Глава первая. «Между Москвой и Санкт-Петербургом»
Именно так назывался пресс-тур, организованный комитетом по туризму, курортам и международным связям Тверской области по четырем областям, лежащим между двух российских столиц – Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской…
Вместе со строительством северной столицы возникла и необходимость создания основной транспортной артерии России – дороги, как сейчас говорят федерального значения, Москва – Санкт-Петербург. Такое распоряжение было дано еще Петром I. Но фактически строительство дороги началось значительно позже, в 1776 году по проекту инженер-капитана Баранова. Это была первая в России дорога с твердым покрытием из плотно укатанного щебня, с множеством мотов через ручьи, реки, овраги. Строительство завершилось только в 1830 году.
Все путешествие заняло все четыре дня, но впечатлений осталось на целый год, ведь автотрасса Москва - Санкт-Петербург вполне могла бы иметь статус «исторической», вобрав огромное количество памятников самых разных эпох, среди которых путевые дворцы занимают особое место.
Первый путевой дворец на Московском направлении – Петровский - сегодня находится уже в черте Москвы на Ленинградском проспекте. Он существенно отличается от остальных, так как построен в стиле русской неоготической архитектуры. Дворец возведен по приказу Екатерины II в 1776-1780-х годах в честь успешного завершения русско-турецкой войны 1768-1774 годов. Дворец строился по проекту архитектора Матвея Казакова на подъездах к Москве, как резиденция для отдыха знатных особ после долгой дороги из Петербурга, отсюда его название — «путевой».
Следующий путевой дворец был обнаружен в Солнечногорске, который раньше назывался немного иначе - Солнечная Гора. Найти его оказалось довольно просто. Сегодня это одно из самых красивых мест в городе, где разместился местный краеведческий музей.
Пока путевые дворцы были связаны с городами, а вот на территории Тверской области нас ждала встреча с сельским путевым дворцом. И находится он в старинном селе Городня - одном из самых живописных мест Тверской земли.
Здесь, неподалеку от самой древней церкви на Тверской земле – церкви Рождества Богородицы, построенной в конце XIV века, находится сохранившийся до наших дней, правда в перестроенном виде, местный путевой дворец. Еще два сельских путевых дворца находились в Медном и Выдропужске. Сейчас от них остались только развалины.
А вот и Тверь. В отличие от других своих «собратьев» местный путевой дворец называется Большой Императорский и находится он на пл. Революции. Тверской путевой дворец начали строить через год после памятного пожара 1763 года, и полностью закончили только в 1778 году. Построенный в переходном стиле от барокко к классицизму по проекту архитектора Петра Никитина, и перестроенный впоследствии Карлом Росси, этот дворец был первым и самым красивым среди целой россыпи путевых дворцов Государевой дороги.
В Твери состоялась встреча участников пресс-тура с заместителем губернатора Тверской области, курирующим туризм, Олегом Павловым и руководителем комитета по туризму Тверской области Виктором Богановым.
Торжок - один из самых древних русских городов. Именно здесь, на крутом берегу реки Тверцы находится и самая древняя православная обитель России - Борисоглебский монастырь. В Торжке путевой дворец сохранился хорошо, а вернее весь комплекс его исторической застройки. Ему повезло больше, чем гостинице Пожарских, правда ни посетить, ни даже подойти нему мы не сможем - дворец ждет своей реставрации. В настоящее время дворец является ярким примером провинциальной архитектуры в стиле русского классицизма.
В Торжке располагается и музей, который посвящен Государевой дороге. Еще один подобный музей – «Станционного смотрителя» находится в селе Выра Ленинградской области недалеко от Гатчины. У А.С. Пушкина есть повесть, которая так и называется – «Станционный смотритель». Есть предположение, что Пушкин описал в ней вполне конкретную станцию в деревне Выра, (смотрителя в повести так и зовут Самсон Вырин). Чтобы представить себе как выглядел раньше почтовый тракт в XIX веке, эти музеи просто необходимо посетить.
Почти 300 километров позади и мы попадаем в удивительный город под названием Вышний Волочек. Миновать его нам не удастся, так как он лежит, как и прежде на трассе. Часто этот город называют «Тверская Венеция»…и не случайно. Здесь 40 мостов через реки и каналы, десятки километров набережных, многие из которых одеты в гранит.
Есть в В.Волочке и свой путевой дворец, который в отличие от остальных путевых дворцов, этот стоит не на трассе Москва-Санкт-Петербург. Резонно возникает вопрос - почему? Дело в том, что этот путевой дворец был построен не для путешествий Екатерины II по суши, а по воде, вернее по водам Вышневолоцкой водной системы, в 1785 году, когда императрица совершила путешествие отсюда до Великого Новгорода. Как и в предыдущих поездках, в частности в ее путешествии по Волге в 1767, специально для этого был построен небольшой флот.
Сохранилась в Вышнем Волочке и удивительное место - усадьба создателя этой водной системы М.И. Сердюкова.
Сегодня есть все условия для комфортного путешествия по трассе Е-105. Уже создана и продолжает улучшаться с каждым годом придорожная инфраструктура как на самой трассе, так и в непосредственной близости. Мы в этом убедились заночевав сначала на базе отдыха «Барская усадьба» (Старицкий район), а затем в туркомплексе «Заимка» (Бологовский район).
Знакомство со следующим путевым дворцом нас ждет уже в Новгородской области, в городе Валдае (386 км трассы Москва - Санкт- Петербург, 220 км от Твери и 140 км от В.Новгорода). В Валдае путевой дворец (1775-76 г.г.) настолько перестроен, что было довольно сложно в нем признать сооружение, некогда предназначенное для царственных особ. Оно занимает, безусловно, одно из самых выгодных мест - на вершине горы, откуда открывается вид не только на город, но и на Валдайское озеро, на одном из островов которого виден полностью восстановленный монастырь Иверской Божьей Матери.
И снова, как уже не раз мы видели раньше, перед дворцом церковь, в данном конкретном случае построена по проекту Н.А. Львова, в его любимым псевдоитальянском стиле. Это церковь Св. Екатерины (1793 г.), где сейчас расположился музей колокольчиков- потомков древнего Вечевого колокола, который везли из Великого Новгорода и который «выпрыгнул» здесь из саней и разбился на сотни мелких валдайских колокольчиков…Так гласит старая легенда.
Великий Новгород - столица некогда славной феодально-вечевой республики, заслуживает того, чтобы этому городу был посвящен целый день, к сожалению, на этот раз у нас такой возможности не было. Мы поспешили в Санкт-Петербург, где и заночевали.
А наутро, после обзорной экскурсии по северной столице, сели на скоростной поезд «Сапсан» и через четыре часа были уже в Москве.
Глава вторая. «Старый почтовый тракт в воспоминаниях современников»
Сегодня трудно даже оценить, какую огромную роль сыграла Государева дорога в истории нашего государства.
Многие из проезжавших по этому маршруту оставили свои воспоминания, а Александр Николаевич Радищев свою знаменитую книгу, которая появилась в 1788 году, так и назвал – «Путешествие из Петербурга в Москву». Правда в своей книге он указал лишь названия почтовых станций, так и не описав ни одной из них, что вызывает вполне резонный вопрос, а было ли само «путешествие»? Скорее всего, это был просто литературный повод, и не более того.
В прошлом, помимо путевых дворцов, на государевой дороге находилось от 24 до 26 почтовых станций, которые были устроены еще к 80-м годам XVIII века.
Именно здесь на почтовых станциях путешественники меняли лошадей. Здесь жили станционные смотрители и ямщики. И те, и другие нашли свое отображение в русской литературе.
«Извольте ждать, нет лошадей»,
Когда губернский регистратор,
Почтовой станции диктатор,
(Ему типун бы на язык)
Сей речью ставит вас в тупик.
От этого-то русским трактом
Езда не слишком веселит;
Как едешь, действие кипит,
Приедешь, стынет за антрактом…
(П.А. Вяземский «Станция»)
Что касается слово «ямщик», то, скорее всего, оно тюркского происхождения, в переводе с которого слово «ямчи» означает почтовый смотритель, а в переводе с персидского «ямджик» - гонец.
У Пушкина, который сам не раз проезжал по этой дороге и составил свой собственный «маршрут», мы находим значительно больше информации и об устройстве старого почтового тракта, чем у других авторов. Так, 9 ноября 1826 года в письме С.А. Соболевскому он пишет: «… посылаю тебе мой Itinéraire от Москвы до Новгорода». И Пушкин не был бы Пушкиным, если бы не сделал описание маршрута в стихотворной форме:
У Гальяни иль Кольони
Закажи себе в Твери
С пармазаном макарони,
Да яичницу свари.
На досуге отобедай
У Пожарского в Торжке,
Жареных котлет отведай (именно котлет)
И отправься налегке…».
Для обслуживания путешествующих была создана и необходимая туристская инфраструктура: средства размещения различных категорий, объекты питания, продажа сувениров, «экипажеремонтные» мастерские.
Как бы мы сейчас сказали, для VIP-персон были построены путевые дворцы. Всего же только на отрезке Москва - Великий Новгород «государевой дороге» было построено более 10 путевых дворцов.
Более скромная публика пользовалась услугами существующих гостиниц и самих почтовых станций. Пушкин называет две из них: гостиницу Гальяни в Твери, построенную купцом П.Д. Гальяни в 1799-1803 годах, и гостиницу Пожарских в Торжке. Причем в Торжке примерно в одно и тоже время было две гостиницы Пожарских - на Ямской улице и на набережной реки Тверцы.
Что именно представляли собой сами почтовые станции, очень хорошо описал другой известный путешественник – маркиз Астольф де Кюстин, посетивший Россию в 1839 году: «Дом, в котором я пишу, отличается элегантностью, представляющей собою разительный контраст со скудостью окружающей природы. Это в одно и то же время и почтовая станция, и гостиница, похожая на дачу богатого частного лица. Потолок и стены расписаны в итальянском стиле, нижний этаж состоит из нескольких просторных зал и напоминает провинциальный французский ресторан. Мебель обита кожей, стулья с соломенными сиденьями имеют опрятный вид. Везде расставлены большие диваны, могущие заменить кровати, но я по горькому опыту знаю, как опасно ими пользоваться, и даже не рискую на них садиться. Почтовые станции такого рода, хотя и менее изысканные, устроены на протяжении всего пути из Петербурга в Москву и содержатся за счет правительства».
И в то время путешественники не всегда оставались довольными уровнем предлагаемых, в том числе, и гостиничных услуг. «Вчера прибыли мы благополучно в Торжок, где Соболевский свирепствовал за нечистоту белья». (Из письма А.С. Пушкина Н.Н. Пушкиной. 20 августа 1833 г.).
Пушкин говорит и о том, чем питались путешественники. Это и макароны, яичница, котлеты, вареная форель, уха, чай с баранками, вино шабри, квас. Особенно славились пожарские котлеты, правда, у Гоголя о них остались не особенно хорошие воспоминания, о чем пишет Сергей Тимофеевич Аксаков в «Литературных и театральных воспоминаниях». В октябре 1839 г. они вместе совершили путешествие из Москвы в Петербург. Аксаков пишет: «Гоголь рассчитал, что на другой день, часов в пять пополудни, мы должны приехать в Торжок, следовательно, должны там обедать и полакомиться знаменитыми котлетами Пожарского». Гоголь заказал дюжину (!) котлет и через полчаса они были готовы. «Одна их наружность и запах, – продолжает Аксаков, – возбудили сильный аппетит в проголодавшихся путешественниках… Котлеты были точно необычайно вкусны, но вдруг мы все перестали жевать, а начали вытаскивать из своих ртов довольно длинные белокурые волосы… Так весело продолжалась вся дорога».
По словам Аксакова, они выехали 26 октября после обеда, ехали без поломок и 30 октября в восемь вечера были в Петербурге. Время в пути – больше четырех суток. Немного ранее, в сентябре 1832 года Пушкин проделал весь путь за пять суток. «В сутки случалось мне сделать три станции. Лошади расковывались и – неслыханная вещь! - их подковывали на дороге. 10 лет езжу я по большим дорогам, отроду не видел ничего подобного… Теперь послушай, с кем я путешествовал, с кем провел я пять дней и пять ночей». (Из письма А.С. Пушкина Н.Н. Пушкиной. 22 сентября 1832 г.).
Главная дорога России приносила благосостояние тем, кто здесь жил. «Ехать нам нужно было по шоссе до Валдая..., – пишет в воспоминаниях В.А. Панаев. – Проезжая прежде по шоссе мимо больших ямов и деревень с прекрасными постройками и видя там лавки и самовары по окнам домов, нам рисовались таки ми же и те деревни, куда мы должны были ехать..». Не так давно самовары снова вернулись на трассу, на свое историческое место.
Есть у Пушкина и информация о том, сколько времени занимала дорога от Твери до Москвы. «1-го мая переночевал я в Твери, а 2-го ночью приехал сюда». (Из письма А.С. Пушкина Н.Н. Пушкиной. 4 мая 1836 г.). Считается, что в среднем скорость в час ямщицкой тройки составляла 10 км летом, 12 – зимой и не более 8 – в межсезонье.
О том, как выглядела сама дорога, находим в книге де Кюстина «Николаевская Россия»: «Шоссе, нужно сознаться, содержится в порядке, но оно очень твердо и неровно, так как щебень достаточно измельченный, плотно утрамбован и образует небольшие, но неподвижные возвышенности. Поэтому болты расшатываются, вылетают на каждом перегоне, на каждой станции коляска чинится, и теряешь время, выигранное в пути, где летишь в
У Пушкина по этому поводу было другое мнение: «Что сказать о моем путешествии!», – пишет он из Торжка 1 ноября 1826 г. княгине В.Ф. Вяземской, – оно продолжается при самых счастливых предзнаменованиях, за исключением отвратительной дороги и несносных ямщиков». Для нее же Пушкин купил в Торжке и сувенир местных народных промыслов – поясок золотого шитья. В письме П.В. Нащокину 27 мая 1836 г. Пушкин опять касается дорожной темы: «Путешествие мое было благополучно, хотя три раза чинил я коляску…».
Путешествие из Москвы в Санкт-Петербург и раньше было, да и сейчас, наверное, остается, событием в жизни всякого, кто его совершает, столько интересного и необычного «нанизано» на этот маршрут.
Виктор Грибков-Майский
Член Союза журналистов России
Опубликовано: 01.12.2010