30 и 31 января четвертый агротур проекта «АгроЭкоТуризм России» состоялся в Тульской области. Впервые экспедиция прошла при поддержке местных предпринимателей, которые либо уже работают в сфере туруслуг, либо активно готовятся в нее войти. «В завершении экспедиции мы пришли к коллективному выводу, что очень важно на этапе становления турпродукта привлекать профессиональных турэкспертов. Благодаря многолетнему опыту и прямой связи с конечным потребителем, они знают, как должна выглядеть принимающая туристов площадка», - говорит руководитель проекта «АгроЭкоТуризм России» Екатерина Шаповалова.
Впервые в истории отечественной туриндустрии организаторы отказались от узкопрофильного формата, состав участников экспертной группы расширился: в экспедициях участвуют туроператоры, журналисты, блоггеры, фотографы, маркетологи, гастрономические эксперты и организаторы фестивалей, наконец, представители Администрации и Туристко-информационных центров регионов, а также многие другие специалисты. Важнейшую роль в агротурах, безусловно, играют туристы так называемой тестовой группы.
Программа четвертой агро-экспедиции носила традиционно яркий гастрономический акцент. В первый день агротура участники посетили фермерский кооператив «Марк и Лев» в Заокском районе в деревне Дворяниново, где по прибытии гостей ждал фермерский завтрак на недавно открывшейся «Даче Циферблата», новом домашнем пространстве для общения местных жителей и заезжих городских гостей. На завтраке эксперты узнали от членов фермерского кооператива в лице куратора овощной программы Натальи Иванкевич о забытых русских овощных культурах и отведали свежеприготовленных самолепных вареников с картошкой, выращенной в хозяйстве фермера Евгения Шутова. Экспертная группа ознакомилась с территорией нового проекта Александра Гончарова - современной деревней «Сила Села»: фермерского кооператива «Ферма для жизни Марк и лев», ресторана «Марк и Лев», ресторана «Берлога», отеля для агротуристов «Утиная Венеция», дачного отеля «Велегож Парк», Школы Льва Дурова. Неотъемлемая часть агротуристической программы экспедиции – это посещение фермерского хозяйства. Фермер Людмила Преснякова провела экскурсию по своему хозяйству, преподала курс по азам иппотерапии, животноводства и здорового питания. Участники насладились общением с лошадьми на контактной ферме хозяйки. Туристов здесь ожидают уроки доения и верховой езды, мастер-классы по приготовлению творога, масла в домашних условиях, детский деревенский летний лагерь. Безусловно, культура современной фермерской жизни «Сила села» тесно связана с Усадьбой, а именно Государственным мемориальным историко-художественным и природным музеем-заповедником В. Д. Поленова. Эксперты подробно ознакомились с уникальной экспозицией Музея, оценили туристические возможности Усадьбы. В этот субботний вечер Музей стал площадкой для домашнего концерта камерной музыки, на пространстве которого у зрителей была возможность не только слушать музыку, но и говорить о ней, пробовать разобраться в смысле произведений, напрямую общаясь с исполнителями:
заслуженным артистом России Александром Калашковым (скрипка); солистом оркестра Большого театра Виктором Плуталовым (виолончель); доцентом Московской консерватории Станиславом Дяченко (фортепиано) и профессором Российской академии музыки им. Гнесиных Леонидом Кондаковым. Итоги дня эксперты подвели в Школе Льва Дурова, а вечером их ожидал дегустационый ужин от шеф-повара первого локаворского ресторана «Марк и Лев» Михаила Лукашонка. Ночь участники группы провели на виллах дачного отеля «Велегож Парк».
Во второй день участников агротура ожидала насыщенная программа в Туле, которую организовали местные предприниматели. Интерактивная экспозиция «Город мастеров» была представлена компанией «Товарищество наследников самоварной мастерской П. В. Салищева Волгины и Ко в г. Туле» и руководителем Николаем Ашпиным. Предприниматель-энтузиаст возрождает художественные самоварные мастерские, привлекая многолетний опыт, талант и мастерство наших художников, представителей знаменитой тульской самоварной династии Волгиных (уже в седьмом поколении!), а также воссозданные ими уникальные технологии, которые позволяют им изготавливать роскошные самовары, как в единичных экземплярах, так и в серийном производстве. Самовары, созданные художниками и мастерами предприятия, имеются в коллекциях у первых лиц многих государств мира, у знаменитых деятелей культуры и искусства разных стран. Так, самовар «Русское поле» был подарен английской королеве Елизавете II президентом РФ Ельциным Б. Н. во время официального визита, а в 2004 году самовар «300 лет Санкт-Петербургу» преподнесли действующему президенту РФ Путину В. В. Специально для экспедиции «АгроЭкоТуризм России», за 2 дня было создано интерактивное пространство с участием исторических брендов Тульской области: оружейное производство, «Тульская гармонь», «Тульская городская игрушка» и «Тульский самовар». «Уже на стадии подготовки экспедиции мы с нашими партнерами поняли, что индустриальный промышленный туризм – это очень актуальная тема, с точки зрения просвещения. Наши дети, мальчики особенно, должны знать о ключевых профессиях современной жизни. Все о сварке металла, высокоточных производствах - профориентирующие туры в Тульскую область для детей и взрослых, где Левша блоху подковал – один из популярнейших аспектов российского внутреннего туризма», - говорит автор проекта Екатерина Шаповалова.
В полдень участников экспедиции ожидал кондитерский сет от молодого обаятельного шеф-повара гостевого дома «ИмператорЪ» Александра Морозова. Как представители сладкой столицы России города Тулы, владелицы гостевого дома Екатерина и Ольга Нечепурновы приготовили ироничный легкий и сказочный полдник в русско-французких традициях в стилизованных имперских интерьерах зала приемов «Эрмитаж». Традиционное русское чаепитие из роскошного эксклюзивного самовара на 40 литров (!), изготовленного самоварными мастерскими Николая Ашпина в честь XXII Олимпийских зимних игр в г. Сочи, национальные кондитерские бренды Тульской области – Тульский пряник, Белевская пастила, зефиры и мармелады, а также тающие во рту эклеры, легендарный «Наполеон», пироги, да расстегаи и идеальные макаруны - станут неотъемлемой частью нового турпродукта, агротуров в Тулу и Тульскую область.
«Жемчужиной народного искусства» называют филимоновскую игрушку. Экспедиция продолжила свой маршрут в городе Одоев, в Музее Филимоновской игрушки. Несмотря на более чем 600-летнюю историю промысла, это его первый музей. Основная цель - собрать и сохранить для будущих поколений материалы по истории создания и развития промысла, познакомить посетителей с уникальным народным творчеством и его создателями. Привлечение внимания к промыслу, его неповторимой ауре позволит поддержать и развить интерес к самой игрушке. А спрос на игрушку, в свою очередь, будет стимулировать мастеров. В итоге - промысел можно будет не только сохранить, но и создать условия для его дальнейшего развития.
Вдохновитель и инициатор создания музея – Сергей Кузнецов, член общественного Совета по культуре при Министерстве культуры и туризма Тульской области. Экспозицию музея составляет личная коллекция игрушки Сергея Васильевича. Под музей нашли дом со своей историей, своей особой атмосферой. Старинная двухэтажная усадьба в послереволюционные времена уже успела побывать и жилым домом и складом, узлом связи. Сегодня здание находится в процессе реставрации, но продолжает принимать посетителей. В музее представлены редкие уникальные фото и архивные материалы о жизни и творчестве прежних и нынешних мастеров. Композиции в музее удачно дополняются подлинными предметами крестьянского обихода. Музей сотрудничает как с потомственными мастерами Орловой Е.А., Орловым Р.В., Масленниковой В.Н., Гончаровой А.И., так и с мастерами, вошедшими в промысел в 90-х годах XX века Кехаиди Е.И и Кехаиди К.Н., Бежиной И.Д., Левитиной И.К., Дроздовской Е.А. Все без исключения участники экспедиции ощутили энергию уникального народного промысла, взяв в руки комок мягкой синей глины. За считанные минуты потомственная мастерица Орлова Елена Алексеевна провела мастер-класс по филимоновской традиционной свистульке.
Финальным пунктом назначения второго дня экспедиции «АгроЭкоТуризм России» стала «фруктовая столица Тульской области» - город Белев. Участников ожидала интерактивная программа, организованная Виктором Желнаковым, учредителем и директором фабрики белёвской пастилы «Старые Традиции». В рамках программы, эксперты узнали об истории народного промысла «белевского кружева» и о технологии ручного изготовления знаменитого продукта – белевской пастилы. Дегустацией различных сортов белевской пастилы закончился «сладкий» второй день экспедиции.
«Местные люди – это и есть наши региональные туристические бренды, каждый из наших сегодняшних героев - неотъемлемая часть региона, каждый является производителем своего уникального продукта, носителем идеи и знаний, каждый добровольно несет социальную ответственность, поддерживая народные промыслы и ремесла в регионе – соединяя их вместе, мы получим исключительно привлекательный продукт «Агротур выходного дня». В экспедиции в Тульской области мы хотели бы поговорить о роли российского предпринимателя в деле развития и возрождения наших туристических национальных брендов и создания новых», - говорит руководитель проекта Екатерина Шаповалова.
Авторский проект Екатерины Шаповаловой «АгроЭкоТуризм России» посвящен путешествиям по регионам страны с целью формирования коммерческого национального турпродукта, инспекции туристических услуг, определения системы стандартов нового направления национального туризма. Экспедиция является передвижной консультативной и образовательной площадкой, формой сотрудничества между специалистами туриндустрии и партнерами в области сельского хозяйства, ремесел и народного творчества - новыми участниками туристической сферы бизнеса.
Первые три экспедиции в Ивановскую, Тверскую и Владимирскую области показали экспертам главные составляющие, на которые нужно опираться при формировании турпродукта: местные люди, региональные бренды и, безусловно, объекты культурно-исторического наследия и природного богатства. Люди дела, профессии - повара и фермеры, историки и искусствоведы, гончары и рукодельницы, фабриканты, градоначальники - у туристического регионального бренда есть имя, отчество и фамилия. И особенно стало очевидно, что только профессионалы - туроператоры и турагентства -способны контролировать качество туруслуг и ценообразование на стихийно развивающемся внутреннем туристическом рынке.
В Маастрихте представили коллекционную банкноту евро, посвященную Грузии, как родине вина
Самыми популярными местами отдыха россиян стали дача и садовый участок
Первый всероссийский фестиваль снежного человека пройдет в Удмуртии