Необходимость туристического брендирования давно уже осознана ведущими турнаправлениями в мире. Но в России только в последние годы это стало трендом туротрасли. «В разведку», каково это – жить в контексте внятно сформулированного турбренда, устремились с недавних пор даже наши малые города: в рамках проекта «Настоящая Россия» на этот путь шагнули Венев, Касимов, Белев, Шилово… - согласитесь, не все эти названия еще совсем недавно просто даже воспринимались на слух и на взгляд в качестве мест, куда можно и стоит поехать. А сегодня тот же, например, Венев Тульской области, ясно обозначив, в чем именно состоит его привлекательность для туриста, сумел вдвое увеличить за год поток гостей.
Раскачиваются понемногу и регионы: они, по определению, более «тяжеловесны». Первым официально зарегистрированным в стране брендом порадовали как раз комяки. И звучит он выразительно: «ЭкоРеспублика Коми». Прочитаешь или услышишь – и сразу понятно: приехать и осмотреться тут стоит тем людям, кого привлекают чистота и буйство природы, зовут не обезрыбевшие северные реки, полные грибов и ягод леса. Словом, интересует всякого рода красота и вкуснота. Но это – с точки зрения потребительской (неважно, для желудка или для глаза). «Потребляли» природу, не особо задумываясь о ее будущем, мы вообще-то много лет. Пока наконец не пришли к очевидному: потребляя, будь еще и бережен, заботлив, чистоплотен, внимателен – чтобы не загубить этот самый «предмет потребления». Который вообще-то – среда нашего обитания, и от ее будущего здоровья зависит здоровье наших детей. Так родилось в мире экологическое сознание. В XXI веке, хочется верить, оно все увереннее будет формулироваться как глобальный тренд развития человечества.
Путешествуя по Республике Коми, замечаешь, конечно, в первую очередь, богатство природных ресурсов. Вспоминаешь при этом, что, например, «Девственные леса Коми» – давно уже объект, охраняемый ЮНЕСКО. Или что далеко за пределами региона известна этно-деревня Усть-Цильма: своими традиционными староверческими обрядами, ежегодным празднованием «Красной Горки», на которое столько народу отовсюду съезжается, что тут даже свой аэропорт потребовалось построить. А как много на территории республики находок, обнаруженных археологами в ходе раскопок!
– Но давайте определимся с терминологией, – останавливает мои слишком уж «растекшиеся» рассуждения Татьяна Калишевская, авторитетный эксперт в теме, генеральный директор компании «Центр экологического туризма». – Экотуризм нередко путают и с этно-туризмом, и с туризмом познавательным, природным (рыбалка, охота), и даже спортивным или агро-туризмом. Все это может, без сомнения, переплетаться и даже соединяться. Но, вместе с тем, у каждого из направлений – своя специфика. И экотуризм, зародившийся в 70-е годы прошлого века в Коста-Рике в качестве альтернативы вырубке тропических лесов, отличают, прежде всего, по моему убеждению, три принципа: помощь местному населению (возможность заработка, дополнительные рабочие места), ненарушение природной среды и познание.
Да, экотуристическому направлению как базовому для Коми еще предстоит структурироваться и наполняться новым содержанием. Как рассказала нам руководитель республиканского Агентства по туризму Юлия Рыбакова, по реализующимся уже сегодня планам, 2013-2015 годы отведены под работу с существующим турпотоком (в том числе и пока неучтенным, а значит, находящимся в зоне риска: неслучайно на проходившем в эти же дни 2-м Международном экотуристическом форуме «Ёж» огромное внимание было уделено вопросам безопасности путешествий по краю). Это, в основном, люди, приезжающие из близлежащих российских регионов, стран Балтии и Скандинавии. Второй этап – привлечь к нам россиян, наших сограждан из более отдаленных областей и краев. А в последующем – выход на серьезный международный турпродукт. Ключевым ориентиром станет 100-летие Республики Коми в 2021 году.
Конечно, генеральный природный ресурс региона – легендарное плато Маньпупунёр. Оно хорошо известно «гурманам» туризма: здешние гигантские каменные столбы манят тысячи и тысячи людей, выискивающих по планете нечто «этакое», необычное, «неземное». Но попасть сюда удается лишь сотням из них (мы, увы, оказались не в их числе): во-первых, естественной преградой турпотоку является неустойчивость погоды в пустынных сих краях, куда реальнее всего добраться именно на вертолете, а этот вид транспорта, как известно, весьма чувствителен к метео-капризам. Трехдневный же пеший переход из Ухты по бездорожью выдержит не каждый. А главное, администрация этой заповедной зоны ограничила, например, в нынешнем году количество посетителей всего сотней человек – иначе уникальному природному памятнику может быть нанесен существенный урон. В этом – тоже проявление экологического сознания, и такой подход следует принять как неизбежность. Но при этом сделать вывод: Маньпупунёр – скорее, элемент имиджа в рамках бренда «ЭкоРеспублика Коми». А вовсе не «приманка» для массового турпотока.
Но и «приманок» как таковых – предостаточно. Это и Финно-Угорский этнопарк с его на редкость аутентичной деревней Ыб (да, в этно-объектах тоже, как правило, налицо экологическая составляющая). Это и маршруты поезда «Сияние Севера» – в том числе по нетронутым природным территориям республики. Это и водные путешествия по красивейшей реке Печора. И развитие туристических кластеров вокруг Сыктывкара, Ухты (музеи, парки, природные панорамы; в том числе и «нефтяная» тематика, ведь Ухта – родина первой российской нефти). Отдельный проект – «Таежное кольцо»: автомобильные путешествия порой с элементами экстрима: сложные пути-дороги, возможность встречи с дикими зверями. В целом же, предстоит работать в очень сложном контексте туристического освоения особо охраняемых природных территорий, в том числе и федерального значения.
Принцип «Не навреди!», наряду с остальными, сформулированными экологом Татьяной Калишевской, мне кажется, следует считать главным для экотуризма. Никуда нам не деться от этой архиважной задачи – сохранить природу для наших детей и для гениев. Последние, кстати, вдохновлялись и, надеюсь, будут еще не раз вдохновляться ее первозданными красотами. В недавно ставших достоянием человечества воспоминаниях Василия Кандинского можно встретиться такие строки: «Особой силы впечатлениями моего студенческого времени были Рембрандт и поездка в Вологодскую губернию». Комяцкие края были в те времена в ее составе, а побывал мастер именно в этих местах. Знаменитый художник рассказывает, что в здешних избах он впервые повстречался с тем чудом, которое впоследствии стало элементом многих его работ.
– Республика довольно динамично развивается не только за счет нефти и газа, но и за счет тех самых природных ресурсов, которые, по сути, и становятся сейчас объектом нашей экотуристической политики, – лесов и рек, натуральных продуктов питания, –заключает Юлия Рыбакова. – И все это в соединении с эстетической, познавательной составляющими подтверждает: мы сделали правильный выбор в пользу именно экологического туризма.
В Маастрихте представили коллекционную банкноту евро, посвященную Грузии, как родине вина
Самыми популярными местами отдыха россиян стали дача и садовый участок
Первый всероссийский фестиваль снежного человека пройдет в Удмуртии