С этой территорией обычно ассоциируются сочетания: курская магнитная аномалия, курская дуга, курские соловьи. Может поэтому теперь регион и заявил себя как «соловьиный край». Правда глубокой осенью соловьи уже не поют, поэтому птиц мы слушали только с диска в автобусе, который возил на маршруте.
Курск встретил нас туманом, белым плотным облаком скрыв четкие контуры зданий. И эта своеобразная размытость, недосказанность, непроявленность сопровождала нас на протяжении всех дней пребывания на курской земле. Многое осталось в резерве….
Ноябрьский туман скрывает четкие виды улиц, только отдельные очертания зданий начинают знакомство с новым местом. Красивый смешанный стиль вокзала уже приятно удивляет и белыми пилястрами, обрамлением окон и прочими изысками архитектурных форм.
Первая улица, которая встречает гостей с вокзала носит название ВЧК. Позже мы едем по Дзержинского, Ленина, 50-летия Октября.
Советское прошлое еще очень чувствуется в Курске. И по названиям улиц, и по прямоугольным серым коробкам в центре. И по цветовой гамме приглушенных вывесок и фасадов. Но процесс обновления пошел. Реставрируется храм Воскресения Христова в Знаменском монастыре, есть в планах видоизменение центра города (особенно территории бывшего Кремля).
Та же улица Дзержинского ранее была Херсонской (по ней шла дорога в украинские места), Троицкого (в 1918 Лев Давидович еще был популярным нарком). Так что на фасадах впору писать под ныне существующем названием и старые тоже (как в Рыльске) с кратким изложением истории местной топонимики.
Да и наши остановки были точечные, у особых мест города.
Красивое здание бывшего Дворянского собрания – одно из красивейших в городе. Судьба здания связано с правлением трех российских самодержцев: при Александре II было построено, при Александре III восстановлено, затем в Николай II присутствовал здесь при открытии памятника своему отцу. После Великой отечественной здесь располагался гарнизонный Дом офицеров, теперь здесь вторая концертная площадка Курской филармонии.
На этом месте ранее также стояло здание театра, где из суфлера в артисты шагнул Михаил Щепкин, заменив заболевшего артиста и начав собственную творческую карьеру. Мемориальная доска на здании в честь сохраняет эту историю!
Чудотворная икона до революции хранилась в главном соборе Знаменского монастыря в Курске, а после 1917 года была вывезена за границу. Сейчас в этом храме находится точный список Курской Коренной иконы «Знамение», освященный на подлиннике.
В 1995 году возле Знаменского монастыря, где в главном соборе хранилась чудотворная икона, был поставлен памятный знак в виде арки с ее изображением. Большинство скульптур на курской земле – творения курского мастера Вячеслава Клыкова.
В семнадцатом веке, на месте Знаменского собора была городская крепость (макет ее есть в местном краеведческом музее). В 1612 году Курск был разорён польско-литовским войском гетмана Жолтовского. Устояла только крепость. Куряне посчитали это добрым знаком и заступничеством Божией Матери и дали обет построить здесь монастырь в честь Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение».
Новый собор был заложен в июне 1816 года как памятник победы в Отечественной войне 1812 года. И был досрочно освящен, чтобы принять траурную процессию с телом императора Александра I, направляющуюся из Таганрога в Петербург.
Длительное время собор являлся почётным местом хранения почитаемой чудотворной Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение», отсюда ежегодно совершался крестный ход с перенесением иконы «Знамение» в Курскую Коренную Рождество Богородичную пустынь.
Следующая остановка у Сергиево-Казанского собора.
До постройки современного храма на этом месте стояла деревянная одноэтажная церковь во имя Сергия Радонежского, в 1751 пожар уничтожил ее полностью. Расчищая пепелище, жители обнаружили неповрежденную икону. В знак этого события решено было построить на этом месте новый двухэтажный каменный храм: на одном этаже - храм во имя Преподобного Сергия, на другом - в честь Казанской иконы Божией Матери.
Есть версия, что 16-летний разрыв между освящением нижней и верхней церкви был связан с изготовлением иконостаса. В советское время на этаже была Областная картинная галерея и его закрыли фальшь-стеной. Это спасло деревянное чудо и теперь можно видеть иконостас именно восемнадцатого века.
К 250-летию со дня рождения преподобного Серафима Саровского рядом с собором была построена часовня.
Интересно.
Когда подрядчик строительства храма курский купец Исидор Иванович Машнин умер, то обязанности по подряду приняла на себя его жена Агафья; под её надзором в 1778 году строительство было окончено.
«Вместе с Агафьей как-то зашёл на самый верх строящейся колокольни её 7-летний сын Прохор Мошнин (будущий преподобный Серафим Саровский). Отлучившись от матери, он упал с высоты колокольни на землю, покрытую обломками кирпичей и мусора. Очевидцы случившегося не ожидали уже увидеть Прохора живым, но, к удивлению всех, мальчик остался невредим». Первое необычное явление!
Музей Г.В.Свиридова, единственный в России. Фатеж.
Открыт к 90-летию со дня рождения композитора. Находится в старинном особняке, где до революции первый и второй занимало почтово-телеграфное ведомство. На третьем были служебные квартиры. Одну из них (всего 14 кв.м) получил Василий Григорьевич Свиридов. Здесь, в декабре 1915 года и родился Григорий Свиридов.
На стендах в комнатах отражена жизнь и творчество композитора. Представлен первый музыкальный инструмент Свиридова – рояль фирмы «Беккер» (чудом сохранившийся!).
Интересно.
В двадцатом году (Григорию всего пять лет) мать его при выборе помощи семье выбрала рояль, а не корову. Она так верила в способности сына!
Вообще весь рассказ экскурсовода был во славу матери Григория, которая приложила много сил, чтобы дать возможность сыну заниматься музыкой. И затем переехать ради будущего детей в город Курск! Без денег, связей и жилья?!
Посещение такого музея особенно полезно семьям, чтобы родители прониклись и поверили в будущие способности своих детей. И развивали их. Несмотря ни на какие трудности!
Отреставрированный особняк бывшего почтово-телеграфного ведомства. На третий этаж вход со двора. Высокие ступеньки, высокий третий этаж.
Напротив главного входа установлен памятник композитору в обрамлении «музыкальной» оградки с нотными знаками мелодии Свиридова.
Бюст установлен к столетию композитора. Скульптор Игорь Минин.
По комнатам музея ходишь под музыку Свиридова, и это дополнительно создает настроение.Визитная карточка композитора – композиция «Время, вперед» (долгие годы заставка телевизионной программы «Время»). Мелодия к пушкинской «Метели» мне очень нравится, и хорошо, что последним аккордом, завершающим экскурсию, звучит именно эта изумительная музыка.
Усадьба Фета
В 1877 году Фет решил сменить обстановку и найти новое место для жизни и творчества. По всем параметрам подошло имение Воробьёвка в Курской губернии. «Большой дом на высоком берегу реки Тускарь, вокруг вековой парк в 18 десятин, за рекой — село с пашнями, 270 десятин леса в трёх верстах от дома».
Из воспоминаний Афанасия Афанасиевича. Иван Алекс. – управляющий у Фета.
«К радости моей, я вернулся с самым благоприятным ответом, и с этой минуты начались наши общие вслух мечтания. Не приискав нового пристанища, невозможно было продавать Степановки, и поэтому следовало прежде найти подходящее имение, в котором должны были сосредоточиться качества, противоположные степановским. Имение должно было быть в черноземной полосе, с лесом, рекою, каменного усадьбой и в возможной близости от железной дороги.
На другой день по приезде домой Иван Алекс. отправился по железной дороге на юг искать счастья.
Через два дня мы получили следующую телеграмму: «Подходящее имение близ Московско-Курской чугунки – 850 десятин за 100 тысяч нашел. Отвечайте, Курск». Ост.
Мы отвечали: «Кончайте, задаточные деньги получите банковым переводом из Москвы».
Дня через четыре вернувшийся Иван Алекс. рассказал следующее: «Конечно, я прежде всего бросился к нотариусам. И вот сижу я в Курске у нотариуса и рассказываю ему о своей задаче. В конторе случился какой-то мужичок: «Да вот, говорит, у нас по соседству сколько лет уж продается имение, какое вам надо, – сельцо Воробьевка наследников Ширковых. А продают его опекуны: граф Сивере, да еще барин Гришин – что ли, в Харькове их хорошо знают, да вот покупателей-то все нет. Земля у крестьян в аренде, лесу до 300 десятин; усадьба старинная, каменная; мельница на реке».
Сбегал я посмотреть имение в 25-ти верстах от Курска по нашей железной дороге. Имение мне понравилось. Я захватил деньги из банка и бросился в Харьков, где отыскал графа Сиверса, с которым мы тотчас кончили дело в два слова за 100 тысяч рублей и купчую пополам. Вот и домашняя расписка в получении пяти тысяч задатку. Купчая должна быть совершена 1 ноября».
На этом дело пока и остановилось, если не считать, что я, по просьбе Ивана Александр., все-таки проехал хоть мельком взглянуть на окончательно приторгованную уже Воробьевку.
Побывавши в парке, в лесу и осмотревши усадьбу, я остался весьма доволен покупкою, но никак не настоящим состоянием имения, к которому приходилось усердно прикладывать руки».
Отреставрированный барский дом. На втором этаже был кабинет Фета, напротив окон жена сажала розы, которые любил поэт. Из окна всегда была видна цветущая поляна.
Максимально воспроизведена обстановка дома. И мебель того времени. Есть в доме и оригинальные предметы, коими пользовался Афанасий Афанасьевич.
В Воробьевке Фет занимался и творчеством – подготовил и издал четыре выпуска сборника «Вечерние огни». А также писал воспоминания, которые позже были изданы. Книга «Ранние годы моей жизни» уже вышла после смерти Фета.
Интересно.
Мое открытие Фета как помещика, хозяйственника, коннозаводчика.
Как Афанасий обустроил Воробьевку: большой парк, вязы, ряды елей перед окном, вместо ямы – красивый уютный пруд, где на возвышенности можно посидеть на скамейках; дорожки, мостики. Так Фет занимался хозяйственными вопросами, что это приносило немалый доход (несравнимый с литературным творчеством). Из-за больных ног Фету была сделана повозка с запряженным осликом по кличке «Некрасов», на которой он ездил по своим другим хозяйствам, а также по дорожкам имения в Воробьевке. Вид из окон усадебного дома на террасы, спускающиеся уступами вниз, на поля за рекой.
Коренная пустынь
В тринадцатом веке у корня дерева местным жителем была найдена икона (поэтому и название – Коренная). После того как ее подняли, из этого места забил родник (так гласит легенда). Так началась история места – Коренной пустыни.
Икона Знамения пресвятой Богородицы появилась в трудные времена монгольского нашествия. Как Божий промысел помощи страждущим. На том месте обретения была поставлена часовня, спустя время - мужской монастырь Коренная пустынь.
История иконы очень необычна. Ее переносили в разные места, рубили с рассечением на две части, выкидывали в кусты, где они лежали длительное время (половинки потом нашли и при их соединении икона стала опять цельной!). Была она и царских палатах при Федоре Иоанновиче, скиталась по свету в двадцатом веке.
Во время Гражданской войны была вывезена из Курска «проехала» через ряд городов и 1 марта 1920 года на пароходе «Святой Николай» отбыла в Константинополь, откуда в Грецию, Сербию. Прошла через Германию, затем в США. С 1957 года икона пребывает в Синодальном Знаменском соборе Русской православной церкви за рубежом в Нью-Йорке. Раз в год икона приезжает на родную курскую землю.
Рассказ гида поучителен для понимания этапов развития курской земли. Медленно, но идут процессы: восстановление храмов, усадеб, появление новых музеев и прочих объектов, важных как для местных, так и для приезжающих гостей. Будем надеяться, что даже из-за рубежа икона способствует преображению курской земли.
Памятник «Воссоединение». Это скульптурное изображение патриарха Алексия II и митрополита Нью-Йоркского Лавра. В их руках образ чудотворной иконы «Знамение». Открыт в 1998 году, скульптор В.Клыков. Второе фото – памятник-фонтан, отображает историю находки иконы. Вокруг фонтана плиты, на которых изображен эпизоды истории Коренной пустыни.
Интересно.
Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, посетив возрождаемую Коренную пустынь в сентябре 1991 года, назвал её третьим духовным центром России наряду с Троице-Сергиевой лаврой и Дивеевской обителью преподобного Серафима Саровского в Нижегородской области.
На протяжении веков икона прославилась множеством чудес, среди которых - самоисцеление образа после рассечения его татарами, исцеление от недуга отрока Прохора Мошнина - будущего святого Серафима Саровского, чудесное спасение Знаменского собора от пытавшихся его взорвать злоумышленников. Список с этой иконы сопровождал русскую армию в победоносных походах А.В.Суворова и М.И.Кутузова.
При входе на территорию гостей встречает копия иконы Божией матери «Знамение». Чтобы было представление образа и лучшее понимание истории и иконы, и монастыря.
Собор Рождества Пресвятой Богородицы (по центру) стоит на том месте, где был и ранее воздвигнутый. Сохранилась фотография, на которой военные штаба Центрального фронта стоят у клумбы (храма уже не было). Слева - церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
На месте обретения иконы и там, где по легенде забил источник возведена церковь Иконы Божьей Матери «Живоносный Источник». Именно внутри неё сохранялись корни легендарного вяза.
Музей-мемориал «КП Центрального фронта».
Хорошо, что появился здесь на легендарном месте данный музей в развитие темы Курской дуги. Малое послание для перспективного развития большой темы на курской земле, ведь через два с половиной года - 80-летие Битвы.
На двадцатилетие Битвы сюда приезжал К.К.Рокосовский. Вспоминая военный период, он пожелал, чтобы память о таком сражении сохранялась. «И оптимально здесь сделать музей». – это из рекомендаций маршала.
Музейный комплекс, был открыт к тридцатилетию Битвы.
Здесь перечислены все соединения, принимавшие участие в Курской Битве в составе Центрального фронта.
Парк с военной техникой. На переднем плане зенитная пушка. Вполне возможно, что подобные защищали и командный пункт. Кстати, на территорию штаба не упала не одна бомба, и хоть во всех блиндажах был запасной выход, но воспользоваться им никому не пришлось.
Справа от танка – музей. Рядом, в двадцати метрах, вход в блиндаж штабного командования (воссоздан спустя двадцать лет после войны, правда землянка уже не в 7 накатов).
Воссозданный блиндаж К.К.Рокосовского. Во время войны штаб занимал 18 подобных землянок, реконструировали только одну.
Памятник Воину-освободителю на центральной аллее.
Музей Н.В.Плевицкой
Было много девиц Винниковых в селе Винниково. Но одна прогремела так, что вошла в историю как величайшая русская певица, именно ее величали «курским соловьем». И только ей посвятили музей на родине. Хотя, если честно, то про нее я узнал только когда готовился к поездке. Такая интересная биография, что впору писать романы и ставить фильмы. Или один, многосерийный.
Кто она – Надежда Васильевна Плевицкая
Родом из крестьян. С незаконченным образованием. С уникальным голосом меццо-сопрано. Ставшая такой знаменитой, что выступала при царском дворе: Александра Федоровна одаривала подарками, Николай II заслушивался «курским соловьем». Покровительство со стороны Леонида Собинова. Дружба и поддержка от Федора Шаляпина. На своей родине построила красивую дом-усадьбу. После революции в эмиграции. В Германии и Франции вторая волна популярности.
Трижды замужем. С последним мужем, генералом Белой армии Николаем Скоблиным затем стала агентом НКВД. Участвовала в похищении генерала Миллера. Арестована. Не помилована президентом Франции. Умерла в тюрьме в 1940 году. Ей было всего 56 лет.
Интересно. Штрихи биографии.
Девочка из крестьянской семьи. Прошла только два класса церковно-приходской школы. Будучи послушницей, пела в хоре Свято-Троицкого женского монастыря. Затем работает горничной в купеческой семье.Переезжает в Киев и поступает хористкой в капеллу А.В.Липкиной. Вскорости начинает выступать сольно, исполняя даже сложные партии. В балетной труппе Штейна знакомится с Э.Плевицким и выходит за него замуж. Именно под этой фамилией выступает солисткой в знаменитом московском ресторане «Яр».
В течение последующих пяти лет, уже под фамилией Плевицкая, молодая артистка пела в популярном «хоре лапотников» Минкевича, а затем в московском ресторане «Яр», где снискала громкую славу солистки — исполнительницы русских народных песен.
В 1909 году, в ресторане на Нижегородской ярмарке, Плевицкую услышал Леонид Собинов и организовал ей выступление в Московской консерватории. Познакомилась со многими известными людьми того времени. Подружилась с актерами Художественного театра и с Федром Шаляпиным. Затем часто выступала при дворе. Императрица Александра Федоровна подарила певице брошь с бриллиантами в форме жука. Среди почитателей таланта Плевицкой был и царь Николай II.
Стала получать очень крупные гонорары. Построила на родине большой красивый дом-усадьбу. В 1915-16 годах здесь снимались фильмы, которые позже были смонтированы в один («Агафья»). Во время Первой мировой войны, вместе со своим вторым мужем поручиком лейб-гвардии Кирасирского полка Шангиным, отправилась на фронт, где стала сиделкой в лазарете.
Настоящая «Плевицкомпания» началась в эмиграции, в Германии и Франции. В 1921 году вышла замуж третий раз, за участника Белого движения генерал-майора Николая Скоблина. Уже в 1930 вместе с мужем стала сотрудничать с иностранным отделом НКВД.
«В 1937 году была арестована и осуждена французским судом на 20 лет каторги за соучастие в похищении из Парижа главы РОВС генерала Евгения Миллера. А её муж, Николай Скоблин, бежал из страны и погиб в Испании.
Как рассказывал экскурсовод, во время похищения генерала Миллера, Плевицкая должна была в магазине заниматься покупками и ждать мужа, обеспечивая затем ему алиби. Но она не дождалась и уехала раньше. А Скоблин, приехав, долго искал ее в отделах. Алиби не состоялось. И последовал арест Плевицкой, бегство Скоблина.
Надежда Васильевна Плевицкая умерла осень 1940 года в женской тюрьме, в местечке Ренне (Франция).
Прекрасно оформленные помещения музея, огромное спасибо художнику-дизайнеру. Из оригинальных вещей присутствуют только осколки-обломки усадьбы певицы. Но интересный рассказ гида, оформление комнат, пение Плевицкой (сохранились еще записи удивительного голоса) - и готов интересный объект для приезда в село Винниково. Тем более, что это совсем недалеко от Курска.
Рыльск.
Древний город (упоминается в летописи с 1152 г.) расположен на обоих берегах реки Сейм, в ста от Курска. С населением чуть меньше двадцати тысяч лиц.
В городе сохранилось немало зданий XVIII—XIX веков. Названия улиц с упоминанием старого и нынешнего наименования, одно под другим.
Религиозные строения – все из XIX века: Успенский кафедральный собор — православный храм возвышающийся на площади; построен в 1811 году купцом 1-й гильдии И. Ф. Филимоновым; Покровский собор был возведён средствами купцов Шелиховых на улице Преображенской; а Вознесенская церковь (на углу улиц Луначарского и Ленина) возведена на проценты от акций Российско-Американской торговой компании из вкладов Г. И. Шелихова.
По маршруту идет посещение краеведческого музея, подъем на гору Ивана Рыльского. Остановка у памятника Г.И.Шелехову, посмотреть на Успенский собор и послушать музыку курантов колокольни.
Город с высоты Горы Ивана Рыльского. По центру видны недавно отреставрированные торговые ряды.
Т.н. Рыльское городище расположено на восточной окраине города, где р. Дублянка впадает в р. Сейм. Ранее на горе была крепость, отсюда в XII веке выступала дружина Игоря Святославича выступила на битву против половцев, о котором говорится в «Слове о полку Игореве».
Краеведческому музею уже более ста лет. Здесь много предметов искусства из национализированных дворянских усадеб бывшего Рыльского уезда.
Крестьянская изба в разрезе. Наглядно и показательно.
Интересно.
Бывая в городе Шелехов Иркутской области, никак не отождествлял название города с конкретным лицом, да еще из незнакомого мне Рыльска.
Григорий Иванович Шелихов (Шелехов) — русский исследователь, мореплаватель, промышленник и купец из рода Шелеховых, с 1775 года занимавшийся обустройством коммерческого торгового судоходства между Курильской и Алеутской островными грядами. В 1783—1786 годах возглавлял экспедицию в Русскую Америку, в ходе которой были основаны первые русские поселения в Северной Америке. Основатель Северо-Восточной компании.
Общий итог поездки. Чем удивила курская земля?!
Мы жили в отеле «Белая акация». Уютный гостеприимный отель с очень хорошей кухней. Не только сытный завтрак, но и был особый ужин - с гастрономическое представление блюд курской области. И это входит в меню ресторана отеля, проживающим можно заказывать как отдельные блюда, так и целый гастроспекталь! Из разных мест – разные вкусности: Картофельная друнька из картофеля с начинкой. Суджанские вареники с дырочкой (благодаря которой вода попадала внутрь и делала их очень сочными! И необычное блюдо из разряда сливных каш – «Сливуха» (каша пшённая с картофелем и луком). И это только малая часть что мы попробовали, меню включает еще множество блюд. И целые кулинарные изыски – большой обед, который готовили в Марьино для имама Шамиля; традиционный обед поэта Афанасия Фета.
Красивейшая усадьба Барятинских в Марьино. Ранее входило посещение ее в маршрут. После окончания ее реставрации нужно обязательно приехать и посетить.
Преображается усадьба Фета, значит после восстановления кухонного флигеля, появления гостевых домов и новых праздников тоже к повторному посещению.
Очень приятно удивил Музей Н.В. Плевицкой. Удивил в подходе и раскрытии темы. Замечательный художник-дизайнер сумел так оформить помещения! Создан прецедент. Показано как через оформительские моменты можно подать практически любую тему! На разных территориях?! На курской земле было столько лиц, событий, что благодаря найденному алгоритму оформления можно создать экспозиции, выставки, музеи ряду знаковых личностей: Рокоссовскому, Казимиру Малевичу, Щепкину и пр.
В поездке был удивлен малой подачей темы Битвы на курской земле. Мемориал в Курске, конечно, хорош, но его явно мало. Зато после поездки купил книгу Замулина «Курский излом», чтобы поглубже быть в теме.
После посещения Фатежа уже в Москве сходил на Новодевичье. К Свиридову. Вспоминая музей и те детали его биографии композитора, которых ранее не знал.
И прочитал воспоминания Афанасия Афанасиевича Фета. Полезно всем, кто планирует приехать в Воробьевку или на орловскую землю.
В Маастрихте представили коллекционную банкноту евро, посвященную Грузии, как родине вина
Самыми популярными местами отдыха россиян стали дача и садовый участок
Первый всероссийский фестиваль снежного человека пройдет в Удмуртии