Ярославль в кадре кинематографа
Многие наши любимые фильмы снимались под защитой доброго медведя.
За свою тысячелетнюю историю Ярославль много раз отметился в литературе и искусстве. Замечательному городу посвящён ряд поэтических произведений, в том числе постарались уроженцы здешних мест. Классик Николай Алексеевич Некрасов описал вот такой "Городок":
Припомнишь бедный городок,
Где солнца каждому довольно.
То правда: город не широк,
Не длинен лай судейской шавки
В нем слышен вдоль и поперек.
Домишки малы, пусты лавки,
Собор, четыре кабака,
Тюрьма, шлагбаум полосатый,
Дом судный, госпиталь дощатый+
Нет, стихотворение явно не к юбилею. А вот советский поэт Лев Ошанин смотрел на жизнь куда оптимистичнее:
Разве сердце отдать не вправе я
Той, что с солнцем обручена?
А вокруг тебя Ярославия -
Древнерусская сторона.
Но сегодня важнейшим из искусств для нас опять является кино. В 1919 году - когда и была сказана историческая фраза вождя - новая власть решила коренным образом перестроить работу ярославского кинематографа. В секцию пролетарского искусства губернского отдела народного образования прислали инструктора по фото-киноделу, который организовал в Ярославле секцию по производству кинофильмов. Уже через год Ярославская киностудия выпустила первую продукцию - те киноленты рассказывали о жизни детской колонии в Ярославле, о детской преступности, ярославских беспризорниках. Были сняты несколько агитационных роликов и два выпуска ярославской кинохроники. Верхом достижения "ярославского Голливуда" историки полагают ленту 1924 года "Был и стал" о ярославском хулигане Кольке Рыжике и чудесном превращении его в пламенного пионера.
А вообще жители Ярославля говорят, что им очень повезло. Когда большевики, придя к власти, стали по плану уничтожать историческое наследие, то до последней в русском алфавите буквы "Я" дойти не успели. Потому здесь, и в городе, и в области столько всего и осталось. Ярославская натура давно стала привлекать служителей "десятой музы". Здесь снималась и советская классика ("Чистое небо" Григория Чухрая, "Женщины" Павла Любимова), и телесериалы новейшего времени ("Река-море", "Котовский", "Исаев"). В "Докторе Живаго" под именем Юрятина Пастернак вывел Пермь - но фильм по роману Александр Прошкин снимал в том числе и в Ярославле. Пригороды стали Сибирью для американского фильма "Бегущий по тонкому льду". А вот молодёжный боевик "Неуправляемый занос" своей прописки и не скрывал - недаром Ярославль считается модным тусовочным местом.
Золотое время нашего кино - семидесятые годы. По Ярославлю вышагивает, размахивая чемоданчиком с инструментами, хитроватый сантехник Афоня в исполнении Леонида Куравлёва. Местные краеведы уже проследили его маршрут - от панельных новостроек Ленинградского проспекта до телефонной будки на углу Советской улицы и Народного переулка (справа от храма Ильи Пророка) и бывшего Дома одежды на улице Урицкого. Станислав Любшин экранизирует здесь Шукшина ("Позови меня в даль светлую"). Но самую большую роль Ярославль сыграл в четырёхсерийной "Большой перемене". Площадь Свободы, площадь Фёдора Волкова, снова новостройки+ Наверное, именно радостная атмосфера этого города наложила свой отпечаток на съёмки. Вот сцена где Ганжа (Александр Збруев, чьё детство прошло как раз в Рыбинске) ошпаривает руку. Хватается он за горячее правой рукой - а в медпункте ему перевязывают левую. Затем он идёт по улице и у него забинтована всё-таки правая рука - а домой он приходит с бинтом опять-таки на левой. Вот такие сюрпризы.
С высоты птичьего полёта можно увидеть Ярославль в одном из кассовых чемпионов нашего проката - фильме Александра Митты "Экипаж". Тут все сцены касаются второго пилота Ненарокова (Анатолий Васильев), когда он уходит из большой авиации и переезжает к жене. Летает он на вертолете МИ-2 - и летает над центром Ярославля и над посёлком Волгострой. Есть и пролёты над Тутаевом - в кадре видна Казанская Преображенская церковь. "Наземных" планов тоже хватает - Спасо-Преображенский монастырь, церковь Богоявления, церковь Спаса на Городу, Главпочтамт, площадь Подбельского, в "зимних" сценах есть река Которосль и остров Даманский, церковь Никола Рубленый, Депутатская и Первомайская улицы, Театральное училище, площадь Волкова и гостиница "Ярославль".
"Вор", "Неоконченный урок", "Вторые", "Мусорщик", "Про уродов и людей", "Шальной ангел", "Одна семья" - список можно продолжать долго. После "Есенина" в баре местного яхтклуба появились фотографии Сергея Безрукова. Михаил Пореченов проводит в городе "Киномасленицу".
В Ярославль и его живописные окрестности любят возвращаться. Вот снял Георгий Данелия "Тридцать три" - тоже в Ярославле, а через несколько лет написал сценарий к "Джентельменам удачи". Их снимали уже под Ярославлем, в селе Диево-городище. Данелии село понравилось - и через пять лет он снял там деревенские сцены из "Афони". А ещё десять лет спустя снял в Ярославле городские сцены из "Кин-дза-дза". И уж совсем на рубеже тысячелетий приехал на Ярославщину снимать "Фортуну".
Снимал в Ярославле некоторые сцены "Сибирского цирюльника" Никита Михалков, а спустя дюжину лет уже Артём Михалков играл здесь в романтической новогодней истории "Снег на голову" (Авторами проекта выступила как раз местная компания "Ярсинема"). Но самое интересное - это медвели из "Сибирского цирюльника". Мы же помним, что именно мишка с секирой изображён на городском гербе. Местным кукольных дел мастерам был заказан медведь в военной форме - это раз. А, во-вторых, есть настоящая кинозвезда медведица Ешка. Снималась не только у Михалкова, но и в ролике Ярославского шинного завода. Шины Ярославского завода раньше звались просто "Яшки", а недавно получили звериное имя. Medved - именно так, латиницей, прописано оно на боковинах. Яшка, Ешка - всё к месту. Как в хорошем сценарии.
Михаил ГУРЕВИЧ
Опубликовано: 13.12.2010
Источник: Михаил ГУРЕВИЧ