырь, куда нам тоже хочется отправиться, но у нас другие интересы сегодня. Рассмотрели на площади нарисованные белой краской контуры сердца в кружевах. Завтра там будет действо, 300 с лишним мастериц (уточнить бы точную цифру) будут одновременно плести кружевные сердечки, а потом соединят их в единое полотно.
На самом то, деле кружевниц собралось гораздо больше, около 475 были только зарегистрированы, но их было гораздо больше, постоянно приходили и подъезжали местные мастерицы, прослышав про фестиваль. В процессе действа менялись местами, всем хотелось принять участие. Вот и еще раз удивляюсь незаинтересованности местного турбизнеса. Информации никакой ни в центральных, ни местных СМИ не давалось. А люди друг другу эсемэски отправляли, да места занимали. Вот бы турфирмам да туроператорам порасстораться, да дополнительный туристический объект устроить, ведь конкурс то уже международным стал. В подтверждение, слова врио Губернатора Вологодской области Олега Кувшинникова: «Сегодня я могу сказать, что Вологда становится кружевной столицей не только Российской Федерации, а кружевной столицей мира. Я рад тому, что наш фестиваль становится традиционным, что наш фестиваль поддерживается Министерством культуры Российской Федерации, что он становится визитной карточкой нашей страны – великой России».
Фестиваль кружев
Плетеное кружево существует на протяжении почти трех веков и представляет собой значительное и самобытное явление декоративно-прикладного искусства. Русское кружевоплетение, воспринятое в XVII веке из Западной Европы, сохраняло и развивало лучшие традиции мастериц европейских стран. В период своего расцвета кружевоплетение стало подлинным национальным художественным явлением.
Фестиваль уже второй раз собирает мастеров и любителей кружева со всего мира. В этом году областную столицу посетили представители Чехии, Ирландии, Франции, Австралии. А сам фестиваль посвящен 22 зимним Олимпийским играм в Сочи. Ведь элементы вологодского кружева вошли в официальный логотип сочинских Олимпийских игр.
«Такое событие в мире кружева нельзя пропустить!»
По словам научного сотрудника Вологодского музея кружева Екатерины Гульневой, «это самое зрелищное событие фестиваля интересно тем, что работа каждой из мастериц стала частью символического олимпийского полотна - если сердце перевернуть, получится купол».
«Когда вложишь душу, кружевное сердечко забьется под перестук коклюшек - главного рабочего инструмента кружевницы», - уверена мастерица из Киришей (Ленинградская область) Марина Павлова.
Почетной гостьей вологодского фестиваля стала швейцарка, мастер по изготовлению кукол Рут Шайдэггер-Майер, подарившая Вологодскому Музею кружева уникальную «кружевную» коллекцию XVIII столетия и шесть томов издания о текстильных мануфактурах и старинный альбом общей стоимостью до 50 тыс. швейцарских франков. Как она объяснила, в нашу страну её привело желание познакомиться с настоящей Россией, её мастерицами. А когда Рут увидела экспонаты музея, то решила сделать поистине королевский подарок. Коллекцию кружев она собирала около сорока лет, и эти сказочные узоры должны видеть люди.
Этот замечательный музей открылся совсем недавно, 3 ноября 2010 года. Расположен в красивом желтом особняке. Музей очень большой, современный. В многочисленных залах — стильные стенды с выдвижными ящичками и подсветкой, информационные мониторы, пояснения к экспонатам можно прочесть на табличках под картинами известных художников, изображающих сцены из жизни кружевниц.
Кружево здесь представлено самое разное. В первом зале — прекрасные европейские образцы прошлых столетий, драгоценные изделия, выполненные с использованием золотых и серебряных нитей. Огромное впечатление произвела коллекция древнерусского кружева — вот, где мастерство, где душа! Все казалось, что еще немного, и я смогу разгадать значение старинных символов-оберегов, дыхание захватывало от этих гениальных произведений искусства, мастерски выполненных кружевницами. А вот и «уголок» мастерицы: валик, тонкие нити, деревянные коклюшки — кружева тогда плели вручную.
Я как-то привыкла считать, что кружево должно быть кипенно-белым. А оно, оказывается, бывает кремовое, с вплетениями красных, синих, зеленых нитей, даже черное (несмотря на некоторую «траурность» цвета почему-то оно впечатлило меня больше всего). Великолепны салфетки и скатерти, воротнички и манжеты, шарфы и образцы для отделки одежды. В тонкой паутинке вырисовываются поразительной красоты узоры: снежинки, цветы, ягоды, натюрморты, геометрические фигуры, животные, бытовые сценки. Как великолепно декорирует кружево одежду! Обычные наряды (от элегантных туалетов позапрошлого века до вполне современных платьев), представленные на манекенах, буквально оживляли повседневную одежду. А как играет тонкое кружево на шляпке или сумочке! Ах, мое женское сердце просто трепетало от созерцания этой красоты!
Все познается в сравнении. И вот на смену древнерусским оберегам и трогательным цветочным узорам приходят советские времена с кремлевскими звездами, портретами вождей, орденами, видами Кремля и Мавзолея (изделия 1920—1940 гг.). Это уже работы не кружевниц-одиночек, а фабричные, но тем, не менее интересные. Почти везде прослеживается политическая тематика, даже в огромном полотне, по которому гуляют коровки с курочками да рассыпаны корзинки с урожаем (символизирует «достижения народного хозяйства»). Среди «кубков» и «серпов с молотами» меня удивило одно полотно: под пикирующими истребителями почти рядышком расположены Кремлевские куранты и… храм. Причем, далеко не Василий Блаженный (если вспомнить панораму Красной площади). Правда, церковь по сравнению со Спасской башней совсем крохотная, но все же! Интересно, кто заказал советским мастерицам такую «крамольную» работу?
Далее следовали более современные экспонаты, в т. ч. фабрики «Снежинка», на которых то распускались причудливые цветы, то зрели сочные ягоды, то искрились снежинки, то пускались вскачь северные олени. Казалось, целая жизнь была запечатлена на тонких кружевных полотнах. Гениально! «Музей кружева» — замечательный, по нему можно ходить бесконечно. Вот только почему так спешат стрелки на часах? А мы торопимся дальше, на фабрику «Снежинка», нам ведь и там надо побывать.
В Вологде есть, конечно, знаменитая фабрика «Снежинка», ул. Козленская, 119а, www.snejinka.ru. По этому адресу находится и их фирменный магазин, а отделы от фабрики есть в Торговом центре «Кристалл» на 3-м этаже, на той же улице, но дом 3, а также в магазине «Вологодские сувениры», ул. Чехова, 12. Сходить туда можно. И посмотреть. Можно и купить, но при этом в кошельке надо иметь не меньше двух пятитысячных купюр, как раз хватит на косыночку и пару салфеточек. Цены на бабушкины кружева, конечно, куда более приемлемые, чем на фабричные, но! – проигрывают в отношении качества ниток и сложности узора.
Конечно, я понимаю, насколько сложна, кропотлива и ювелирна работа вологодских кружевниц. Например, скатерть по частям плетут пять (!) мастериц, а потом соединяют вместе. Знаю, что только узорный угол скатерти требует 147 часов. Но тогда не понимаю одного, почему при таких ценах на изделия, про вологодские кружева в Вологде говорят - наша гордость, а про зарплату кружевниц на фабрике – наш позор?…
Кружево – потрясающе красивый материал, ассоциирующийся с богатством и роскошью, на пике моды уже не первый сезон. Наравне с привычными элементами одежды из кружева, сегодня из него изготавливают все: и обувь, и сумки, и очки! Предметы интерьера, декоративные панно – интересны сами по себе. А роскошные жакеты и накидки вполне могут украсить современных женщин в торжественные моменты их жизни. А зонтики и шляпы – это то, что надо!
Кружевница, кружевница,
Дел кружевных мастерица.
Руки кружево плетут –
Нам поэму пропоют.
А коклюшки во многих магазинчиках продаются, сама видела. Так что мастерство не утеряно. И есть в Вологде кружевное объединение "Снежинка". И еще в Кирилловском СПТУ (область) открыт специальный факультет - кружевоплетения.
Для меня это искусство (иначе и не сказать) сродни волшебству! Когда под руками кружевницы возникает цветок или веточка, будто распускаясь на подушке от движения ее пальчиков -это момент чуда для меня! Преклоняюсь перед мастерством этих женщин, ведь они сохраняют душу народную, красоту этой души, особый взгляд на жизнь - взгляд художника и волшебника! Ох, вот он этот вид рукоделия, по которому я всю жизнь рыдаю, что не умею и уже, наверное, уметь не буду никогда. Преклоняюсь перед кружевницами. Это не только ремесло (умение), но и свойство души. А мы... ну куда мы без кружев ...? Хотя и продаются в магазине фабрики, это пожалуй, и не рукоделие, а само искусство! Какая красота! Главное, чтобы это искусство не умирало, а жило и процветало на радость потомкам!
«Думаю, наше «кружевное, фестивальное лето» имеет большое значение как для тех, кто к нам приезжает, так и для вологодских жителей. В нём - дань традиции, связь поколений, стремление сохранить редкое, прекрасное ремесло. Тот, кто способен понять, прочувствовать то, что сделано руками, бережнее относится к самой истории», - считает и заместитель губернатора региона, курирующий социальную сферу, вопросы культуры и искусства, архивного дела, охраны объектов культурного наследия Олег Васильев.
Уезжая из Вологды, мы, как это не странно прозвучит, вздохнули с облегчением. Странный город. И красивый вроде, и не очень. Но, если появиться возможность побывать там вновь – поеду обязательно! Мда.. А как хотелось закончить вот так: «Неспешно старушка плетёт у окна. Звезда загорелась - звезду ту вплела. Свернувшись клубком, задремал старый кот - на кружеве белом он тоже уснёт....».
В Маастрихте представили коллекционную банкноту евро, посвященную Грузии, как родине вина
Самыми популярными местами отдыха россиян стали дача и садовый участок
Первый всероссийский фестиваль снежного человека пройдет в Удмуртии