Оренбуржье – регион специфический. Вроде бы и история в этих краях богатейшая, и места очень красивые: предгорья Урала, соляные озера. А туристический поток – в основном, из соседнего Казахстана. Да, не близко расположена область от российских центров – главных поставщиков внутреннего турпотока. И все же, попав сюда на 7-й Международный Форум «Оренбуржье – сердце России» и финал видео-конкурса «Диво Евразии», я попытался понять, можно ли заинтересовать массового российского туриста маршрутами города и региона в целом.
Сегодня Оренбург – не из самых крупных (население – немногим более полумиллиона человек) областных центров России. И, увы, не из самых раскрученных. Хотя предложить гостю тут есть что. Самый известный местный бренд – оренбургский пуховый платок: существует с XIX века, на многих международных выставках отмечен, с эстрад и телеэкранов воспет. Реально же представляют, что это за штука такая, даже в нашей стране немногие: лишь те, кому довелось его купить или хотя бы подержать в руках. Для большинства же это «герой песни», нечто, по догадкам, наверняка теплое (раз «согреет»), а может, еще и красивое.
На самом деле, и то, и другое, а еще и третье: платок из местной козьей шерсти, ко всему, и очень тонок, легок. Причем, вот ведь незадача, голландцы, мастера известные, увозили местных коз к себе, кормили, поили, лелеяли, но те (патриотки!) тут же обрастали на чужбине совсем не той нежной шерстью, из которой можно сделать именно оренбургского качества платок. В чем тут дело – то ли в здешних травах, то ли в самом воздухе родины, так никто и не понял.
В небольшом платочном бутике, которых по городу несколько, показали нам еще одну, не настолько известную местную технологию – оренбургскую паутинку. Она вообще-то красоты неописуемой: женщины любого возраста и вкусов от молодежного до традиционного у изделий из паутинки залипают надолго, а заканчивается все, конечно же, у кассы.
Это, что называется, вам, шопперы! Иная категория туриста – любители посмотреть-приобщиться. Им – в Оренбургский губернаторский краеведческий музей. Узнают много нового для себя. Особенно, если решатся на отдельную экскурсию в две небольшие комнатки, где хранится сарматское золото. Это результат археологических изысканий, начатых в 80-х годах прошлого века в этих краях, который потряс даже видавших виды историков, этнографов и других исследователей: золотых украшений в Филипповских курганах было найдено, во-первых, во множестве, а во-вторых, в почти идеальной сохранности. Находку признали открытием мирового значения. Сами же раскопки 30 древних курганов завершились недавно: в 2014 году. И подобной коллекции, ручаюсь, вы не увидите больше нигде в мире.
Да и экспозиция других залов музея гостя наверняка увлечет: чего стоят одни ее интерьеры, отражающие стиль и вкусы дворянского и купеческого быта позапрошлого столетия.
Кто-то из школьного курса помнит (а кто-то и не помнит), что в Оренбурге бывал Пушкин, собирая тут материал для своей «Истории пугачевского бунта». Но город был отмечен и другими весьма звучными в отечественной истории и культуре именами – Плещеева, Шевченко, Даля, Аксакова.
Пушкинская тема горячо любима оренбуржцами. В самом центре – трогательный памятник двум прогуливавшимся здесь некогда друзьям: Александру Пушкину и Владимиру Далю (тому самому автору знаменитого словаря). А неподалеку – подворотня, которую в Оренбурге сделали, по-моему, идеальным объектом показа: ее стены, расписанные здешними художниками в жанре граффити, демонстрируют всю многовековую историю города. Места, где, кстати, учился (да еще и познакомился с будущей женой) Юрий Гагарин. Которое посещали современные мастера искусств: Василий Соловьев-Седой, Ян Френкель, Мстислав Ростропович, Лев Дуров, Гарри Бардин, Аркадий и Борис Стругацкие, Юрий Энтин.
Центр города в целом как бы повернут в сторону прошлого: вдоль улиц – сменяемые экспозиции исторических плакатов, а архитектурные и скульптурные «реперные точки» напоминают о разных эпохах в городе, о первом губернаторе Оренбуржья Иване Неплюеве.
Ну, а вокруг, как водится, вывески современных сетевых брендов: торговых, отельных, ресторанных. В том числе и региональных. Так, отель «Золотой дракон» здешней «прокитайской» цепочки показался мне вполне комфортным и соответствующим международным стандартом. В двух популярных оренбургских ресторанных сетях «Зеленая горчица» и «Белая сметана» с одним, как нам тут рассказали владельцем, начинавшим еще несколько лет назад свой бизнес практически с нуля, но сумевшем ухватить за хвост «жар-птицу» гастрономических пристрастий посетителя, накормили нас по-русски обильно и вкусно.
Это все Оренбург сегодняшний. По которому можно неспешно пройтись, и, если не останавливать взгляд на пятнах убогого жилого наследия советских времен, вам попадутся даже и симпатичные исторические фасады.
Каков же он, Оренбург завтрашний? Отчасти это и не первый год существующий мост «Европа-Азия» через реку Урал. Потому что он сейчас ремонтируется и реновируется. И весной, есть надежда, вновь заработает. Здесь к этому времени должно закончиться благоустройство прилагающих территорий. Пустят опять и «межконтинентальный» фуникулер.
Также на весну 2018 года, на 9 апреля, по предварительным прикидкам (окончательное решение об этом будет приниматься «очень высоко») намечено открытие мемориального музея Виктора Степановича Черномырдина в селе Черный Отрог Гавриловского района Оренбургской области. Именно тут родился в крестьянской семье ставший со временем своего рода легендой (благодаря реальным и приписываемым ему цитатам, отмеченным простоватой, на первый взгляд, парадоксальной порой, но, по сути, глубинной мудростью) основатель и руководитель «Газпрома», а затем и Правительства России.
Еще при жизни этот недюжинной репутации политический деятель выкупил здание местного райкома компартии, намереваясь в нем создать Музей крестьянского и казачьего быта. Впоследствии его потомки с, конечно же, основательной поддержкой «Газпрома» и федеральных властей заказали еще и проект нового, пристроенного к старому, здания – собственно, нынешнего Музея Черномырдина. Проект этот сейчас почти полностью реализован, остались некие технические и косметические работы, и нам его показали пока почти что «по секрету». Впрочем, какие-то мероприятия с привлечением школьников и студентов тут же проводятся. А в дальнейшем музей намерены сделать крупным ивент-центром, познавательной и творческой площадкой. Благо, построен он с использованием последних, самых современных достижений архитектуры и музейного дела. Экспозиция, только часть, которой мы увидели (а сфотографировать разрешили нам еще меньшую ее часть – ту, что уже полностью готова) – по-настоящему интерактивная и яркая. Из виденного мною могу ее сравнить разве что с музеями Стокгольма или с московским Еврейским музеем и Центром толерантности, а это, я думаю, никто не сомневается, очень высокая планка.
И теперь оренбургским туристическим компаниям есть над чем подумать: ведь важно привлечь сюда не только местную учащуюся молодежь, но и интересующихся новейшей отечественной историей гостей из других регионов страны.
А стало быть, проблема, с которой я начал свой рассказ об Оренбурге, материализуется, обрастая вполне реальными направлениями продвижения региона.
В Маастрихте представили коллекционную банкноту евро, посвященную Грузии, как родине вина
Самыми популярными местами отдыха россиян стали дача и садовый участок
Первый всероссийский фестиваль снежного человека пройдет в Удмуртии