Часть первая
...В описании герба Великого Устюга, утверждённого императрицей Екатериной II 2 октября 1781 года, значится: «В зелёном поле над серебряной волнистой оконечностью золотая земля с возвышением слева, на которой полулежит, опираясь на возвышение, обращённый вправо Нептун в зелёном лавровом венке, держащий два косвенно опрокинутых навстречу друг другу червлёных кувшина с изливающейся серебряной водой».
Два червлёных кушина символизировали слияние рек Сухоны и Юга, которым и начинается главная река Русского Севера — Северная Двина. Но нашему учёному современнику иногда может показаться, что сливает из кувшинов старина Нептун вовсе не воды, а некие вещества, которые при слиянии дают невероятный выброс энергии...
За «мягкой рухлядью» охотясь..
По части энергии или, как сказал бы Лев Николаевич Гумилёв, пассионарности, у устюжан всегда и всё было в полнейшем порядке. Возможно, сказывалась охочая до пресловутой перемены мест кровь прародителей, пришельцев из Ростова Великого, одного из древнейших городов Руси. Тех самых, что основали прямо у тогдашнего слияния Юга (сейчас устье сильно сместилось, по странному созвучию, на юг) город Гледен, некий пра-Устюг. Кажется, это единственный пример в русской истории, когда выходцы из одного «великого» города основали другой!
Гледен... Звучит как-то «по-басурмански», но основа топонима чисто русская — от слова «глядеть». Очевидно, со взгорка, на котором после падения Гледена встал Троице-Гледенский монастырь, на слияние рек да на окрестности — не появятся ли вечно супротивные устюжанам ушкуйники - или даже кто-то посерьёзнее! - из ещё одного «великого» города — Новгорода. Да, стати, силушки и удали (слово, не переводимое ни на один «басурманский» язык) - этим городам хватало.
А также тем из устюжан, кто ещё в совсем молодые годы уходил «от Нептуна» по Двине на Север, на Белое море, а оттуда всё дальше, дальше и дальше в нынешний Ледовитый океан. Уходить — называйте как хотите — за ясаком, за мягкой рухлядью (сиречь пушниной) — твёрдой и тогда единственной евровалютой, которой была богата Русь.
Трёх великих первопроходцев дал тогда России Великий Устюг — Семёна Дежнёва, Владимира Атласова, Ерофея Хабарова (правильно устюгское ударение — на последний слог!). Люди эти над собой никакого писаного закона не признавали, и одержимы в странствиях своих они были чувствами самыми противоречивыми: отвагой и алчностью, благородством и вероломством, милосердием и беспощадностью...
И никакого пролива между Евразией и Америкой Семён Дежнёв, конечно, не искал — искал он всего-то устья новых рек, по берегам которых водились соболя, горностаи и прочая пушная зверюга. Но однажды берег круто повернул на юг...
Энергии и сметки хватило устюжанам и на следующий, XVIII век. Казалось бы, после открытия Петром «балтийского окна» в Европу, оказавшийся в его глубоком тылу Великий Устюг должен был увять, зачахнуть. Ан нет — самые красивые постройки, определяющие сегодняшнее лицо города, подарило ему именно «столетье безумно и мудро». Но всё же на его исходе устюжский «огонёк» всё же ушёл куда-то под землю, и в течении многих десятилетий являл себя разве что в дивном узорочье главного здешнего промысла, а точнее было бы сказать — в душах нескольких великих мастеров, спасших его от исчезновения. Но о них — чуть позже.
Дедушка Мороз и его родители
Но Великий Устюг не был бы Великим, если бы снова не прославился на всю Россию. Не мог не прославиться. Иначе... Вологодскую область — по географическим очертаниям — иногда сравнивают с красивой русской бабой, несущей коромысло с вёдрами. Одно «плечо» этого коромысла — Череповец. Другое — Великий Устюг. И в какой-то момент могло показаться, что одно из плеч вот-вот «отвалится»: малая авиация, при помощи которой в советские годы в основном и добирались до Великого Устюга, в 90-е годы просто исчезла. Сегодня в Великий Устюг - из Москвы, Петербурга, Сочи, Калининграда, Череповца и Симферополя - летают только самолёты Як-40 авиакомпании «Северсталь» - взлётная полоса нуждается в удлинении, а это — немалые деньги.
Есть, конечно, и 450-километровая дорога, на которую сегодня не жалуется только ленивый... Порасспросите ещё даже не очень древних годами «водил»: они вам такое про неё расскажут, что хоть сценарий для голливудского фильма ужасов пиши. Везунчиком считался тот, кто добирался от областного центра до города на Сухоне за десять часов. Но зачастую случалось и больше! Те времена давно отошли в область преданий, дорога реконструируется, но всё же именно на ней турист чувствует, что одна из главных бед России — это те самые «дистанции огромного размера».... Железная же дорога пришла в Великий Устюг только в 1977 году.
Так что, чуть переиначивая Вольтера, скажем: если бы великоустюгского Деда Мороза не было, его следовало бы срочно придумать. И придумали. Идея, что называется, витала в воздухе, и в конкурентах недостатка не было: Архангельская область, карельская Лапландия... Но устюжане снова оказались в первачах — не привыкать! Тем более, что существовали для того солидные исторические основания..
Многие ли знают, что в одной из великоустюжских челобитных XVII века упоминается некий Мороз Остафьев?А был ли сей последний дедушкой — уже дело десятое. Да и на подступах в Троице-Гледенскому монастырю есть очень древнее село Морозивица. И так далее.
Однако же считается — и занесено во всевозможные анналы - что устюгского Дела придумал тогдашний московский мэр Лужков на пару с тогдашним же вологодским губернатором Позгалёвым. Позвольте, господа, подобно Станиславскому, не поверить!
Все знают соус бешамель и гурьевскую кашу, но серьёзные учёные давно доказали, что ни маркиз Луи де Бешамель, ни министр финансов Российской империи Дмитрий Гурьев к этим оригинальным рецептам не имели никакого отношения. Просто во все времена и во всех странах талантливым, но в чиновных иерархиях мало что значившим творцам куда проще — и подчас спасительнее! - было воспользоваться, употребим модное словечко, административным ресурсом сильных мира сего.
А в Устюге охотно расскажут, как директор одного из здешних лесоперерабатывающих предприятий Владимир Кадомкин однажды озаботился загрузкой принадлежащего ему детского лагеря — на его месте, по чудесному совпадению, и находится нынешняя вотчина Деда Мороза. К тому же ведущий отсчёт своей истории от приснопамятного 1147 года Великий Устюг считается побратимом Москвы.
И во дворце бывает тесновато
Дальнейшее известно. О Великом Устюге как о родине Деда Мороза впервые заговорили в 1996-м, а уже в первый год нового века количество туристов в городе на Сухоне стремительно выросло - в десятки(!) раз. Жаль только, что спрос в те времена очень сильно опережал предложение: до сравнительно недавнего времени в Великом Устюге была одна-единственная, положенная ещё по советским разнарядкам, гостиница «Сухона». (Скажем сразу: несокрушимые и неистребимые традиции ненавязчивого совкового сервиса в худших его проявлениях она упорно хранит до сих пор!)
За последние пять лет в развитие Великого Устюга вложено более пяти миллиардов рублей, и сегодня в год город принимает 278 тысяч гостей. К их услугам — полтора десятка отлей и гостевых домов (к сожалению, не сертифицирован ни один) на 570 мест , принимают гостей - числом до семисот - вполне пригодные для умеренно комфортного и очень экономного по ценам обитания общежития, до трёх тысяч гостей могут воспользоваться услугами отлично отлаженного размещения в частном секторе.
Сегодня на территории бывшего ведомственного пионерлагеря, разросшейся до 43 гектаров, у детей — да и у многих взрослых! - как говорится, глаза разбегаются. Чего там только нет — тропа сказок, ледник (особенно впечатляет его посещение в летний сезон!), самый северный в мире зоопарк, панда-парк, город мастеров, гостиница и, конечно, резиденция самого Деда. Эмоций обычно — через край, хотя некоторые скептики не без основания утверждают, что на всём «дедморозовском» комплексе лежит весьма ощутимый отпечаток личности бывшего московского мэра — Великого Бюрократа и в хорошем, и в дурном. Более того: похоже, что при его создании именно детей — главных адресатов! — никто и ни о чём не подумал спрашивать. Мол, большие взрослые дяди лучше вас знают, каким должен быть Дед Мороз во всех его проявлениях: от спальни до выставки подарков зимнему волшебнику.
Впрочем, любая критика — это уже по большей части задним числом. А факт остаётся фактом: в Великом Устюге мы имеем дело, хоти мы того или нет, с первым успешно осуществлённым в постсоветской России туристическим проектом. Настолько успешно, что и сама вотчина Деда Мороза, и в первую голову его резиденция (иначе — дворец) находятся сегодня на потолке, на пределе антропогенной, по-научному говоря, нагрузки.
Шесть с половиной тысяч человек в день — больше деревянный дворец принять не может. Высокий сезон формально начинается в Великом Устюге в «день рождения Деда Мороза» - 18 ноября (средняя многолетняя дата ледостава на Сухоне), а наибольшая нагрузка на Вотчину падает со второй половины декабря по первую половину января. Как ни странно это прозвучит, осматривать резиденцию Дела Мороза и её чудеса лучше всего... летом. Гостеприимный хозяин круглый год на месте, да и посетителей заметно меньше, нежели зимой. В последние годы Великий Устюг успешно решает и вечную проблему всех зимних курортов - чем занять гостей летом. Событийный календарь города пополняется постоянно: праздник Русского Лаптя (начало июля), Прокопьевская ярмарка...
Шёл по городу волшебник
Но с каждым годом гостей приезжает всё больше, и их — особенно перед посещением резиденции Деда - надобно чем-то занимать, причём развлекуха в духе приснопамятных диснейлендов тут по определению не подходит. Можно, конечно, и травяного чаю напиться в специальной избе, и тропу сказок навестить, и на лыжах пройтись по окрестным лесам, и поупражняться в каком-нибудь экзотическом промысле на мастер-классах, но... Всего этого , скромно говоря, недостаточно, и турист пока вынужден довольствоваться тем, что дают. А не тем, чего он хочет.
Тут не обойтись без взгляда «на перспективу», взгляд стратегический. Сегодня прямые поезда до Великого Устюга — из Москвы, Петербурга, Казани и других городов - ходят только в высокий зимний сезон (в остальное время — с пересадкой на поезд же или автобус в Котласе или в Ядрихе). Недавно было заключено соглашение с РЖД о том, чтобы такие поезда курсировали и в режиме поездов выходного дня. Рано или поздно — скажем так! — будет реконструирован аэропорт, а это значит, что турпоток будет расти. По расчётам экспертов, к 2030 году он удвоится. И очевидно, что Деду Морозу требуется новая, более просторная резиденция, проект её сооружения на смежной с нынешней территории существует, но денег на строительство пока нет и возведение её пока отложено.
«В Минэкономразвития России были направлены предложения Минкультуры России в проект федерального бюджета на 2018-2020 годы с учётом строительства нового Дворца Деда Мороза - речь идёт о сумме порядка 186 млн руб. - говорит начальник Департамента культуры и туризма Вологодской области Владимир Осиповский. - Рабочей группой «Социальная Сфера» при Минэкономразвития России данное предложение поддержано, и рекомендовано к включению в так называемый «лист ожидания». Этот вопрос будет внесен на рассмотрение Правительственной комиссией по бюджетным проектировкам, заседание которой запланировано на сентябрь – октябрь 2017 года».
А в целом... Невозможно не заметить, что Дед Мороз, как и подобает порядочному волшебнику, в немалой степени преобразил сам Великий Устюг — и не только в чисто туристической сфере. Хотя сейчас трудно представить, что накануне явления Деда Мороза Великому Устюгу турпоток на берега Сухоны едва достигал 2 тысяч человек в год.
Приезжий турист, как известно, не только везёт в город свою денежку, но и даёт работу местным жителям. Помню, как полтора десятка лет назад молодой симпатичный парень, возглавлявший тогда городское отделение почты Деда Мороза, уверенно сказал мне: «Вот если бы не Дед Мороз — я бы точно в бандиты подался!». А психологи гораздо лучше журналистов расскажут о том, какое значение письма Деду Морозу имеют для тех детей, которым даже в родном доме поговорить не с кем...
А о том, куда податься в самом Великом Устюге вольному туристу, ожидающему «приёма» у Деда Мороза — от города до вотчины всё-таки полтора десятка вёрст, о Великом Устюге без Деда Мороза — мы поговорим во второй части этой статьи.
В Маастрихте представили коллекционную банкноту евро, посвященную Грузии, как родине вина
Самыми популярными местами отдыха россиян стали дача и садовый участок
Первый всероссийский фестиваль снежного человека пройдет в Удмуртии