«ЖИВАЯ КАРТА»: В декабре будет год как создан Экспертный совет Государственной Думы по внутреннему и въездному туризму в Российской Федерации. Можно ли подвести какие-то итоги?
Кривоносов С. В.: Сегодня лучше говорить о промежуточных итогах, слишком короткий период времени. Много сил потрачено на сбор и анализ информации. Все это время мы активно работали, встречались с коллегами по Экспертному совету, настоящими профессионалами, обсуждали и вырабатывали единую стратегическую линию. Сейчас пришло время решительных действий и сегодняшнее совещание по законопроектной работе членов Экспертного совета по внутреннему и въездному туризму тому пример. Сегодня мной были инициированы два вопроса: о государственной системе учета турпотоков и об обязательной классификации средств размещения – два очень важных и насущных вопроса. Следующий вопрос, который я собираюсь вынести на повестку ближайшего совещания – подготовка законодательных предложений по саморегулированию в туриндустрии. Результатом нашей работы должны стать финансовые показатели, и задача состоит в том, чтобы благодаря нашим действиям можно было подсчитать экономический эффект от туризма в каждом регионе.
«ЖИВАЯ КАРТА»: Сергей Владимирович, некоторое время назад Вы предложили создать Совет по туризму при президенте России. Насколько сегодня актуально Ваше предложение?
Кривоносов С. В.: Я убежден, что это важная инициатива. Если у нас получится воплотить в жизнь те задачи, которые мы сегодня перед собой ставим, то возможно, в этом не будет такой необходимости, ведь Президент сегодня и так загружен большим количеством вопросов. В противном случае, я готов возобновить этот вопрос и еще раз выйти с таким предложением. Одной из причин для формирования такой структуры можно назвать отсутствие четкого взаимодействия между различными министерствами и ведомствами. Туризм, с моей точки зрения, это та отрасль, для развития которой необходимы согласованные действия всей структуры исполнительной власти в России.
Вот приведу Вам пример. В Государственную Думу Правительством РФ вносится законопроект, по которому возможно создание особой экономической зоны – туристического парка. В этих рамках можно было бы использовать форму государственно-частного партнерства с элементами государственной поддержки и косвенного регулирования цен предприятий Сочи, формирующих туристический продукт. Выясняется, что профильные ведомства даже не в курсе этого законопроекта. Это же ненормальная ситуация, и таких примеров можно найти много.
«ЖИВАЯ КАРТА»: Хорошая идея Вами озвучена – создание парка или кластера с тем, чтобы привлечь еще больше туристов…
Кривоносов С. В.: Да, привлечь еще больше туристов! Заполнить тот объем номерного фонда, который был построен для Олимпиады - очень непростая задача. Именно поэтому я пытаюсь донести до исполнительной власти, что без прорывной идеи могут пройти десятилетия, прежде чем мы получим нужный результат. Это может превратиться в такой вялотекущий процесс, что принесет для страны серьезные имиджевые и экономические потери. Я сделал запрос и попросил подготовить мне аналитическую информацию по состоянию и загрузке инфраструктуры после завершения олимпиады и до сегодняшнего дня. Предварительные результаты оставляют желать лучшего.
«ЖИВАЯ КАРТА»: Это лето было жарким и для турбизнеса, и для самих туристов. В самый разгар сезона прошла череда падений и банкротств нескольких туроператоров. Как Вы считаете, можно ли говорить, что возможен рост на внутреннем рынке за счет сокращения выезжающих за рубеж?
Кривоносов С. В.: Безусловно. Если человек по какой-то причине не может выехать на зарубежный курорт, отдыхать-то ему все равно где-то нужно. Но, мне кажется, что в этом году многие люди остались дома из-за того, что вокруг непростая ситуация. Опыт подсказывает, что как и раньше, когда были тяжелые экономические времена, люди, находясь в растерянности, не принимали решение о своей поездке даже на российский юг.
«ЖИВАЯ КАРТА»: Сергей Владимирович, давайте с юга перенесемся в центральную часть России, в Москву и Подмосковье. Многие жители столицы имеют возможность не только планировать дальние путешествия, но и совершать поездки в выходные дни недалеко от дома. Московская область по своему потенциалу превосходит многие другие регионы России, но использует его не очень активно. Как вы считаете, в чем проблема?
Кривоносов С. В.: Туристические возможности Московии уникальны. Это множество исторических и архитектурных памятников, замечательная среднерусская природа, хорошая транспортная доступность. Их названия - Бородино, Звенигород, Архангельское - уже вызывают желание приехать и увидеть. Здесь нужна своя стратегия по активному продвижению турпродукта. Хотя, думаю, что есть и проблемы, а они везде одни и те же. И то, что мы сейчас говорим, и я привожу пример про Сочи, все это подтверждает мой тезис – должен быть один или несколько таких «пилотных» проектов, «локомотивов» для территории. У нас много замечательных мест, которые мы просто обязаны развивать. Вот например, в этом году, исходя из разных причин, я не ездил отдыхать за границу, а отдыхал в Сочи и в Ростовской области. Кстати, в Ростовской области много красивых мест, о которых многие россияне и не знают. Но есть проблемы с развитой инфраструктурой, способной предложить услуги мирового качества. Надо привлекать инвесторов, делать правильные шаги в сторону эффективного развития территории. Думаю для Московской области мы тоже сможем сделать свои предложения и найти пути эффективного развития.
«ЖИВАЯ КАРТА»: Тем более, что здесь, рядом такой поставщик туристов – Москва.
Кривоносов С. В.: Конечно. Я считаю, сегодня в России два наиболее продвинутых туристических центра – это Санкт-Петербург и Москва. Другие регионы требуют нового подхода для эффективного и быстрого развития. В рамках рыночной экономики, в чистом виде этого не произойдет. Вот в советские времена было полное государственное регулирование в туризме. В развитых странах и в таких регионах, как Москва и Санкт-Петербург, – это стандартные механизмы рыночной экономики. А есть нечто среднее, то, о чем я уже говорил, и о чем мы подготовили соответствующий документ в правительство - о косвенной государственной поддержке и регулировании цен предприятий в сфере туризма. То есть, государство помогает снизить себестоимость туристской услуги. Государство участвует в формировании конкурентоспособного продукта. Как, например, в Турции или в Египте, когда правительство поняло, что это государственная задача и с бизнесом надо договариваться, надо предлагать взаимовыгодные условия для бизнеса. И вот результат – наши граждане миллионами везут денежные средства за границу. Получается нам просто нужно между собой договориться и найти правильное решение
«ЖИВАЯ КАРТА»: Сергей Владимирович, у нас остается мало времени. Позвольте в заключение задать Вам два вопроса - где Вам больше всего нравится отдыхать в России и как? Какой вид отдыха вы предпочитаете?
Кривоносов С. В.: Мне искренне нравится отдыхать в Сочи, я его очень люблю. В этом году я активно занимался серфингом, а еще SUP серфингом – это такая доска с веслом, которой управляешь стоя. Свежий воздух, море, положительные эмоции и небольшая физическая нагрузка – все это создает хорошее настроение и заряд энергии на многие месяцы.
Беседу вел Главный редактор интернет-издания по туризму и отдыху «Живая карта» (www.2R.ru) Алексеев Олег Валериевич
В Маастрихте представили коллекционную банкноту евро, посвященную Грузии, как родине вина
Самыми популярными местами отдыха россиян стали дача и садовый участок
Первый всероссийский фестиваль снежного человека пройдет в Удмуртии