Кама — матушка, Кама-река, Кама-красавица, Камушка — самая большая и самая главная река Западного Урала, крупнейший приток Волги, символ Пермского края. Водосбор этой могучей реки превышает площадь любого европейского государства, за исключением Франции. Неповторимы красоты ее берегов. С древних времен население Пермских земель гордилось своей «главной рекой», отдавало ей дань уважения, умело и бережно пользовалось ее ресурсами. И в настоящее время Кама — транспортная артерия, источник воды, энергии, рыбы и хорошего настроения. Длина Камы — 1805 километров. Русло Камы в верхнем течении очень извилистое и неустойчивое. Берега часто низинные и заболоченные. Принимая многочисленные притоки, Кама становится полноводнее, у поселка Гайны ширина Камы уже достигает 200 метров. Ниже Вишеры в Каму впадают крупные реки Пермского края: Яйва, Иньва, Косьва, Обва, Чусовая, Сылва. УСТЬЯ многих из этих рек при впадении в Камские водохранилища образуют протяженные заливы. Участок Камы от Перми до Чайковского сегодня представляет собой Воткинское водохранилище. На своем пути от истока до устья Кама пересекает территории двух областей, одного округа и трех республик. Причудливо петляя, несколько раз меняя направление течения, она образует дугу, похожую на карте на огромный вопросительный знак. «Кама» — название наиболее значительной реки Приуралья. В русских летописях оно впервые упоминается в 1220 году.
Исток Камы находится на покрытых лесом увалах Верхнекамской возвышенности, недалеко от удмуртского села Карпушата. У Камы два истока: Камский ключ, который вытекает несколькими струями из-под горы, и речка Быструшка, начинающаяся в полях за Карпушатами. В 300 метрах от истоков они сливаются. В краю староверов, в кезском селе Кулига берет начало уральская красавица Кама. Неутомимо и задорно журчит хрустальный родник в истоке Камы, образуя небольшую лужицу-озерко, по-местному - лыву. Здесь можно стоять одновременно на двух берегах великой уральской реки, правда, великой и мощной она станет, пробежав многие десятки километров. Из Удмуртии река уходит в Кировскую область, течет по ее территории 500 километров, затем её путь лежит к Перми. Наконец, сделав огромную петлю, вобрав в себя силу и воды тысяч родников и речушек, Кама возвращается в Удмуртию и далее на территории Татарстана впадает в Волгу. Кстати, до сих пор находятся желающие подвергнуть сомнению данный общепринятый факт: Кама впадает в Волгу или наоборот? Поводом для этого служит то, что длина Камы от истока до места слияния превосходит аналогичную длину Волги и что у места слияния Кама полноводней Волги. Не буду спорить о первенстве меж двух великих рек - обе они прекрасны и не так уж важно, кто в кого впадает. Мало меж ними отличий. Ведь даже всеми любимый фильм «Волга-Волга» снимали большей частью не на Волге, а именно на Каме, неподалеку от Сарапула.
Вопрос о происхождении данного географического названия до сих пор остается открытым. Есть мнения, что слово «Кама» образовалось от древнерусского «камы» — «камень». Или от зырянско-пермяцкого «камва», что означает «сильно пал», то есть «вода, имеющая сильное падение». Или от удмуртского слова «кема» — «долгий», «длинный». В середине XIX века было высказано мнение, что Кама одного происхождения с «Комму» — «Страна коми». Каму, как и Волгу, тюркские народы зовут Идел — «Река», и поскольку названия больших рек часто означают просто «Река», может быть, в названии «Кама» скрыт именно такой смысл. Тогда название «Кама» очень древнее и связано с каким-то неизвестным языком. Кстати, и в удмуртском языке есть слово «кам» — «река», но оно имеет вторичное происхождение от названия реки Камы. Согласно данной точке зрения, Кама — древний географический термин — обозначение реки, некогда общее для различных языков Евразии. Другая версия: в основе названия Кама лежит обско-угорское (хантыйское) «кам» — «прозрачный», «чистый», то есть Кама — «Чистая».
ЭТО ИНТЕРЕСНО, но само название - Кама — не уникально. Есть Кама — в Свердловской области, Кама — в Тюменской области и Кама — в Новосибирской области. Близки по звучанию названия некоторых рек севера России и Зауралья: Кемь — в Карелии, Кема и Кьяма — на Вологодчине.
Происхождение названия Камы теряется в невообразимых глубинах общечеловеческой истории, когда народы и их языки были едины. Также есть вероятность, что это название возникло еще тогда, когда люди именовали реки просто «вода», «река». Слово «кам» в древнейндийском языке значило «вода, счастье» и, возможно, попало в бассейн междуречья Волги и Камы с проникновением сюда индо-иранских племен. В этом случае неспроста название уральской реки Камы полностью совпадает с именем древнеиндийского бога любви Камы (по имени которого назван трактат «Камасутра»).
Много сказаний сочинил о Каме сам народ. Интересна коми-пермяцкая легенда о том, как река появилась: Жил был на свете богатырь Кама, однажды прогневалось небо на людей. Перестало посылать на землю дождь. Поникли цветы, пожухли травы. Стали погибать в лесах животные. Решил Кам спасти свой народ. Выдернул из Земли он могучий кедр, размахнулся им, как палицей, во всю ширь богатырского плеча и пробороздил глубокий ров на теле матери Земли. Заплакала мать Земля, и наполнился ров её чистыми слезами. Так потекла река Кама. И стала жить в ее водах Большая Рыба – образ из мифов вогулов-манси, древнего населения Пермского края. Весной она взламывает лед и гонит рыбу из низовий в верховья, приносит добычу, удачу и увеличение рода. Плывет она из верховий реки Чусовой по Каме и Волге к Каспийскому морю, где, согласно преданиям, находится страна предков, где исполняются желания. Четвертый год стартует в Перми фестиваль «Долгий путь Большой Рыбы реки Чусовой», и нацелен он на возрождение памяти об истории, народах и культурах Волгокамья, на формирование единого культурного пространства, основанного на общем прошлом и межкультурном взаимодействии.
Сама же Большая Рыба в этом году была удивительно театральной, яркой. Для перемещения Большой Рыбы два человека помещаются внутрь, а снаружи видны только ноги. По бокам у Большой Рыбы укреплены мешочки-чешуйки, куда все желающие складывают берестяные записочки с пожеланиями. Как рассказала руководитель фонда «Нанук» Надежда Окорокова, возможно, именно так и выглядела рыба-зверь из мансийского эпоса. Поначалу смущала некая театральность новой Рыбы. Но оказалось, что именно в таком виде она намного лучше воспринимается людьми и более удачно вписывается в формат городских праздников. А их у Большой Рыбы оказалось на пути следования очень много: творческие встречи прошли в Елабуге, Казани, Самаре, Саратове, Балаково, Волгограде, Астрахани, по рекам Чусовой, Каме, Волге. Каждый новый день вовремя пути Большой Рыбы стал попыткой связать прошлое и настоящее, дать возможность участникам и туристам погрузиться в историю, вовлечь их в реальные или реконструируемые события, обряды, праздники, научиться делать вещи из «прежних времен», словом, «примерить» прошлое на себя. Практически во всех городах презентация Большой Рыбы и изделий пермских мастеров стали основой для торжественных церемоний и этнографических праздников, и это несмотря на то, что теплоход останавливался в каждом городе всего на несколько часов. И везде Рыбу по-настоящему ждали. В Саратове и Чайковском праздники проходили прямо на причале, выступали народные коллективы, водили хороводы, работали ярмарки с участием местных мастеров. Оказалось, что Большая Рыба - настолько понятный всем символ, что даже не надо было говорить особенных слов. Ни у кого не вызывало сомнения, что если написать на кусочке бересты желание и отправить его с Большой Рыбой, оно непременно сбудется. Никому не надо было объяснять, что плывущая по реке Рыба – это символ дружбы, взаимопонимания, общения, единения. Многие выражали желание стать участниками нашего путешествия.
Фестиваль «Большая Рыба» дал уникальную возможность на целых две недели погрузиться в атмосферу творчества, гармонии и красоты, соприкоснуться с истоками народной культуры. А как повезло туристам теплохода «Козьма Минин», которые купили обычные туристические путевки и неожиданно оказались в самом эпицентре фестивальных событий. Часто в салонах звучала музыка, и показывались театрализованные представления с берестяными масками, сопровождавшиеся танцами и песнями угорских народов под звуки этнических музыкальных инструментов.
Выступления же ансамбля «Родные напевы» настолько успешно вписались в распорядок дня теплохода, что сопровождали не только дневные программы, но и ночные дискотеки. А самые прилежные туристы вернулись домой с солидной коллекцией поделок, изготовленных своими руками на мастер-классах, которые с утра до вечера проводили плывущие на теплоходе мастера. Команду фестиваля представляли: фольклорный коллектив из Сивы «Родные напевы» села Буб, этнические музыканты из Удмуртии «Поющая душа». Большая группа мастеров-прикладников, в том числе главные художники знаменитых российских промыслов «Хохлома», «Скопино», ЗАО «Труженица» (михайловские кружево и вышивка, Рязанская область), Ассоциация кружевниц Пермского края «Креатив-кружево», народные мастера Кудымкара и Соликамска, Екатеринбурга.
«Большая Рыба просит помочь Реке». В нынешнем году заглавный персонаж фестиваля-путешествия выступил не только в роли защитницы и пропагандиста культуры и истории разных народов, но и хранительницы Большой Реки, текущей от Урала до Каспийского моря. На улицах камских и волжских городов, а также в Интернете было распространено обращение древней как мир Большой Рыбы к жителям больших городов, где она просит вернуть Реке ее прежнюю красоту, чистоту и первозданность. Началт работать и сайт Большой Рыбы, где можно будет разместить свои идеи и проекты по изменению природной и городской среды, формированию экологического сознания. Не исключено, что эти предложения станут основой мероприятий фестиваля в 2014 году.
В Маастрихте представили коллекционную банкноту евро, посвященную Грузии, как родине вина
Самыми популярными местами отдыха россиян стали дача и садовый участок
Первый всероссийский фестиваль снежного человека пройдет в Удмуртии