На всемирную историю лучше смотреть немножко свысока. Нет, не с высот современного взгляда на события ушедших эпох. А просто с балкона над павильоном ЛенЭКСПО, где недавно проходил Фестиваль «Рекон 2017» - российский форум исторических реконструкций. Окидываешь взглядом огромный зал, и перед тобой – времена, события, этносы. И сразу несколько ристалищ. На Большом идут женские командные бои 3 на 3. На Малом фехтуют один на один мужчины при полном рыцарском параде. А на главной сцене в это время Театр танца «Монплезир» сменяет анимационная группа «Бестиарий», после чего Студия европейского сценического фехтования устроит викторину для гостей. Только успевай переводить взгляд!
Вот началась презентация исторических европейских боевых искусств – это свой высокий класс демонстрирует объединение HEMA (Historical European Marital Arts). Вам что больше по душе - танцы в стиле барокко или славянская программа фолк-артели «Красно солнце»? Впрочем, если вы привели сюда ребенка, то куда идти и что смотреть, вас не спросят: просто утащат за руку, и сопротивление бесполезно – туда, туда, к площадкам, где можно, водрузив на себя взаправдашние доспехи, пофехтовать с «рыцарем»-однолеткой или с копьем наперевес поразить хоть и нарисованного, но почти настоящего противника! С вами жена и дочка? Они непременно залипнут у столиков и лавок с hand make сувенирами и украшениями: тут ведь все это продается за сущие копейки! Но в этот-то как раз момент у вас есть шанс тихохонько сбежать на презентацию «5-го Македонского легиона» или «Шотландского отряда». Или полюбоваться награждением статных победительниц в турнире по женскому триатлону. Мировая история, как минимум, последнего тысячелетия сгребет вас в охапку и не отпустит целых два дня. Не зря же во второй день фестиваля в ЛенЭКСПО можно было узнавать многих гостей в лицо: и взрослых, и детей. А все потому, что страсти XIV-XV веков были здесь сегодняшними, живыми.
В этом феномен исторических боевых, спортивных, музыкальных, театральных – да, словом, любых реконструкций: история твоей страны, твоего континента, твоей планеты воспринимается как событие, в котором ты участвуешь лично.
Звон щитов и мечей, музыка разных стилей и народов, красотки в нарядах всех эпох – зачем это все?
«Наша цель – популяризировать исторические виды спорта, продвигать отечественную и не только отечественную историю в массы, – поясняет Олег Юкович, руководитель проектов исторической направленности Межрегиональной общественной организации содействия развитию военно-исторической реконструкции и исторического фехтования «Доблесть веков». Олег – исполнительный директор и один из двух идеологов, вместе с другом Евгением Галушиным, первого Фестиваля «Рекон 2017».
Эти двое из «Доблести веков» три года вынашивали идею такого вот яркого действа. И 8 лет своего существования «Доблесть веков» в активной деятельности замечена последние года четыре. «У Платона я вычитал мысль, продолжает Олег, – что народы, не знающие своей истории, обречены вновь пережить ее и не имеют будущего. Как заинтересовать людей историческими знаниями? А они должны быть живыми, происходящими здесь и сейчас событиями: ивентами, состязаниями, уроками живой истории».
Очень захотелось собрать под одной крышей все виды реконструкций. И это, считают сами организаторы, почти удалось. А значит, есть шанс структурировать разрозненное пока движение. Сформирован и важный инструмент для этого – так называемый «Рекон-рейтинг». Каждый участник фестиваля получил возможность презентовать свой ивент и свою площадку. Интересны ли проект, территория для потенциального гостя, туриста? Этот вывод делали эксперты, знающие все и даже больше в такой тонкой и неоднозначной теме, как туристическая привлекательность.
Во второй день фестиваля эти самые эксперты на круглых столах и мастер-классах многое объяснили организаторам реконструкторских мероприятий, у многих из которых пока недостаточно опыта адаптации того, чем они занимаются, к потребностям туристов. Одно дело – организовать событие, самому в нем поучаствовать и вместе с друзьями порадоваться: о как мы классно все напридумывали! И совсем другое – привлечь к нему заезжий люд: туристов. Большинству реконструкторов еще этому учиться и учиться. На «Реконе» им обозначили вектор.
Потому что «Рекон» получился, прежде всего, диалогом. В том числе и внутри реконструкторского сообщества. Например, о том, как исключить параллельность – и по содержанию, и по срокам – программ. Ведь тут важен не только единый календарь, но и единое понимание процесса. Сегодня в стране несколько реконструкторских федераций и объединений, причем у каждого – своя идеология, каждое занимается отдельным направлением. Одних только федераций исторического фехтования было представлено на фестивале, как минимум, шесть. Сами понимаете, общий язык найти непросто, и «Рекон» продвинул участников в сторону взаимопонимания, взаимодействия. Прямо в зале люди порой и договаривались сделать что-то общее, совместное.
Фестиваль проводился впервые, многое делалось «на ощупь», но уже создается его специальная административная структура: «Рекон» будет ежегодным. «Заинтересовались коллеги из других городов, – добавляет Олег. – Возможно, подобный проект пройдет и в Москве. Хотим привлечь к проекту региональные комитеты и министерства, занимающиеся на местах туризмом. Некоторые из них уже сейчас оказали Рекону информационную и другую поддержку. Так, туристические власти Санкт-Петербурга помогли с техническим обеспечением фестиваля».
Но важно не растерять, сохранить идеологию «Рекона», в основе которой – объединение усилий и информирование. Только так можно будет собирать свою аудиторию, с которой сможет работать туроператор. Вот пример: в ежегодном мировом чемпионате «Битва наций» Россия побеждала уже шесть раз. Но поболеть за нее на эти соревнования пока мало кто приезжает. А ведь это такой сильный импульс: пять парней, закованных в латы, выходят на ристалище отстаивать честь своей державы. И побеждают!
– Такие выезды вообще-то должны бы организовывать туроператоры, – вступаю я в разговор.
– Конечно! И «Рекон-рейтинг» во многом позволит наладить диалог реконструкторов с туроператорским сообществом, – считает Олег.
У операторов пока большая сложность с поиском целевой аудитории. Им нужна готовая аудитория, и наша задача организаторов события – ее сформировать.
Реконструкторы – они ведь все очень разные. Это и люди, восстанавливающие старинные традиции, быт: например, вышивающие каким-то особенным швом или раскрашивающие свои изделия натуральными красками. Но исторические реконструкции – это и спорт, борьба. Это и музыканты, продвигающие исторические традиции. Словом, очень большая индустрия, и многие ее кластеры могли бы быть интересны зрителю.
– То есть речь идет о формировании отдельного сегмент турбизнеса.
Попытки привозить туристов на реконструкторские события пока эпизодичны. Удачными они получаются, как правило, на площадках исторической направленности. Яркая, интересная площадка – такая, как Куликово Поле, Великий Булгар, всегда привлекает гостя, а ивент – это своего рода «вишенка» на этом «торте», считает Олег. На «Реконе» и туроператоры, и просто зрители могли пообщаться с десятками клубов, узнать, чем они друг от друга отличаются, понять, какая эпоха, какая тема им интересна. Кому-то спорт, кому-то шоу, кому-то история, кому-то гастрономия. Можно и нужно создавать интересный, разноплановый, эффективный турпродукт, привлекательный и для семей, и для подростков, и для молодежи.
Взаимоотношения организаторов реконструкторских событий и субъектов турбизнеса еще только-только налаживаются: стороны очень мало знают друг о друге. Да и сам «Рекон» пока не идентифицирован в качестве события: это и фестиваль, и выставка, и ярмарка, и серия крупных и мелких турниров – международных, региональных, локальных петербургских. Некоторые происходили на пяти площадках одновременно: здесь взрослые мужики, здесь совсем мальчишки, а тут девчоночьи косички из-под шлема виднеются. Толпился народ и в интерактивных зонах, где можно было примерить амуницию, снаряжение, научиться фехтовать, сфотографироваться с участниками, среди который, кстати, было немало тех, кто побеждает в крупных международных турнирах.
Когда-то они колотили друг друга палками в парках. А сейчас реконструкторское движение – это целая система. И философия, и спорт, и возможность физического и творческого развития, и безопасное снаряжение: в случае необходимости, первая помощь человеку, включая непростую процедуру его извлечения из доспехов, будет оказана за сто секунд.
Реконструкторы и турбизнес, по сути, только начинают движение навстречу друг другу, но дистанция между ними уже сокращается. Подождем «Рекона-2018».
Мнения экспертов
Олег Алексеев, руководитель интернет-издания «Живая карта», президент Национальной ассоциации специалистов событийного туризма: «Во всем мире реконструкторские ивенты давно уже работают на туризм. У нас же пока только отдельные события такого рода интересны широкому кругу зрителей, потенциальных туристов. К тому же, каким бы зрелищным ни было само мероприятие, если при этом нет элементарных удобства и нормальных дорог, туалетов, еды, то турист на него попросту не поедет».
Сергей Поздняков, руководитель Туристского экспертного сообщества: «Когда-то в 80-е годы прошлого столетия, реконструкторское движение было тусовкой для своих. Но на Бородинском поле его вывели на новый уровень. Хотя в качестве полноценного турпродукта исторические, военные реконструкции по сей день в стадии формирования. Да и не все реконструкторы пока разобрались: а зачем нам эти туристы? У нас своя среда, своя публика».
Сергей Зенкин, президент компании «Роза ветров»: «Хочется ли самим реконструкторам стать частью туротрасли, ее отдельным сегментом? Пока им ближе своего рода «междусобойчик». А туристами надо заниматься всерьез: ради одного дня они не приедут ни на рыцарский турнир, ни на исторический праздник. Нужно создавать комплексный турпродукт. У туроператоров пока нет целевой аудитории для такого продукта, и сформировать ее может само реконструкторское сообщество, если будет действовать сообща, а не разрозненно».
Михаил Ушаков, руководитель Национальной Ассоциации информационно-туристских организаций: «Реконструкторские события, как правило, очень зрелищны и имеют огромный образовательный эффект. Но люди, которые этим занимаются, в основном не способны быть организаторами именно туристических событий: помочь гостю добраться до места, разместиться, накормить. Тут нужна поддержка и государства, и турбизнеса».
Игорь Каверзин, вице-президент Национальной Ассоциации специалистов событийного туризма: «Если сотрудничество реконструкторов и турбизнеса сложится, оно сможет привлекать огромное количество людей. Задача организаторов – собрать воедино этот мощный ресурс».
В Маастрихте представили коллекционную банкноту евро, посвященную Грузии, как родине вина
Самыми популярными местами отдыха россиян стали дача и садовый участок
Первый всероссийский фестиваль снежного человека пройдет в Удмуртии