Где находится родина Змея Горыныча – науке неизвестно. Зато уже более трех тысяч туристов поверили, что огнедышащая рептилия уродилась в местечке Гадово (ныне поселок Приволжский) Кимрского района.
Когда в Приволжском доме ремесел открылся музей гадов, да еще с трактиром «У Змея Горыныча», не всем местным жителям понравилась такая идея. Здешний батюшка, увидев однажды своих прихожанок (сотрудниц дома ремесел) в образе кикимор, пришел в замешательство и назвал их затеи бесовщиной…
Наверное, приятнее было бы объявить Гадово родиной более симпатичного персонажа, к примеру, Василисы Прекрасной. Да только кто же в это поверил бы? Сказка хотя и ложь, но и правды чураться не должна. Автор туристической программы «Гадово – родина Змея Горыныча», директор Приволжского дома ремесел Тамара Горцева в своих замыслах руководствовалась краеведческими изысканиями и местными преданиями.
– Гадово – историческое название нашего поселка, – рассказывает Тамара Ивановна. – Гадово упоминается еще в XVII веке. Деревни здесь не было, была помещичья усадьба. Потом в XIX веке здесь построили спиртовой завод, он так и назывался – Гадовский спиртзавод. Пережил все войны, революции, вот только в перестройку не устоял – закрылся, и все жители поселка остались без работы. Железнодорожная станция, что сейчас Белый Городок называется, была станция Гадово. Был Гадовский сельсовет. В 1961 году проводилась хрущевская кампания – меняли неблагозвучные названия. И наш поселок переименовали в Приволжский. Но нам, старожилам, это не нравится. Мы до сих пор говорим, что живем в Гадове и не видим в этом названии ничего неблагозвучного. Это говорящее название: здесь река Хотча впадает в Волгу, здесь низкие, болотистые места, где водилось много змей. Старожилы рассказывают массу историй, связанных со змеями. А когда-то давно я прочитала предание о том, что Змей Горыныч родился на море змеевом, которое находилось к северу от Москвы, от реки Дубны. Сопоставила с этим природные особенности нашей местности, и местные предания, и наше историческое название – вот и получилось по всем приметам, что море змеево вполне могло быть в наших краях.
В 2007 году проект Тамары Горцевой «Гадово – родина Змея Горыныча» выиграл серьезный конкурс и получил грантовую поддержку из бюджета Тверской области, а затем автор проекта была удостоена губернаторской премии. На деньги гранта удалось провести телефон в дом ремесел, сделать капитальный ремонт, а также закупить ростовые куклы для театрализованных представлений. Экспонаты для музея гадов сделали сами из лоскутков, природного и прочего подручного материала. Тут и мифологические гады – не только Змей Горыныч, но и его предки с потомками: библейский змей-искуситель со своей первой жертвой Евой; змей, сраженный Георгием Победоносцем. Есть и змея – символ медицины, и зеленый змий – символ алкоголя (экскурсантам поясняют, что сие чудище – прямой потомок Горыныча, не случайно для него в Гадове был построен спиртзавод, где оно и проживало вплоть до антиалкогольной кампании середины 1980-х). Тут есть и просто змеи, змейки и змеищи, а также друзья Змея Горыныча – всякая лесная нечисть. Коллекция постоянно пополняется новыми поделками и подарками от посетителей.
Турист на сказочную лесную нечисть пошел косяком. Причем никакой рекламы музею гадов его основатели не делали. Первые посетители увидели, уехали, рассказали другим. Сарафанное радио дошло до туристических агентств, и теперь они вовсю предлагают экскурсию на родину Змея Горыныча, а желающих предостаточно. У взрослых интерес не меньше, чем у детей.
Встречая туристов, сотрудницы дома ремесел преображаются в сказочных персонажей и проводят экскурсию в виде игровой программы. Для детей разыгрывается кукольный спектакль по собственному сценарию: о том, как змеиный царь с помещиком делили земли в Гадове. Из музея гадов посетители переходят в другие залы, где собраны сокровища Гадова – современные изделия местных умельцев и старинные раритеты. В заключение – обед в трактире с блюдами, оформленными в виде змей, для взрослых – с дегустацией фирменных настоек из подвалов Гадюки Васильевны.
Когда уезжают туристы, чары спадают, и сказочные чудища возвращаются в свой истинный облик – мастериц и умниц. Местные Марьи-искусницы шьют лоскутные одеяла и панно, сувениры и кукол. Занимаются с детьми, учат их шить одежду для кукол, мягкие игрушки, создавать бумажные поделки. Работы Тамары Ивановой, Евгении Кохановой, Ольги Крюковой украшают районные и областные выставки. В качестве подразделения Кимрского дома ремесел гадовцы отправляли свои работы на выставку в Государственной Думе РФ, представляли свои ремесла в Польше. Лоскутные одеяла умелиц охотно покупают ценители народного искусства. В числе покупателей были Геннадий Зюганов и Клара Новикова.
Экскурсии и продажа сувениров дают доход, позволяющий дому ремесел жить хотя и не роскошно, но безбедно и относительно независимо. Местное население постепенно изменило отношение к «логову Змея Горыныча», увидев реальную выгоду. Одни для трактира огурчики солят, другие – картошку-морковку выращивают, третьи – варежки вяжут на продажу в сувенирной лавке. В поселке, где нет никакой возможности заработка, хотя бы приработок – великое дело.
Удалось достигнуть консенсуса и со священнослужителями. Тамара Горцева – человек верующий, и мнение батюшек для нее очень важно. А потому беседовала с ними и наставления слушала, и свои аргументы высказала. Аргументы простые: ведь вся эта затея – путешествие в мир сказки, а сказки своим детям и внукам читают все, в том числе и священники. А наставления в ответ – еще проще: добро должно побеждать зло. И выполнять такое наставление оказалось легко, потому что именно этот принцип был изначально заложен во всю экскурсионную программу.
Марина РУЧКИНА