Как-то меня спросили: «Как считаешь, что важнее – то, куда ты едешь, или само путешествие?» Думаю, что самое важное в путешествии – это с кем ты путешествуешь, а ещё – к кому ты едешь.
В Иркутске я знаю многих профессиональных и очень опытных гидов, которые на вопрос о поездке к голендрам ответили мне удивлённым взглядом. Кто это?
Мы привыкли, что Иркутск – это прежде всего сибирский город, откуда как правило начинаются все туристические поездки на Байкал. Однако, мало кто знает, что из Иркутска можно отправиться в гости не только к бурятам, но и к белорусам, к татарам, к чувашам, к полякам, литовцам, вепсам и вот – к голендрам.
Интерес к этому загадочному народу, который относят то к немцам, то к голландцам, возник в начале 90-х годов. Их необычные по своей архитектуре дома привлекли тогда внимание комиссии по сохранению исторического и культурного наследия в Приангарье.
Дома и в правду интересные. Это не просто изба с отдельно стоящими хозяйственными постройками, а настоящий жилой комплекс. Своего рода «три в одном». Но об этом чуть позже…
Голендры уже давно и довольно обособленно живут в трёх таёжных деревнях Заларинского района Иркутской области – Пихтинск, Среднепихтинск и Дагник. Они говорят на своём языке, по-своему странном, как и многое связанное с ними. Эта удивительная смесь украинского, белорусского и польского языков называется «хохлатский». Фамилии у них немецкие, хотя они вовсе не немцы. Имена польские, но они не поляки, хоть и молятся по польским «ксёнжкам». Они лютеране, но чтут и православных святых. Про себя старожилы уверенно говорят: «Мы выходцы из Голландии.»
Откуда в Восточной Сибири взяться голландцам? Поехали, узнаем.
Путь до деревни Пихтинск, где мы договорились о встрече с Петром Мартыновичем Людвигом, хранителем дома-музея и традиций голендров, лежит на северо-запад от Иркутска. Мимо Ангарска, Усолья-Сибирского до пос.Залари по трассе километров 300, а потом ещё немного по гравийке к подножью Саянских гор. Вот тут в таёжной глуши, среди рек, что бегут с заснеженных гор и порой широко разливаются по луговинам, и обосновались в начале 20 века его предки. Устроились широко, по-сибирски. От одного дома до другого в тайге, говорят, приходилось зарубки на деревьях ставить, чтобы не заблудиться. Но сначала жили в землянках и в шалашах.
Пётр Мартынович обстоятельно и по порядку рассказывает об истории голендров. Они сибиряки уже в нескольких поколениях. Исконным названиям их деревень, которые они привезли из Европы в Сибирь – Замустече, Новыны и Забужские голендры (позднее деревня Дагник) – уже больше 300 лет, а их религии – лютеранству – ещё больше.
Именно верность своей религии и послужила причиной начала их долгого путешествия в пространстве и времени из Голландии XVI века до Сибири XX века. Весь этот путь нашёл своё отражение в их языке, культуре, обрядах и традициях.
Когда в XVI веке проповедник Мартин Лютер заговорил об обновлённом христианстве, усмирение еретиков католической церковью обернулось для голландцев трагедией. В Нидерландах число казней исчислялось тысячами, сотни тысяч людей спасалось бегством за границу. С собой увозили только самое ценное – лютеранскую веру.
Достигнув устья Вислы они попросили убежища в Польском королевстве. В католическом государстве им удалось заручиться поддержкой некого графа, принявшего лютеранство и предоставившего им свои земли в аренду вдоль реки Западный Буг, недалеко от Бреста.
400 лет евангелисты-лютеране, беглецы из Голландии, жили на этих землях, где Буг, как и здесь в Сибири река Тагна, часто выходил из берегов, затапливая при этом и луга и дома колонистов. Старожилы вспоминали, что, спасаясь от половодья, люди на верёвках поднимали свой скот, кур и нехитрый домашний скарб на довольно просторный чердак и там благополучно ждали, пока вода не уйдёт.
Они выращивали рожь, овёс и ячмень. На заливных лугах откармливали домашний скот. Заготавливали сено на зиму. Строили дома и ветряные мельницы, как и их предки голландцы. И создавали свой «хохлацкий» язык.
Сейчас немецкие историки причисляют их к немцам, польские – к полякам… Поляки называли «гаулендрами» иностранных колонистов, а с немецкого голендр переводится как «корчеватель, возделыватель целины». Буквально это слово переводится «голландец».
Подданными Российской империи голендры становятся в 1795 году, после третьего раздела Речи Посполитой.
Семьи росли. Земли не хватало. Скот приходилось держать на привязи у дома, чтобы не заходил на соседскую территорию. И вот в 1910 году по реформе Столыпина четверо «ходоков» отправляются в далёкую Сибирь за неограниченными земельными наделами и финансовой поддержкой государства. Имена этих первых поселенцев сейчас можно прочитать на памятнике у местного музея, также, как и жизненное кредо всех голендров, начертанное на русском и польском языках готическим шрифтом: «Надежное пристанище – наш Бог, надёжная защита и мощное оружие». С книгами, прялками, ткацкими станками, домашней утварью они преодолели более пяти тысяч вёрст.
Удаленность от цивилизации и таёжные дебри не отпугнули первых сибирских голендров. Они же были лучшими корчевателями и плотниками в Европе! К тому же уклад свой, обычаи и традиции сохранить будет проще… Так и вышло. К 1912 году в этих глухих местах уже обосновалось около 200 человек.
Землянки сменились добротными домами без подклета с высокими тесовыми крышами, которые и сегодня можно встретить почти в каждом дворе. Все они построены без единого гвоздя, жилой частью к югу, а хозяйственной – к северу. Так теплее.
Стены рубили по традиции в «ласточкин хвост», а все части конструкции сшивали деревянными гвоздями. Двери и ворота, кстати, тоже без железных петель, на деревянной «пяте».
Большая печь «группка» или попросту голландка прекрасно обогревает всё «человеческое» пространство дома – кухню, небольшою столовую, и 1-2 комнаты. Потолочное перекрытие снаружи утеплено слоем земли. Дом в этой половине и внутри, и снаружи заштукатурен, и обязательно побелён. Рамы в окнах двойные, покрашены синей краской. В цвет неба. На окнах кружевные занавески. На кроватях расшитые цветами подушки. Уютно, светло.
Семьи у пихтинцев и сейчас часто большие, а раньше были по 10-12 детей. Родителей называли на «Вы». Стариков не бросали. И в наши дни, если волею судьбы кто-то из голендров в старости остался в одиночестве, заботятся о нём всей общиной.
Петр Мартынович гостеприимно ведёт нас по дому-музею. Он и сам когда-то вырос в таком же. Переходим в хозяйственную часть. Курятник, хлев со стайками по обе стороны вдоль сквозного похода. Отсюда также есть выход во двор. Ещё дальше по оси дома, в его северной части – ток, место, где обрабатывали зерно, сушили и хранили сено. Хозяйке не приходилось выходить на улицу в холодные или дождливые дни, а сено не мокло. Сама конструкция дома позволяла по мере необходимости легко устанавливать или разбирать потолочный настил и использовать его как сеновал для сушки и хранения сена. На телеге можно было спокойно заехать под крышу, разгрузить снопы и выехать с другой стороны.
Расположенная в северной части дома, хозяйственная часть как бы защищает и согревает собой жилую. Всё продуманно и отработано веками ещё на Буге. Вот только стены жилой части здесь на реке Тагна стали строить потолще и утеплять получше.
Выходим во двор, вокруг черёмуха. Представляю, какой аромат разливается по деревне, когда она цветёт. Черёмуховая мука у пихтинцев самая лучшая. Надо будет ещё приехать, летом.
Кухня у голендров тоже особая. Картофлянки, борщ, вареники, пыроги, фушер… вроде всё знакомое, да не тут-то было. Как ни искали мы в борще привычные капусту, свёклу и прочее, нет их там. Борщ у пихтинских голендров представляет собой кисловатый наваристый бульон на говядине, дичи и свинине со сливками. Говорят, отлично снимает похмелье. Но это не про них. Здесь хоть и делают самую лучшую в мире горилку, но не злоупотребляют. Не принято.
Картофлянки отдалённо напоминают варёные драники, которые всегда подают с копчёными свиными шкварками. А вот фушер – это маленькие картофельные шарики с добавлением муки, которые жарят на сале. В этих деревнях нет магазинов. «Всё «наше»!», - говорят пихтинцы, улыбаясь. И черёмуха, и черника, и творог, и картошка и сало копчёное в варениках тоже. Угощают от души, щедро и вкусно.
То, чего самим не сделать, - соль, сахар и прочее – едут покупать в ближайшее староверское село Хор-Тагну, которое, к слову сказать, недавно было включено в список самых красивых деревень России.
А ещё - вокруг тайга нетронутая. Ягода, кедрачи, черемша, черёмуха, таёжные травы и чистая вода из колодца. Река рыбой кормит. Да и на охоту сходить можно. Если не с руки, так недалеко (по местным меркам) есть татарская деревня Черемшанка. Там есть хорошие охотники. Пихтинцы со всеми соседями живут дружно.
В их музее ощущаешь себя настоящим исследователем. Тут можно встретить предметы, которых не встретишь уже нигде. Пихтинские голендры на сегодня единственные носители своей уникальной культуры и традиций в мире.
Даже на Буге сейчас можно найти только памятник когда-то жившим там колонистам из Голландии. Большая часть мигрировала в Германию, а потом и дальше – в Канаду, США... Оставшиеся 38 бужских голендров погибли во время Второй мировой.
Сейчас в Пихтинске, Среднепихтинске и Дагнике проживают около 300 голендров. В Иркутской области их около 2000. До 50х годов смешанных браков практически не было. Признавали только «наших», из голендров. До войны немецкие фамилии голендров навлекли на них сталинские репрессии. В паспортах в одной и той же семье можно было найти и немцев, и украинцев, и русских. Во время войны всех, кто мог работать, от 16 до 48 лет отправляли в трудовые лагеря. Каторжный труд и голод. Оттуда вернулись не многие. Дома в полях и не только дети работали с 10-12 лет.
Спустя какое-то время начали, хоть и аккуратно, но принимать в «наши» чужих. Иногда случалось, что именно эти «чужие» так проникались любовью к этому народу, что становились для них совсем «нашими».
Интересна свадебная церемония, во время которой невесте «прибивают чепэць». Во время этой церемонии на голову девушки торжественно надевают широкую белую кружевную ленту с атласным цветочком и кружевными рюшечками, завязав широкий бант под подбородком. Все участники церемонии при этом дружно кричат молодожёнам «наш», «наша». Это значит, что как семейную пару их приняли в пихтинскую общину. На свадьбе у голендров ещё много интересных традиций. Важную роль имеют сваты с «гурапныками», все с нетерпением ждут каравай с «рогачом». Но лучше один раз увидеть, как говорится…
В национальной одежде особенно выделяется женский наряд. Верх представляет собой обычно белую, голубую или иногда цветастую блузу со скромными белыми кружевами на груди и манжетах, а длинная юбка шестиклинка имеет сзади клин в форме небольшого шлейфа. Чем пышнее собрана юбка в районе шлейфа, тем красивее. Костюм замужней женщины обязательно дополняет фартук с цветными лентами по подолу, а завершает белоснежный кружевной чепец, в котором даже бабушка может сразу почувствовать себя лет на 10 моложе. Я, кстати, тоже примерила)
В этом головном уборе женщины читают молитвы по «ксёнжкам», ходят на праздники, особенно религиозные, и отходят в мир иной. Любопытно, что мужчина у голендров – «человек», а женщина – «белоголовая».
Сегодня молодые пихтинцы собирают по крупицам то, что было утрачено когда-то в девяностые годы, когда многие уехали в Германию к родственникам или на заработки в города. И вот уже их дети с раннего утра бегут наперегонки в вербное воскресенье с веточками вербы по домам вербабнить» всех своих. А взрослые пихтинцы уже с вечера готовят им угощение.
На Пасху они всей семьёй расписывают воском и красят яйца, как в старину. Утром в день Пасхи на завтрак самое красивое яйцо глава семьи делит на столько кусочков, сколько собралось за столом «наших». И каждый съест свой кусочек, на слова «Христос пан з мэртвых встал» отвечая «Правдиво же встал».
На Петров день каждому Петру привяжут выше локтя длинную и красивую ленту. И весь день все будут его поздравлять.
В Пихтинске нас принимали очень гостеприимно и с достоинством. Голендры не просто рассказывают гостям о своей культуре, истории и традициях, поют песни и угощают праздничными блюдами. Они этим живут и делятся с нами. Они хранят и возрождают всё лучшее, чему смогли научиться их предки за время их долгого путешествия в Сибирь и по Сибири.
Или
Как хочется остаться у них когда-нибудь дней на пять-десять, научиться плести корзины, стряпать вареники или пыроги с черёмухой, картофлянки, сходить на сенокос или в тайгу за черемшой, кедровым орехом или черникой, покачаться на волшебных качелях в Бабцын-Куте, посмотреть как коптят в «винзарне» колбасу и сало или гонят горилку у колодца-журавля… и просто побыть немного европейской крестьянкой в долине реки Тагна у подножья Саян. Побыть немного «нашей», если позволят, конечно)
*Документальный фильм о пихтинских голендрах: Небесное Отечество. Сибирские голендры - YouTube
В Маастрихте представили коллекционную банкноту евро, посвященную Грузии, как родине вина
Самыми популярными местами отдыха россиян стали дача и садовый участок
Первый всероссийский фестиваль снежного человека пройдет в Удмуртии