Поездка в Ханты-Мансийский автономный округ еще лет десять назад была нелегкой задачей. Тем, у кого деньжата водились, было проще: сел на самолет и через пару-тройку часов ты уже на Севере. А вот на поездах и прочих перекладных иной путник добирался в эти места несколько суток и со многими пересадками.
Сегодня в здешних краях с транспортной логистикой все в порядке. Расписания самолетов, автобусов, поездов и речных судов есть в интернете, там же – системы бронирования гостиниц. Только выбирай.
Вот уже лет десять регион официально называется ХМАО-Югра. Ведь Югрой в древности именовали территории на Северном Урале, где жили племена ханты и манси. История и современность здесь тесно соседствуют и по сей день.
Информации о тюменском Севере предостаточно и даже с избытком. Кроме того, как это часто бывает, данные не всегда структурированы, и крупицы нужных сведений находятся с трудом. Действительно, стоит попробовать набросать экспромтом некое подобие путеводителя по восемьдесят шестому региону Российской Федерации…
О политической и экономической географии
Итак, Югра входит в состав Уральского Федерального округа (УрФО) со столицей в Екатеринбурге. Столица же региона – город Ханты-Мансийск.
Разница по времени с Москвой – два часа. Денежная единица – рубль (шутка). Автономия округа означает, что здесь есть свое правительство, своя Дума, свои законы и, соответственно, бюджет. ХМАО входит в состав Тюменской области, наряду с Ямало-Ненецким автономным округом (89-й регион). Население Югры - порядка полутора миллионов человек. Лет двадцать, как тюменскую область с автономными округами образно называют «матрешкой». Больше таких «матрешек» в федерации не осталось, поскольку в РФ прекратили самостоятельное существование 6 из 10 автономных округов. При этом, Пермская, Камчатская и Читинская области сменили название на Края. В Югре постоянно идут досужие разговоры о том, что автономию вместе с Ямалом политически и экономически объединят с югом Тюменской области, включив в новый субъект и дотационную Курганскую область. Местные политики с пафосным негодованием регулярно опровергают достоверность подобных слухов. Однако, сторожилы пожимают плечами, мол, откуда здешним чиновникам знать все рецепты кремлевской кухни… Население, в принципе, опасается такого объединения: ведь тогда из субъекта уйдет еще большее количество налоговых платежей, оскудеют бюджеты, понизятся зарплаты, рухнут цены на жилую недвижимость…
Цены на жилье в ХМАО вполне могут поспорить с московскими. В Ханты-Мансийске старая «трешка» в обыкновенной пятиэтажке сегодня стоит где-то шесть миллионов рублей (для сравнения, в Кургане аналогичное жилье будет стоить 1,7-2 млн.). В Сургуте и Нижневартовске жилье не менее дорого. Но Северные цены всегда отличались своим кусачим характером…
Руководит Югрой вот уже три года женщина – Наталья Комарова. После ухода питерской госледи Валентины Матвиенко в Совет Федерации России – Комарова (если не ошибаюсь!) является одной из двух представительниц слабого пола, возглавляющих российские регионы. Вторая - губернатор Мурманской области - Марина Ковтун.
В Ханты-Мансийске официально проживает порядка семидесяти тысяч населения. Неофициально - где-то под сто, а может и больше. Но промышленные центры ХМАО – Сургут и Нижневартовск – гораздо населеннее. В Сургуте живет примерно в 5-6 раз больше югорчан, чем в столице региона. Нередко, и в прессе и блогосфере, приходится слышать высказывания о том, что Сургут более достоин звания окружной столицы. Идея переноса столичного статуса в Сургут не раз становилась предвыборной изюминкой здешних политиков. Поклонники Ханты-Мансийска в свою очередь кивают на пример Вашингтона и Нью-Йорка. Дескать, столицу США населяет всего шестьсот тысяч человек, однако, именно там расположены все органы власти, а не в Большом Яблоке. Так что, Ханты-Мансийск до сих пор успешно сохраняет свой столичный статус.
О нефтедобыче или черном золоте
Многим россиянам регион известен, прежде всего, своей нефтегазодобывающей промышленностью. Нефть здесь извлекают уже больше полусотни лет, и объем добычи превысил 10 млрд. тонн. Как повествуют различные официальные источники, в ХМАО добывается более половины всей российской нефти, а сам автономный округ занимает первое место в РФ по углеводородному сырью.
К сожалению, нефтедобыча в округе в последнее годы снижается. Примерно на один процент в год. Каковы бы ни были современные методы добычи (т.н. гидроразрывы нефтяных пластов, горизонтальное бурение скважин и т.д.), месторождения вырабатываются. Грубо говоря, скудеют. По словам работников «нефтянки», чтобы добыть одну тонну нефти, под землю необходимо закачать порядка семисот литров воды. Все это снижает рентабельность добычи, повышает, соответственно, себестоимость. Конечно, достать «на-гора» баррель нефти в болотах под Нефтеюганском или в пустыне Эмиратов – это, как говорят в Одессе, две большие разницы.
Однако нефтяники не унывают, возлагая большие надежды на нефть, расположенную в, так называемой Баженовской свите. Что это за штука такая? Образно говоря, – это глина, пропитанная нефтью. И просто такую нефть (как это было в период первых фонтанов, когда черное золото било из скважин на десятки метров) из такой глинистой губки не откачать. Нужны новые технологии, которые сейчас появляются и отрабатываются нефтяными компаниями. Но, опять же, пока все эти методы крайне дороги и не могут обеспечить рентабельного увеличения добычи. Хотя по прогнозам, баженовской нефти под землей по самым скромным подсчетам находится в разы больше, чем было выкачано за пять десятков лет.
На нефти в регионе завязано многое. За счет «черного золота» формируются бюджеты муниципалитетов, семьдесят процентов населения крупных городов работает на месторождениях или на предприятиях, так, или иначе, нефтянку обслуживающих. Те, кто живет, скажем, на Ставрополье, наверняка удивятся, но здешним работникам бюджетных предприятий раз в два года полностью оплачивается проезд к месту отдыха для всей семьи. На любом виде транспорта. Хотите слетать на Камчатку с женой и детьми? Счастливого пути.
Это социальные льготы, которые еще удается сохранить.
Нефть здесь, по большему счету, символ и мерило всего. Ей ставят памятники (кроме шуток, в Ханты-Мансийске на центральной площади вместо статуи Ленина установлена стела в виде нефтяной вышки, а в Нижневартовске воздвигнут мемориал газовому факелу), славят в песнях. Добыли очередную миллиардную тонну нефти: по всей автономии концерты, праздники, премии. Так уж здесь принято. Хотите совет?! Если думаете сойти за своего среди потомственных сургутян или нижневартовцев, то следует произносить: «дОбыча нефтИ»..
Хотя для кого-то нефть, ни много ни мало - подземный «демон», десятки лет, дышащий адским пламенем. Аборигены, зачастую, очень недовольны тем, как нефтяные компании влияют на территории родовых угодий. Но спорные ситуации улаживаются заключением компенсационных договоров между нефтедобытчиками и оленеводами.
«Визитной» карточкой просторов западной Сибири вполне могут стать газовые факелы, десятками горящие на месторождениях. Едешь на поезде ночью – нечеловечески завораживающее зрелище, что-то вроде пейзажей Мордора. Власти округа прилагают усилия, чтобы заставить компании погасить эти «климат-активаторы», отправив драгоценный газ (сырье для нефтехимической промышленности) на переработку. Но пока программа утилизации реализована лишь где-то на 85 процентов. То есть, остающиеся непереработанными миллиарды кубометров ПНГ (попутного нефтяного газа) обогревают атмосферу, заодно, оставляя тепловые шлейфы, видимые даже со спутников. Но есть и плюсы. По рассказам старожилов, горящие газовые факелы не раз спасали жизнь водителям, чьи автомобили заглохли в жуткий мороз на автотрассе.
О транспортной логистике и шаговой доступности
Если будущий покоритель Югры еще не заскучал от «политэкономического» экскурса, стоит рассказать о том, как же проще и дешевле добраться сегодня до Ханты-Мансийского автономного округа с «большой земли». Хотите совсем просто и быстро? Нет проблем. Езжайте во Внуково и садитесь на самолет. Примерно за 12-16 тыс. рублей Боинг или Аэрбас доставят вас в Ханты-Мансийск, Сургут или Нижневартовск за три часа лёта. Дольше будете добираться до аэропорта.… На час меньше лететь из Екатеринбурга или Тюмени. В общем, любой желающий сможет найти расписание в интернете. Цены на авиабилеты, в принципе, высокие, что в немалой степени связано с монопольным положением одной из авиакомпаний. К примеру, билет на рейс из Ханты-Мансийска в Екатеринбург может стоить и триста, и четыреста долларов в одну сторону. Как-то так сложилось, что «власть предержащие» на Севере не жалуют лоукостеров (лоукостеры или дискаунтеры: бюджетные авиакомпании вроде Sky Express», «Авиалиний Кубани» или «Авиановы», для клиентов лоукостера - полет за 20 евро из одного европейского города в другой – это не фантастика). Пока же авиапассажирам в ХМАО остается лишь мечтать о доступности авиаперевозок.
В том числе и поэтому, немало путешественников едет в Югру по земле. Если говорить о конкретной РЖД-логистике, то в ХМАО заходит три железнодорожных ветки. Главная - транзитная, везет путников из Тюмени, минуя Тобольск, и дальше, на Ямал. Одно из разветвлений после Сургута уходит на восток, практически до границы с Томской областью с конечной станцией в Нижневартовске.
Еще две дороги заходят в округ с юга, из Свердловской области, и заканчиваются тупиковыми станциями Усть-Аха и Приобъе. Последняя расположена практически на берегу реки Обь и прекрасно вписывается в здешнюю транспортную систему. В период речной навигации, пересев на «Метеор», - судно на подводных крыльях, - можно по воде, с относительным комфортом, добраться не только до райцентра Березово, поселков Игрим, Сосьва и Саранпауль (транспортные «ворота» к Приполярному Уралу), но и до столицы Ямало-Ненецкого автономного округа - города Салехард. А уже там, переправившись на пароме в город-спутник Лабытнанги, опять сесть… в вагон, идущий по самой северной железной дороге в стране. Но это уже другая «география».
Поезд из Москвы до Сургута идет где-то двое суток, при стоимости купейного места в 5,5 тыс. рублей. Но если взять билет за полтора месяца, РЖД обещает скидку на верхние полки аж до половины стоимости билета.
Очень активно развито в ХМАО вертолетное сообщение. Ведь несколько месяцев в году в десятки населенных пунктов Югры можно добраться лишь по воздуху. Потому что - болота. За билетами на винтокрылую машину жители отдаленных деревень записываются заранее. Число мест квотировано. Не успел – опоздал….
Еще двадцать лет назад на винтокрылых машинах собирали людей по утрам на работу и везли на месторождения. Сегодня это дороговато, да и сеть внутрипромысловых дорог удивляет своей протяженностью. Вообще, с вертолетами в округе связано множество историй и баек. Но реальность смеется над анекдотами. Например, на северных автомагистралях, в порядке вещей, встретить на обочине знак трехметровой высоты. Это информация для вертолетчиков, которым удобнее летать над автотрассами. Как говорится, облет запрещен….
Ну и конечно, автобусы. Сегодня этот вид пассажирских сообщений получил в Ханты-Мансийском автономном округе второе рождение. Омск - Ханты-Мансийск? Сию минуту! Уфа - Нижневартовск, Челябинск-Сургут? Добро пожаловать за билетами. До Москвы, правда, на регулярном маршрутном автобусе пока не добраться. Но и это вполне возможно.
Не стоит забывать и о речном транспорте. По воде и местное население, и гости автономии добираются во многие отдаленные населенные пункты. Туристы едут по реке, в первую очередь, к Приполярному Уралу.
В принципе, по Оби и Иртышу, зная схему пересадок и ночевок, вполне можно добраться от Новосибирска или Омска до Салехарда.
Но не стоит забывать, что речная навигация на Севере ограничена по срокам погодными условиями. Начинают суда ходить где-то в середине мая, заканчивают уже в октябре.
А вот автотрассы в Югре достаточно современные и открыты круглогодично. Все больше дорог в ХМАО напоминают немецкие автобаны, где редкая машина движется меньше ста пятидесяти. Так что, сегодня из Ханты-Мансийска до Екатеринбурга вполне можно «долететь» на машине часов за пятнадцать. Для Севера это быстро. Правда, есть и «древние» участки – например, между поселками Уват и Салым (отрезок пути на основной меридианной дороге, идущей из Тюмени на север области), - где до недавнего времени в разных местах еще вылезали из стыков старые бетонные плиты. Дорожники в последнее время активно меняют такое полотно, но многие водители все еще «гробят» на этих перегонах подвеску или рвут резину.
При этом продолжается строительство федерального широтного автокоридора Пермь - Томск. В принципе, и сегодня из Нижневартовска по зимнику (зимник — автодорога, для строительства которой снег уплотняют и разгребают грейдерами, а на реках намораживают ледовые переправы) многие водители напрямую добираются до Томска. В объезд же, через юг Тюменской и Омской областей, такой путь превышает две тысячи километров, что выходит втрое длиннее.
В 2010 году открылась новая дорога из Ханты-Мансийска через пос. Горноправдинск, сократившая расстояние до Тюмени на 300 км. Если раньше ближайшей к Ханты-Мансийску являлась железнодорожная станция Пыть-Ях, находившаяся в 248 километрах, после открытия горноправдинского участка, такой станцией стала Демьянка, что в 238 км. Но! От Демьянки до Тюмени уже на 250 км ближе.
О горах и равнинах
Географическое разнообразие в Югре прослеживается как в широтном направлении, так и по меридианам. Запад и северо-запад ХМАО знамениты, конечно же, красотами Уральских гор, восток округа - таежными массивами и болотистыми равнинами. На севере Югры, там, где уже граница с Ямалом, начинается тундра.
Еще в 70 – 80-х годах особо подготовленные путешественники, в суровых зимних условиях, доходили на лыжах от Приполярного Урала до побережья Карского и Баренцева морей. А это не одна сотня километров. В архивах, между прочим, об этом остались отчеты с описание продуктового пайка и температуры воздуха. Походы высших категорий засчитывались как спортивные победы. Сегодня, организованного туриста потихоньку возвращают на местные горные тропы. Такова политика по развитию местного, как его теперь называют - внутреннего туризма.
Но если, на Приполярном Урале глаз радуется сам за себя, то чем любоваться на восточных таежных и лесотундровых просторах? Ан, не скажите… Где-то здесь госзаповедник «Юганский», а рядом с Сургутом - археологический комплекс «Барсова гора».
Но все же, в отличие от Приполярного Урала, восток ХМАО для массового путешественника еще предстоит открыть.
По большому счету, туризм в Югре событиен. Тысячи россиян приезжают в Ханты-Мансийск на спортивные мероприятия международного масштаба. Массу гостей собирают кинофестивали, конференции и форумы, национальные праздники.
В перспективе, туроператоры внутреннего направления хотят предложить гостям Югры не только этнографические экскурсии. Подножья Приполярного Урала «украшены» сотнями шурфов, оставленных за долгие годы геологоразведчиками. Природа не скоро сможет затянуть эти следы вмешательства человека, и пока этого не произошло, почему не включить эти промышленные объекты в список достопримечательностей? На северо-западе ХМАО вот уже десять лет реализуется проект с красноречивым названием «Урал Промышленный – Урал Полярный». В рамках этой программы у подножья горы Неройка сегодня добывают кварц. В верховьях реки Хальмер-Ю построили золотодобывающее предприятие. Драгметалл, как и раньше, на местных реках в короткий летний период моют старательские артели. Чем не объект для посещения?
А с недавних пор, желающие могут приобщиться к, так называемому, «ойл-туризму», посетив нефтяные месторождения. Правда, режимный статус предприятий «нефтянки» не позволяет путешественникам особо капризничать. Что покажут, то и ладно. В Нижневартовске организаторы, к примеру, возят группы в местный учебный центр, где буровые установки являются лишь бездействующими макетами. Вообще, ойл-туризм здесь кругом. Можно просто выйти из машины и сфотографироваться на фоне оборудования на нефтяном месторождении. Хотя, если служба безопасности компании заметит фотосъемку – могут быть неприятности.
Недавно одна из турфирм включила в число достопримечательностей знаменитое озеро Самотлор. Зимой, положа руку на сердце, это мрачное однообразное место, с торчащими тут и там нефтяными насосами. Но как говорят экскурсоводы, именно здесь в июне 1965 года из разведочной скважины ударил фонтан небывалой мощности — более тысячи тонн нефти в сутки. Внутрипластовое давление было столь высоким, а нефть рвалась из глубин с такой силой, что нагревались стальные трубы. Положение самотлорского месторождения, в силу его стратегического характера, еще не так давно тщательно скрывалось на выходящих в России картах. Теперь же легендарное озеро спокойно можно найти и в Google Earth.
О национальной изюминке
Разумеется, ХМАО считается округом многонациональным. В период освоения нефтегазовых месторождений в эти края за рублем и романтикой съезжались специалисты-нефтяники из Азербайджана, Чечни, Башкирии. Сегодня в Югре живут уже внуки этих первопроходцев. Как говорится, большая многонациональная семья. А в большой семье без конфликтов не бывает. Но это уже другая тема. Живут в автономии и те, кого официально называют коренными малочисленными народами Севера (КМНС). В первую очередь, это ханты, манси и зыряне. Окружная политика пристально следит за соблюдением прав аборигенов: принята масса законов о КМНС, в местной Думе националы представлены собственной ассамблеей. Это значит, что за коренными северянами в представительном собрании забронированы отдельные депутатские мандаты. Развивающаяся туристическая политика региона всерьез настроена на интеграцию аборигенов в турбизнес. Речь идет не только о выплатах из различных финансовых источников грантов и денежных субсидий. Аборигенами осваивается этнотуризм. Это означает, что гости автономии уже не ограничатся одними лишь посещениями этнографических музеев, которых в округе безусловно великое множество. Например, музей под открытым небом в Ханты-Мансийске Торум Маа.
Появляются северные «минидиснейленды» - этностойбища, расположенные в тайге. Так, например, в Нижневартовском районе активно принимает гостей национальное предприятие «Карамкинское», где гости могут уже сейчас пожить в чумах, сходить с хозяином на подледную рыбалку. И вообще, провести пару тройку ночей без сотовой связи наедине с северной первозданной природой! Кстати, во многих деревнях Сургутского и Нижневартовского районов жители реально щеголяют по улице в национальных одеждах. А ездят в нартах, правда, прицепленных к снегоходам. И это не для туристов. Они так живут.
Для любителей горных лыж, хоккея и биатлона
Уже традиционно в марте в окружной столице проводится итоговый этап чемпионата мира по биатлону. В этот период гостиницы Ханты-Мансийска забиты настолько, что шальные заработки сами идут в руки хозяев частных квартир. Несколько лет, опять же в Ханты-Мансийске, проходят игры Континентальной хоккейной лиги (КХЛ) – национального открытого чемпионата. Местная команда называется «Югра». Посмотреть хоккей в окружную столицу съезжаются активно нижневартовцы и сургутяне. А вот на биатлон народ валит со всей России.
Не смотря на то, что большая часть Югры являет собой равнину, почему-то, в свое время, здесь принялись обустраивать горнолыжные комплексы. А как сделать гору в поле? Вопрос философский. И везде к нему подошли по-разному. Например, в Ханты-Мансийске два горнолыжных комплекса. Город стоит на холмах, но даже здесь насыпные работы серьезно ударили по бюджетному кошельку. Комплекс «Хвойный Урман» располагает единственным и достаточно крутым для начинающих горнолыжников спуском. Второй комплекс «Кедровый», более пологий, в том числе и по ценам аренды снаряжения.
Сургутская «горнолыжка», под названием «Каменный мыс», пусть и находится в 50 км за чертой города, в отличие от ханты-мансийских трасс, располагает примерно пятью спусками разного уровня сложности. Здесь обошлось почти без насыпных работ, поскольку топографы обнаружили приличное взгорье на этапе проектирования на старой топографической карте: оказалось, в одном месте восьмидесятиметровый склон имел перепад аж 60 метров! Не Домбай и не Урал конечно, но место у сургутян и нефтеюганцев популярное. Новый горнолыжный комплекс недавно появился и в Нижневартовске. Здесь 2-3 трассы, прокат инвентаря и гостиница, но от города крайне далеко….
О достопримечательностях и просто красотах
Здесь (в Югре) всего много. В Сургуте есть свой Биг Бен (знаменитая лондонская башня с часами). Построил местный эксцентричный бизнесмен под школу иностранных языков. Правда, часы вроде бы сломались, но башня уже стала неожиданным украшениям города.
В Ханты-Мансийске - бесподобный археопарк. Картинки можно посмотреть в интернете, но лучше - своими глазами!
В Березовском районе имеются настоящие многометровые водопады и горные озера, полные хариуса. В поселке Пойковский Нефтеюганского района поклонники моря устроили настоящий яхт-клуб. В этом же населенном пункте проводятся ежегодно шахматные международные турниры им. Карпова, куда сам чемпион мира часто приезжает лично.
Под Сургутом, в деревне Русскинская есть музей ….таксидермии! Официально учреждение называется, центром национальной культуры им. Ядрошникова. За двадцать два года основатель музея Александр Ядрошников своими руками изготовил около семисот чучел. Неожиданный музей, прямо скажем, для северной глубинки, тем не менее, в год это провинциальное учреждение принимает до 12 тыс. посетителей. Вход — 100 рублей.
Но еще неожиданнее посетить в суровых северных краях настоящий зоопарк. А он есть! Расположен на таежной базе отдыха. Основатель зоопарка - один из бизнесменов Сургута. Что там тигры и верблюды. Здесь есть страусы, кенгуру и павлины. Слона пока на эти широты не привезли, но дайте время...
Бывалые путешественники советуют посмотреть в ХМАО двухкилометровый автомобильный красавец-мост через Обь возле Сургута. Сооружение занесено в книгу рекордов Гиннеса, поскольку центральный пролет над судоходной частью реки – подвесной. Пролет протянулся на 420 метров, вся конструкция держится на одном пилоне. Движение по мосту открылось в 2000 г. До этого автомобилистам, возвращающимся на Север с «большой земли», приходилось пересекать реку либо на пароме, либо по зимнику, либо в железнодорожных «сетках». Рядом с мостом находится и небольшой музей, рассказывающий о строительстве объекта.
Еще один современный автомобильный мост находится в Ханты-Мансийске. Мост проложили через Иртыш и назвали «Красный Дракон». Десять лет назад «Дракон» связал западную и восточную части ХМАО. Теперь от Нягани до Нижневартовска можно добраться с комфортом примерно за половину суток.
К слову, это последний мост на всем обско-иртышском течении до самого Ледовитого океана. Хотя, говорят, существует проект мегамоста гораздо севернее, в районе Салехарда.
Очень любят в ХМАО сооружать памятники и скульптуры. И в каждом здешнем городке турист может полюбоваться на искусство, воплощенное в камне, чугуне и прочих материалах. Есть классика, но есть вещи и совсем абстрактные. Мол, что хотел сказать автор, сие уже ему самому неведомо.
С одним же из ключевых памятников, лет двенадцать назад, случилась и вовсе политическая загадка. Ночью власти Ханты-Мансийска, без всяких объяснений и предупреждений, демонтировали статую В.И.Ленина, стоявшую на центральной городской площади. Местные коммунисты протестовали так вяло, что чиновники на них не обратили особого внимания. Так что, ХМАО - едва ли не единственный регион в России, где на сакральном месте вождь мирового пролетариата отсутствует. А если кому интересно, то статуя пылится на территории частного коммунального предприятия…
О сувенирах и дикоросах
Турист всегда мучается вопросом, что привезти обратно домой, кроме традиционных магнитиков? Пусть для гостей Югры такой вопрос не стоит. Рыба, ягоды, белые грибы, кедровые орехи и целые шишки. Вообще, весь этот продукт здесь принято называть дикоросами. Везите домой дикоросы! Вкусно, полезно и экологически чисто.
Популярны рыбные консервы местных заводов. Например, щучьи… Муксун и стерлядь считаются деликатесными, но нередко бывают в продаже. Кто-то в восторге от знаменитой сосьвинской селедки, другим она покажется пресным подобием малосольной мойвы или кильки. На вкус и цвет… Оленина, лосятина и медвежатина. Все это можно увидеть в холодильниках местных магазинчиков.
Ягоды продают в сыром и замороженном виде, в зависимости от сезона.
Не хотите возиться с продуктами? Еще с советских времен здесь сложилась традиция дарить гостям пластиковые запаянные колбы с нефтью. Сувенир тот еще, но уходит на «ура».
Уезжающие из ХМАО поездом обязательно должны во время остановки выйти в Тобольске и побродить по огромному рыбному рынку на перроне. Ассортимент разнообразный. Главное, чтобы вместо муксуна вам не всучили щекура. Это разная рыба, хотя под пиво можно и не заметить.
Если останутся деньги после всех искусов Югры, купите национальную одежду или обувь, что шьется аборигенами из оленьего меха. И красиво и практично. В оленьих сапогах (кисАх или бурках, - как их принято здесь называть) любой мороз ногам не страшен. Но стоят дороговато – тысяч за десять. А если украшены узором, то подороже. Вообще, местные мастерицы украшать орнаментом одежду и обувь любят, хотя работа и требует крайней скурпулезности.
Наверное, как и любой другой регион России, Ханты-Мансийский автономный округ разнообразен и необъятен для постижения. Для туриста здесь все включено самой природой. Лишь бы приехал, не поленился. Конечно, все красоты и изюминки автономии, не втиснешь в прокрустово ложе даже самого подробного путеводителя. Тем более, что каждому путешественнику, посетившему Югру, придется писать собственную страницу в дневнике странствий. Пусть таких страниц будет все больше.
В Маастрихте представили коллекционную банкноту евро, посвященную Грузии, как родине вина
Самыми популярными местами отдыха россиян стали дача и садовый участок
Первый всероссийский фестиваль снежного человека пройдет в Удмуртии