Нет, они не бродят без цели по обочинам и не накручивают километры на спидометре своих авто, романтично любуясь красотами родного края. Они прибывают «точечно», к месту события, причем самыми первыми, а если вдруг одновременно с конкурентом, то возможны «выяснения отношений», вплоть до перестрелки (да, был и такой случай в Ростовской области). Событие – это ДТП, в которое вы, не дай вам бог, попали. Аки коршуны, они устремятся к вам, спеша на нем поживиться.
Ваш новый знакомый представится, однако, чуть ли не бескорыстным помощником – автоюристом или, что прозвучит совсем уж подкупающе, по-робингудски, аварийным комиссаром. После чего сразу же начнет проявлять свою истинную сущность.
А она, «комиссарская» сущность вроде как незатейлива: вам, пострадавшему, предложат компенсировать ущерб на месте, наличными в обмен на право представлять ваши интересы (по договору или по доверенности) в суде со страховой компанией, выдавшей вам полис ОСАГО. При этом ваш будущий представитель «по-честному» не станет скрывать, что, возможно, за ремонт с вас возьмут в автосервисе чуть больше, но ничего тут не поделаешь – «должны же и мы что-то заработать».
Не спешите понимающе кивать головой: тут-то как раз кроется первый обман. Заработок на разнице между реальной ценой ремонта и компенсацией и впрямь мизерный. Стоило ли из-за него целый бизнес создавать? А ведь в Волгоградской области и в Краснодарском крае, например, сегодня зарегистрировано десятков по пять фирм, оказывающих подобные посреднические услуги. Немало их и в Ростовской области, в Дагестане, в Ставрополье, а в последнее время ареал их распространения перекинулся даже на Мурманскую и Челябинскую области. Есть случаи судебных процессов от имени и по поручению клиента уже и в Москве, в Санкт-Петербурге.
Заработает же ваш «добрый друг» совсем на другом: не предъявив пострадавшее транспортное средство страховщику и не попытавшись уладить конфликт в досудебном порядке, он сразу же подаст на страховую компанию в суд. При этом иск пошлет обычной почтой, в ходе разбирательства тоже будет тянуть время. А время-то, как известно, деньги, причем в данном случае – в самом непосредственном смысле: из-за просрочек набегают пени и штрафы, а это порой до 50% к сумме ущерба. Вот они, приличные деньги!
Вы спросите: а разве так можно, разве это законно – взять и «забыть» про предварительный этап? По Закону об ОСАГО – нельзя: он формулирует досудебное разрешение спора как обязательный этап. Но по Закону о защите прав потребителей – можно. Там сказано иначе: этап это возможный, но не обязательный. В принципе, суд вправе руководствоваться любым из этих двух законов. Но традиционно выбирает второй, принимая иск к рассмотрению, хотя мог бы и не принять.
В 2011-2015 годах средний объем выплат страховщика по ОСАГО одному клиенту в досудебном порядке составлял 35616 рублей, тогда как по суду – 62944 рублей. Почувствовали разницу? Страховые компании терпят огромные убытки: по данным Российского союза автостраховщиков (РСА), рынок автострахования потерял на таких процессах только в 2015 году около 10 миллиардов рублей. Многие компании из них отказываются заниматься оформлением полисов ОСАГО, иные и вовсе разоряются, уходят с рынка.
Вы удивитесь, но конечным результатом вашей сговорчивости, того, что вы слишком уж доверились комиссару с большой дороги, становится дефицит полисов ОСАГО. Во многих российских регионах бизнес этот стал убыточным. О своем намерении уйти с рынка уже заявили, например, такие крупные компании, как «Уралсиб» и «Альянс».
РСА в специальном письме в Верховный суд РФ обратил внимание главной судебной инстанции страны на подобную, мягко говоря, странную практику судов на местах и попросил разъяснить им, скажем так, ошибочность их подхода. Кроме того, РСА инициировал внесение первых важных поправок в законодательство, в соответствии с которыми страховщик теперь имеет право отказаться от выплаты возмещения по полису, если пострадавший в аварии автомобиль не был ему заблаговременно предъявлен.
Корректируются, в соответствии с изменившимся курсом валют, и тарифы по ОСАГО. Минфин РФ предложил дать страховщикам больше свободы в применении коэффициентов, влияющих на стоимость полиса, используя данные о клиенте из собственных баз – о его манере вождения, особенностей машины, частоте поездок, безаварийности.
Разработана система консолидированной ответственности при страховом случае: приобретая полис, клиент получает гарантии сразу нескольких страховщиков. Она практикуется уже в девяти российских регионах. На недавнем совещании в РСА принято решение расширить ее территориальное распространение. Эта агентская система в последние месяцы позволила заметно выправить ситуацию: полисы стали продаваться гораздо активнее. В качестве агентов сегодня выступают 16 компаний, реализующих гарантии 50 страховщиков, такие сведения приводит президент РСА Игорь Юргенс.
По оценке начальника департамента страхового рынка ЦБ Игоря Жука, шустрое посредничество паразитирующих на дорожных авариях автоюристов привело не только к финансовым проблемам страхового бизнеса, но и к в целом искаженной модели функционирования рынка: и продавать полисы невыгодно, и купить невозможно.
Надо, непременно надо любыми законными средствами поддержать автострахование. Ведь водитель, вышедший на трассу без полиса ОСАГО (только потому, что он не нашел страховщика, готового этот полис оформить) – уже нарушитель закона.
Это хорошо понимают и в Генпрокуратуре РФ и Центробанке, надзорном ведомстве в сфере страхования, в других федеральных ведомствах, причастных к контролю за соблюдением законодательства на отечественных автотрассах – МВД, ФНС, Росфинмониторинге. Против автоюристов наконец-то начали возбуждать уголовные дела: в первом полугодии 2016 года в Краснодарском крае и в Адыгее их было открыто 31, в Волгоградский области – 40. Предметом рассмотрения становятся и мошенничества посредников с полисами ОСАГО, а липовых полисов, по информации РСА, гуляет по стране, до 4,5 миллиона.
Кстати, хорошо бы и местным властям присмотреться к деятельности аварийных посредников. «В работу по улучшению ситуации в регионах с искусственно созданной высокой убыточностью полисов должны вовлекаться губернаторы и представители региональных ведомств: кризис в «токсичных» регионах напрямую затрагивает интересы населения», – убежден Игорь Юргенс.
В Маастрихте представили коллекционную банкноту евро, посвященную Грузии, как родине вина
Самыми популярными местами отдыха россиян стали дача и садовый участок
Первый всероссийский фестиваль снежного человека пройдет в Удмуртии