Лыжные восхождения и развитие горнолыжного туризма в Приэльбрусье
Первые попытки применения лыж для зимних восхождений на Эльбрус были предприняты в конце XIX века иностранными альпинистами,
но они, как правило, носили характер частичного преодоления отдельных участков на склонах удобной крутизны.
В 1929 году первую попытку зимнего восхождения на Эльбрус предпринял итальянский альпинист и горнолыжник Леопольдо Луиджи Гаспаротто. С его именем связаны смелые и серьезные восхождения на труднейшие горные вершины. Учреждена золотая медаль его имени, она вручается за выдающиеся достижения в альпинизме и лучшие восхождения. В годы правления Муссолини Гаспаротто был убит фашистскими палачами, но его имя навечно вошло в историю альпинизма.
После удачного восхождения группы итальянских альпинистов на Эльбрус в составе Л.Гаспаротто, Г. Зингера, У. Валлепиано и К. Герона советские альпинисты также предпринимают попытки подняться на Эльбрус на лыжах. В 1931 году профессор Московского государственного университета В. А. Конопасевич с группой преподавателей, студентов и научных работников совершили длительное лыжное путешествие вокруг восточной вершины Эльбруса, затем они поднялись на седловину Эльбруса.
Участник этого необычного похода М. Дербенев вспоминает: “... одиннадцатого июля в семь часов утра мы выходим из аула Тегенекли, как казалось поначалу, в обратном от Эльбруса направлении. Надо обойти отрог хребта, чтобы свернуть на восток к устьевой ступени Ирика.
На глазах идет смена зон, растительности, всего ландшафта. К вечеру располагаемся биваком на отметке 3200, чувствуя, как в нагретый за день воздух вторгается дыхание близкого ледника.
Утром разведка боем. Лед сменяется снегом, можно встать на лыжи. Выходим на уходящее вдаль ровное фирновое плато. Прямо перед нами встал величиной во все небо белый массив Эльбруса, кажется, до восточной вершины рукой подать. Но кавказский исполин тут же заявляет о себе ... Пока кто-то прикидывает: “Часа три топать до тех скал, еще четыре — до седловины, а там и вершина” — набегают тучи, с запада налетает ветер ураганной силы, начинаются град, снег. Конопасевич поворачивает отряд к палаткам. И через день, 14 июля, Эльбрус отбил очередную атаку. А дошли на сей раз до высоты 4200 метров над уровнем моря. И снова лютует непогода.
Снова отход в лагерь. Лишь 18 июля удается предпринять новый штурм. Уже в темноте цепочка лыжников подтягивается к седловине. Выходим на нее по одному. Писарев пробует время от времени провести перекличку, но голоса приглушает вой и рев ветра.
Мы располагали в те времена горными лыжами “Телемарк”, но без окантовки и жестких креплений. На оледенелом склоне такие не держат. К тому же Егоров, провалившись в заметенную снегом трещину, сломал пополам одну лыжу. Положение, казалось, создалось безвыходное.
Ночь на седловине. Пронизывающий холод. Утром трое ослабевших участников уходят на “Приют одиннадцати”. Наша пятерка продолжает штурм, и вскоре ставим свои подписи под традиционной запиской: “Антушев, Волгин, Егоров, Писарев, Дербенев”. Восточная вершина достигнута спустя 32 часа после выхода из лагеря. Далось это нелегко, но мы были первыми, кто довел лыжный след до отметки 5621 м и смог спуститься отсюда на лыжах вниз до самых ледников”.
В 1932 году группа альпинистов и горнолыжников Кисловодска в составе В. Корзуна, В. Никитина, А. Еремеева организовала зимнее путешествие вокруг массива Эльбруса с восхождением на вершину. Маршрут проходил от Кисловодска к северному подножию Эльбруса, затем через перевал Кыртык-Ауш в селение Тегенекли, на перевал Бечо, в Местию и снова в Тегенекли, затем на Эльбрус. После успешного преодоления первой, наиболее легкой и как бы подготовительной, части маршрута начался штурм Эльбруса на лыжах. Однако из-за болезни участников и некачественного снаряжения группа на вершину Эльбруса не поднялась.
Летом того же года группа лыжников под руководством Г. Таежной пересекла южные склоны Эльбруса (без выхода на вершину) с “Приюта одиннадцати” на перевал Хотютау, сделав еще один шаг на пути горнолыжного освоения вершины Эльбруса.
Удачно была организована лыжная экспедиция московских спортсменов в марте 1933 года. На горных лыжах они поднялись к “Приюту одиннадцати”, спуск также проходил на лыжах. Аналогичное лыжное путешествие к “Приюту одиннадцати” в следующем году совершила группа харьковских горнолыжников.
Зимой 1933 года состоялась еще одна попытка лыжного восхождения на Эльбрус. Ее предприняли А.Гермогенов, Е. Абалаков, Д. Гущин, А. Малеинов, В. Корзун и др. К сожалению, это восхождение закончилось неудачно, группа не смогла достигнуть вершины.
Начиная с 1934 года в печати систематически появляются сообщения о нескольких восхождениях на Эльбрус ежегодно.
Советские горнолыжники пришли к единому мнению, что склоны Эльбруса в летнее и весеннее время являются замечательным местом для тренировок на горных лыжах, а поэтому многие спортивные общества проводят здесь учебные сборы горнолыжников.
Теперь Эльбрус, кроме альпинистско-туристского района, становится замечательным горнолыжным районом. Все чаще здесь проводятся чемпионаты по слалому и скоростному спуску на лыжах.
В 1939 году спортсмен-слаломист В. Гиппенрейтер с вершины Эльбруса до “Приюта одиннадцати” впервые в истории отечественного горнолыжного спорта совершил спуск на лыжах. Расстояние, которое обычно проходят альпинисты за 3—4 часа, он преодолел за 35 минут. Позднее это расстояние преодолевается уже за 25 минут чемпионом СССР по скоростному спуску на горных лыжах Р. Беляковым.
В зимнем сезоне 1935 года на склонах Эльбруса проводится первая лыжная альпиниада. В ней участвовали 36 сильнейших горнолыжников нашей страны.
Опубликовано: 21.01.2010
Источник: -