С древнейших времен Кострома является одним из центров духовной жизни Руси. Веками бережно хранят духовное наследие костромского края «как будто выходящие из недр земли» древние стены монастырей, золотые купола соборов и церквей. Не зря называют Кострому Богохранимой землей. Главной святыней костромского края является чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы. Икона известна с XII века. Она была написана евангелистом Лукой. Феодоровская икона – выносная двусторонняя икона, на обратной стороне которой изображена святая мученица Параскева. Святая Параскева была покровительницей полоцкого княжеского дома. Феодоровской иконой в 1239 году на брак с полоцкой княжной благословил великий князь Ярослав Всеволодович своего сына – князя Александра. Вместе с Александром Невским Феодоровская икона путешествовала в Орду, где Александр отстаивал интересы русской земли. Образ Пресвятой Богородицы брал он с собой и в военные походы, перед ликом Феодоровской иконы Божьей Матери принял монашество и завершил свой жизненный путь.
В XIII веке икона находилась в деревянной часовне близ Городца, где позже был построен Городецкий Федоровский монастырь. Со второй половины XIII века икона связана с жизнью и деятельностью младшего брата Александра – Василия Ярославовича – удельного костромского князя. Существует легенда, что в конце 50-60 годов XIII века свершилось чудесное явление Феодоровской иконы в Костроме князю Василию. Накануне явления, в день праздника Успения Пресвятой Богородицы, многие жители Костромы видели на улицах города воина с иконой Божией Матери в руках. В воине костромичи узнали святого великомученика Феодора Стратилата – по его иконописному изображению в соборном храме Костромы. На следующий день, 16 августа по старому стилю, князь Василий Ярославич во время охоты увидел эту икону на ветвях дерева вблизи речки Запрудни. Святыня была торжественно принесена крестным ходом в Кострому и поставлена в соборном храме во имя великомученика Феодора Стратилата, после чего и стала именоваться Феодоровской. В память явления чудотворной Феодоровской иконы установлено празднование, совершаемое 16/29 августа и традиционно сопровождаемое в Костроме общегородским крестным ходом из кафедрального собора к храму Спаса на Запрудне, воздвигнутому на месте явления святыни.
14 марта, по старому стилю, 1613 года в костромском Свято-Троицком Ипатьевском мужском монастыре Михаил Феодорович Романов перед ликом чудотворной Феодоровской иконы принял избрание его Земским собором на престол государства Российского. У чудотворного Феодоровского образа Пресвятой Богородицы Михаил Романов принес обеты верности Отечеству, православной церкви и русскому народу и был благословлен на царство. Это был единственный в мировой истории случай всенародного избрания царя. Со времени этого события, явившегося началом преодоления Великой смуты, Феодоровский образ Божией Матери и Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь стали особо чтимыми святынями Дома Романовых и было установлено еще одно празднование иконе – 27 марта по новому стилю.
Со второй половины XVIII столетия многие члены царской семьи, в том числе все российские императоры, начиная с Николая I, считали своим долгом посетить Кострому – «колыбель династии Романовых» – и поклониться чудотворной Феодоровской иконе. В 1913 году, в ходе общегосударственного празднования 300-летия дома Романовых, Кострому посетили: последний русский император Николай Александрович и его семья. В знак особого почитания иконы в Царском селе был построен Феодоровский храм, а принимавшие православную веру многие иностранные невесты членов царской семьи брали себе отчество «Феодоровна».
В ХХ столетии Феодоровская икона была реставрирована и возвращена в церковь. Она находилась в кафедральном Успенском соборе, в храме святого Иоанна Златоуста, затем в соборе Воскресения Христова на Дебре. В 1991 году была перенесена в Богоявленско-Анастасиин кафедральный собор. С этого времени ведется летопись современных чудес, совершающихся по молитвам у Феодоровской иконы, к настоящему времени таких событий зафиксировано более 100.
Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери с давних времен почитается православным народом как покровительствующая семейному благополучию, рождению и воспитанию детей, помогающая в трудных родах. По благословению Предстоятеля Русской православной церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 2001–2004 годах Феодоровская икона Пресвятой Богородицы приносилась для поклонения верующих в Москву и Санкт-Петербург, Екатеринбург и Архангельск, на Соловецкие острова, в Нижний Новгород и Казань, Тверь. Осенью 2004 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по приглашению Предстоятеля Украинской православной церкви митрополита Киевского и всея Украины Владимира главная святыня костромского края принимала участие в проведении Всеукраинского крестного хода, который прошел по 40 крупным и малым городам Украины и собрал несколько миллионов человек.
В ХIV веке костромской край был прославлен молитвенными подвигами и трудами учеников и духовных последователей игумена земли русской – преподобного Сергия Радонежского. Один из первых сподвижников Сергия преподобный Авраамий Чухломской и Галичский основал в костромских пределах четыре монастыря. Так, Авраамиево-Городецкий монастырь был основан в 60-е годы XIV столетия. Главными святынями обители являются мощи преподобного Авраамия, находящиеся под спудом в подклете Покровского храма, старинный покров с раки преподобного, мироточивая икона Преподобного Авраамия, его вериги, а также крест с частицами Гроба Господня и Голгофы. А основание Железноборовскому монастырю было положено учеником преподобного Сергия Радонежского, преподобным Иаковом Железноборовским, около 1390 года. При жизни и после смерти преподобного Иакова основанный им монастырь пользовался покровительством московских князей. В число братии Железноборовского монастыря входил когда-то Григорий Отрепьев, уроженец Галича, известный в истории под именем самозванца Лжедмитрия I.
На костромской земле были и другие ученики Сергия Радонежского – преподобные Павел Обнорский, Пахомий Нерехтский. Последний основал в костромской глубинке удивительной красоты монастырь, который сейчас носит имя святого. Рядом с монастырем находится святой источник. Церковные предания говорят о том, что с древних времен приходило множество верующих, чтобы взять целебной воды. Сотни лет не прекращалось почитание святого места. В 1966 году святой источник был засыпан песком и камнями, однако на следующий год он вновь пробился на поверхность земли. Многочисленные паломники со всех концов России пьют эту воду и получают душевные и телесные исцеления. Ежегодно 28 мая отмечается праздник Святого Пахомия.
Кроме того, на костромской земле прославились Макарий Писемский и преподобный Никита, строитель костромского Богоявленского монастыря, который был не только учеником, но и близким родственником преподобного Сергия. Всего на костромской земле просияло более 30 угодников Божиих.
В 1747 году открыта Костромская духовная семинария, разместившаяся в Ипатьевском монастыре. За годы существования семинарии ее выпускниками стали многие выдающиеся ученые, церковные и государственные деятели – митрополит Киевский и Галицкий Арсений (Москвин), профессор Московской духовной академии протоиерей Ф.А. Голубинский, академики Ф.И. Успенский, Н.В. Покровский и Е.Е. Голубинский, ректоры Московской духовной академии протоиерей А.В. Горский и епископ Феодор (Поздеевский), известный востоковед и путешественник, первый начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме епископ Порфирий (Успенский), маршал А.Г. Василевский и многие другие.
Трагические события XX столетия прервали мирное течение церковной жизни на древней костромской земле. Новое время Русской православной церкви, ознаменованное воссозданием утраченного и возвращением к духовным ценностям, зримо отразилось на костромской земле.
В 1989 году в составе епархии было всего лишь 64 действующих храма, не имелось ни одного монастыря или духовного учебного заведения. Сегодня в костромском крае сохранились 11 действующих монастырей – три мужских и восемь женских. На протяжении столетий паломники считали своим святым долгом поклониться мощам костромских святых чудотворцев, испить целебной воды из святых источников, избавиться от недугов и обрести благодать Святого Духа.
Ежегодно 5 февраля проходит Собор костромских святых. Всего на костромской земле насчитывается 30 святых подвижников. Кострома – это край великих русских святынь и святых.
Опубликовано: 18.12.2010