Шаньдун. Философия счастья
Китайская провинция Шаньдун, расположенная между Пекином и Шанхаем, напоминает огромную волшебную лабораторию, где каждый день производят ценнейший продукт - эмоции. Фантастическая смесь европейской и китайской архитектуры, спорт и пиво, спокойствие древних храмов и парков, конфуцианская мудрость, блаженство священной горы Тайшань и бескрайнее Желтое море - в каждом городе провинции вас не будет покидать ощущение сопричастности к чему-то невероятному...
Многогранность Циндао
Циндао был когда-то тихим и небольшим городком с большим количеством стареньких домиков, из окон которых выглядывала, даже не прикрываясь, бедность. Но ближе к центру город оживал, мы прибегали сюда насладиться атмосферой времен средневековой готики, любили наблюдать, как гармонируют в городе ярко-красные черепичные крыши и высокие шпили католических церквей, а потом под приглушенный свет уличных фонарей, слушали шум волн нашего Желтого моря. В этом было что-то особо притягательное.
- На самом деле я не тоскую по Циндао 20-летней давности, мне нравится современный образ города, - гордо выпалил мой знакомый Ван Цин, прервав свои детские воспоминания.
- Посмотри, - продолжал он, - небоскребы растут здесь, как грибы после дождя, всего за три года было построено 22 станции метро, строятся скоростные автобаны, а в 2011 году здесь возвели самый большой мост в мире (42,5 км), соединяющий Циндао с городом Хуандао через огромный залив Цзяочжоу.
Феноменальные темпы развития, безусловно, поражают, однако не раскрывают картину истинного облика Циндао, заключающегося в гармоничном сочетании, казалось бы, не сочетаемых вещей. Взять хотя бы тот факт, что Циндао является крупным промышленным, экономическим городом Китая, однако с первых минут пребывания здесь вам непременно будет казаться, что вы находитесь в отпуске, даже если это не так. Все дело в мягком морском воздухе, который, переплетаясь с ароматами вечнозеленых растений и цветов, мгновенно расслабляет. Находясь в центральной части города, может показаться, что находишься в уютной баварской деревне благодаря сохранившимся здесь особнякам и церквям (город находился под властью Германии), но здания китайской архитектуры вернут в реальность, правда затем реальность начнет растворяться в бокале самого известного пива Китая Tsintao, которое варят здесь, на старейшем в стране и основанном немцами пивном заводе.
После можно прогуляться по береговой линии с цветущей набережной и древнему китайскому пирсу и остановиться у буддийской пагоды, чтобы понаблюдать за тем, как местные жители прыгают с пирса в воду, что не типично для Китая. Один мой китайский друг рассказывал, что с самого детства родители запрещали ему купаться в море, объясняя это присутствием в нем злых духов. При этом, что парадоксально, этот же друг, когда я восхищаюсь их умением строить самые высокие дамбы в мире, прокладывать многокилометровые туннели в горах, устилать деревянными дорожками подступы к предвершинным гребням гор, уверенно говорит, что природа «подчиняется им», потому что они умеют находить с ней общий язык.
На самом деле, диссонанс ощущается в Китае повсюду и к нему достаточно быстро привыкаешь. Прогуливаясь по потрясающей набережной Олимпийского центра парусного спорта (во время Пекинской Олимпиады 2008 года в Циндао прошла парусная регата), наблюдая за рыбаками, морем и небоскребами, ваш взгляд обязательно встретит красивую пару молодоженов, устраивающих здесь предсвадебные фотосессии, причем за месяц до свадьбы. Красота девушки будет достойна аплодисментов и завороженных взглядов, но, не успеете вы насладиться ее очарованием, как вдруг она может выбросить остатки от мандарина, которым подкреплялась во время перерыва, прямо на землю, тогда как на другом конце города торговец на площади Четвертое мая (в этот день в 1919 году здесь прошла акция протеста против японских оккупантов) будет мыльной водой мыть улицу, а потом тушить сигарету в тарелку с едой.
Но все это делает жителей Циндао и всего Китая какими-то особенными, настоящими что ли. Настоящими до танцев прямо на улице, до песен и запуска воздушных змеев, до улыбок и искренних, чистых взглядов. По местным поверьям, человек не должен ограничивать себя ни в одном из проявлений своего состояния, тем более что у каждого из восьми состояний и стремлений человека есть свой небесный покровитель.
Тайны Пенлая
Познакомиться со святого даосского пантеона можно в Храме Восьми Бессмертных (Ba Xian An) - единственном даосском храме в Сиане, расположенном в приморском городе Пенлай (11 век). Для многих китайцев — это место волшебных историй. Здесь же, в Пенлая, находится и древний замок (крепость) Пэнлай, в котором, по китайской мифологии, живут святые.
Каждый из восьми святых является покровителям почти всех видов деятельности человека, поэтому часто их изображают вместе и используют изображения в качестве благоприятного символа фен-шуй. Люй Дунбинь - знаменитый даосский патриарх - изображается с магическим мечом, является также покровителем литературы и парикмахеров, Ли Тегуай изображается с волшебной тыквой-горлянкой, он защитник больных, Чжунли Цюань - покровитель солдат, изображается с опахалом и является обладателем эликсира бессмертия, Хань Сян-цзы - покровитель музыкантов, Цао Гоцзю известен как представитель правящего клана времён династии Сун, покровитель актёров, волшебник Чжан Голао - покровитель стариков, Лань Цайхэ помогает торговцам, а Хэ Сяньгу - домохозяйкам.
Храм Восьми Бессмертных был построен на месте древнего святилища, посвященного Богу Грома. Согласно китайской мифологии святые периодически появлялись здесь в эпоху правления династии Сун. Бессмертные жили на острове в Бохайском заливе, поэтому их часто изображают переплывающими море на лодке.
Что касается крепости (строилась с 1056 по 1063 гг. в период Северной Сун), то она стоит на отвесной скале Даньяшань, спускающейся в море и привлекает многочисленных туристов… миражами. Над морем, если повезет, появляются дома и деревья, ходят люди и животные. Последний большой мираж был в 2006 году на майские праздники, многим туристам тогда удалось заснять эти чудеса на видео. Мне не удалось увидеть мираж, но одно могу сказать точно - в Китае не действуют законы нашего привычного мира, все существование этой страны подернуто какой-то тайной, чудом, только здесь чудеса настолько повседневны, что на них уже и не обращают внимание.
«Мы доверяем своим глазам - но им нельзя верить; мы полагаемся на свое сердце - но и на него не стоит полагаться, нужно научиться чувствовать», - говорил величайший философ Китая Кун Фу-цзы (Конфуций).
Мудрость Цюйфу
Утро было наполнено счастливыми мгновениями, сознание прямо ликовало. Я вышла из отеля с чашкой кофе и наслаждалась небом, только начинавшим голубеть под первыми лучами солнца. Время здесь словно замерло, и в каждом строении ощущался дух загадочной Поднебесной.
Казалось, даже воздух, которым пропитан город Цюйфу - родина великого китайского философа Конфуция – располагал к размышлениям. Первое, о чем я подумала, это о времени рождения философа, с момента которого прошло 2500 тыс. лет. Знаменательный, однако, был период. На этот век пришлись не только рождение Конфуция, но и формирование даосизма, появление на свет Будды, расцвет греческой философии. Почему все эти важные события проходили именно в тот период? А еще я думала о самовоспитании, мудрости и лояльности, справедливости – одних из главных добродетелей конфуцианской философии.
Созданная Конфуцием система философских ценностей оставалась доминирующей в Китае на протяжении двух с половиной тысяч лет. Его идеи до сих пор оказывают влияние на китайское общество, дети в китайских школах до сих пор изучают труды Конфуция, а пять его классических текстов входят в число самых читаемых в мире книг.
С именем Конфуция в Цюйфу связано очень многое, но основной мемориальный комплекс состоит из Храма Конфуция, Дома Конфуция и Леса (Рощи) Конфуция, родового кладбища семейства Кун.
Храм Конфуция - место посвященных учителю жертвоприношений императоров, был построен в 478 году до нашей эры (на второй год после кончины Конфуция), первоначально он имел 3 зала. В эпоху Хань (206 – 220 гг. до н.э.) император Уди небывало возвеличил конфуцианство, и оно постепенно становилось ортодоксальной феодальной культурой Китая. Господствовавшие дворы, исходя их своих интересов, преобразовывали конфуцианские догмы, почитая Конфуция как «непревзойденного учителя». За 2400 лет храм многократно перестраивался и постепенно увеличивался. Сейчас его территория поистине огромна - более 20 гектар. Множество павильонов, ворот и залов в традиционном стиле и, конечно, небывалая энергетика умиротворения, которая особо остро ощущается и в Роще Конфуция - родовом кладбище философа. Кладбище считается самым крупным и наиболее хорошо сохранившимся в Китае.
Находясь здесь, в окружении построек древнекитайской архитектуры, множества тысячелетних деревьев, каменных стелл, относящихся ко временам династии Северная Сун и далее к эпохам Мин и Цин, чувствуешь себя очень спокойно и уединенно. Я стояла и думала о провинции Шаньдун в целом. Да, в Китае много провинций с гораздо большим набором достопримечательностей, но мало с набором таких ценных. Да, в провинции Шаньдун всего один мудрец, но это Конфуций, одна река, но это великая Хуанхэ, всего одна гора, но это священная гора Тайшань.
Величественность Тайшань
Горы - это вообще отдельная тема для жителей Китая, для них – это не просто груда камней, а живые существа, хранящие историю великой китайской нации. Древние китайцы называли горы «лестницей в Небо», «местом пребывания Святых».
Считается, что традиционная китайская культура была передана людям Богами, поэтому китайские горы тесно связаны с духовными верованиями древних китайцев. В основном горы делятся на буддистские и даосские. В горах возводились многочисленные храмовые комплексы, в которых жили монахи, занимавшиеся духовным самосовершенствованием, сюда приходили императоры, чтобы поклониться небу и земле.
Известные горы Китая подразделяются на три основные группы: «Пять священных гор», «Четыре великих горы буддизма» и «Четыре великих горы даосизма». Гора Тайшань, расположенная в городе Тайань – «лидер» «Пяти священных гор». Согласно легенде, эти пять гор были образованы из тела божественного создателя Земли и Неба, Бога Паньгу. Когда Паньгу умер его голова превратилась в гору Тайшань, остальные четыре горы образовались из его локтей и коленей, волосы на его теле - в деревья и травы, паразиты на теле - в людей.
Священная гора Тайшань (высота 1 591 м), расположенная всего в часе езды от города Цюйфу, закрепилась в китайской культуре как символ стабильности, достоинство жизни сравнивали с весом горы Тайшань. Великий историк Сыма Цянь в письме своему другу говорил, «умирает каждый, но смерть одного весомее горы Тайшань, смерть другого легче лебяжьего пуха». На протяжении тысячелетий ученые хотели измерить вес горы, но сделать этого так и не смогли, но это не помешало горе Тайшань занять священное место в сердцах народа и иметь большое значение для духовного мира людей.
Тайшань была одним из истоков древней цивилизации Китая. Многие императоры приходили сюда наблюдать рассвет солнца, который случается здесь раньше, чем на других четырех священных горах. Вести диалог с солнцем, то есть диалог с духом неба было мечтой всех императоров.
Китайцы любят искать сущность бытия, уважают законы природы, а потому приезжайте на гору как можно раньше, чтобы не потратить много времени в очереди на канатную дорогу.
Мы наверху. В доме неба, королевстве храмов и многочисленных арок стоит гул. Здесь женщины пекут лепешки с овощами под душераздирающие крики торговца, призывающего купить у него пять пакетиков мармеладок по цене двух, чуть поодаль парень в майке и шортах жарит рыбу, с неистовой быстротой переворачивая ее с одной стороны на другую, а вот и бабушка учит своего безолаберного внука уму-разуму. Идем вперед, очень вкусно пахнет свободой и горным разноцветьем, ветер, поначалу слегка прикасаясь к волосам, переходит в наступление.
Какое-то нереальное смешение истины и миража... Пройдя храм Лазурных облаков, останавливаемся у храма Нефритовому императору - повелителю китайского небесного мира, который представляет собой смесь различных верований — конфуцианства, даосизма, буддизма... Еще немного, и мы оказываемся у каменной стены с высеченными иероглифами. 8 иероглифов, изображенных на горе означают, что гора Тайшань дала жизнь народу и была столь высокой, что касалась небес. Встав к краю горы, я подняла руки к небу и не знала, как выразить восторг, как когда не знал этого и император Уди династии Хань. Впервые поднявшись на Тайшань, он воскликнул: «О, какая красота, какое могущество, спасибо, небо за величие гор».
Редакция благодарит за организацию поездки туроператора China Travel и Главное управление по туризму провинции Шаньдун
Как долететь?
Прямой рейс авиакомпании Beijing Capital Airlines (Москва – Циндао)
В Маастрихте представили коллекционную банкноту евро, посвященную Грузии, как родине вина
Самыми популярными местами отдыха россиян стали дача и садовый участок
Первый всероссийский фестиваль снежного человека пройдет в Удмуртии