«Живая Карта»: Сегодня уже подведены итоги 2018 года. Чем стал для вашей компании прошедший год и какие приоритеты в 2019?
Ромашкин С.А.: 2018 год был удачным для нашей компании и для внутреннего туризма в целом. Туристические события года- чемпионат мира по футболу и открытие Крымского моста. Первое вызвало огромные потоки как в города проведения чемпионата, а мост позволил нарастить турпоток в Крым почти на 20 %. Политика ФИФА не позволяет туроператорам активно участвовать в приеме туристов и денег мы заработали на чемпионате немного, но Крым - это наше традиционное направление и здесь финансовый результат нас порадовал. К сожалению, негативным результатом ЧМ стало уменьшение числа «классических», экскурсионных туристов в принимающих городах. Многие туристы перенесли свои поездки на 2019 год.
«Живая Карта»: Какие регионы России сегодня формируют «сферу интересов» компании?
Ромашкин С.А.: Топ-5 наших направлений: Краснодарский Край, Крым, Подмосковье, Кавминводы, Золотое Кольцо. Среди стран-соседей: Абхазия и Беларусь. Среди стран дальнего зарубежья, в лидерах - страны Балтии.
«Живая Карта»: Сергей Анатольевич, какие на Ваш взгляд, основные факторы, препятствующие развитию туризма в регионах?
Ромашкин С.А.: Перефразируя классика, все успешные регионы похожи друг на друга, все неудачники несчастливы по-своему… Единого набора проблем здесь не бывает. Россия огромна, здесь развиваются десятки видов туризма, для каждого региона, для каждого тура есть свои рецепты развития. Скажем, для любителей посмотреть северное сияние в Мурманской области строят домики-купола с панорамным остеклением, и от туристов отбоя нет. Зимой! В других регионах такие дома не приживутся. Проблема Камчатки- дорогие перелеты на вертолетах МИ-8, нужны небольшие экономичные машины. Общая проблема для всех регионов лежит в сфере маркетинга. Кто мои туристы? Где они? Зачем им приезжать в Воронеж, Ялту, Якутию и другие места? Как им помочь? Когда регион четко отвечает на эти вопросы- все движется успешно. Когда развитие туризма связывается с только прилетом богатых москвичей в какой-либо уголок страны - туризм там быстро заглохнет. Скажем, для Байкала основные поставщики туристов - Иркутская, Новосибирская, Кемеровская области, а вовсе не Москва. Надо ехать в эти области, там рекламировать себя, а не тратить деньги на выставки в Москве. Принято жаловаться на отсутствие денег в местных и региональных бюджетах, якобы не позволяющих развивать туризм. Я напомню, что один из лучших туристических проектов последних лет - Великий Устюг - вырос на очень небольших вложениях, основным драйвером была сильная идея. Нужны сильные идеи!
«Живая Карта»: В сентябре 2018 года туризм в нашей стране перешел в ведомство Министерство экономического развития Российской Федерации, в конце 2018 сменился руководитель Ростуризма. Что Вы ждете от этих изменений, и на что бы Вы посоветовали обратить им первоочередное внимание?
Ромашкин С.А.: Это было необходимое и своевременное решение. Вклад туризма в ВВП России оценивается в 3,5-4% и это очень много. Для сравнения, сельское хозяйство - 4,4%, Строительство - 6,5%. При этом внимания к этим отраслям на всех уровнях государственного управления- в разы больше. Мы надеемся, что Министерство экономического развития РФ и новое руководство Ростуризма придадут необходимый «вес» нашей отрасли экономики, запустят именно экономические механизмы стимулирования туризма. Среди первоочередных задач: законодательное дорегулирование туризма, включая механизмы защиты туристов, стимулирование инвестиций в туристическую инфраструктуру, продвижение России как турпродукта внутри страны и за рубежом.
«Живая Карта»: Давайте поговорим о продвижении. Какой бы крутой и классный продукт не создал туроператор, если о нем не узнает потребитель, продажи не состоятся. На что, по Вашему мнению, сегодня надо обратить большее внимание при формировании стратегии продвижения?
Ромашкин С.А.: Российский турпродукт - один из сложнейших в мире. Наши туристы путешествуют по 85 регионам, сотням городов, количество уникальных маршрутов, вероятно, превышает 10 000. Общее количество путешествующих (без пляжного отдыха) мы оцениваем в 20 млн. человек. В силу такой сложности турпродукта его информационная сложность должна быть соответствующей. Что есть на сегодня?
Ресурса, где туристы могли бы получать полную актуальную информацию о туристических возможностях России, планировать путешествие, бронировать услуги - пока нет.
Если отель уже можно забронировать посредством систем бронирования, то остальные элементы поездки - региональные экскурсии, музеи, в основном недоступны в он-лайне. Национальные туристические порталы VisitRussia (не работает) и Russia.travel посещались в феврале не более 150 тыс. пользователями, что крайне мало и соответствует нескольким тысячам реальных туристов. Для сравнения: сайт VisiDubai -2 млн в феврале, VisitScotland- 1.6 млн. Возможность бронирования услуг на наших порталах отсутствует.
Следующий информационный уровень - региональные и городские туристические ресурсы не соответствуют, в основном, современным требованиям, предоставляют скудную информацию, возможность бронирования туруслуг также отсутствует. Зачастую их даже невозможно найти в сети. Календарь туристических событий содержит мало событий (около 200 в год на всю страну).
Необходима современная информационная «упаковка» российского турпродукта. Российский турпродукт должен быть полным, актуальным, доступен из любой точки России и мира, 24 часа в сутки, 7 дней в неделю. Бизнес также работает над этой задачей, у нас около 1000 туров в продаже, но ее сложность чрезвычайно высока и вероятно, будет решена в рамках государственного-частного партнерства. Мы уже опоздали, вероятно, на 5-6 лет, и должны догонять. Конечно, это стоит денег, но это необходимые инвестиции в будущее внутреннего и въездного туризма.
Необходима отдельная государственная программа продвижения внутреннего туризма, рассчитанная только на российских туристов. На мой взгляд, схожее продвижение России для иностранных туристов и для российских непродуктивно. Въездной поток организован, сконцентрирован на 5-6 городах, 30-40 маршрутах, по объему (4-5 млн.) несопоставим с 40-45 млн. внутренних туристов. Средний возраст иностранных туристов превышает 50 лет, наших- около 35. Иностранцам интересны только столицы, российские туристы с удовольствием едут на праздник мыши в Мышкин. Наши туристы освоили самостоятельно тысячи маршрутов и сотни городов. Все эти маршруты и города слабо представлены (за исключением Москвы, СПБ, Сочи) в медиапространстве, в интернете. В основном их продвижением занимаются туристические компании. Да, как-то они рекламируются, но все это разрознено, эпизодично. Нам необходима системная ежедневная рекламная поддержка российского турпродукта внутри страны. Это позволит полнее использовать уже имеющиеся туристические объекты и ресурсы.
«Живая Карта»: В 2018 году туроператор «Дельфин» выступил официальным партнером федерального проекта «Гостеприимная Россия», в рамках которого на выставке ОТДЫХ 2018 прошли финалы всероссийских премий «События России» и «Маршруты России». Почему Вы решили поддержать эти проекты и что, на Ваш взгляд, необходимо изменить или дополнить в новом году?
Ромашкин С.А.: Мы считаем, что требуется постоянный поиск новых интересных маршрутов по всем регионам России. Это интеллектуальная и сложная работа, и нам хотелось поддержать участников премий «События России» и «Маршруты России». Это очень увлеченные люди, энтузиасты своего дела и настоящие знатоки своих регионов и городов. По каким-то маршрутам пройдут тысячи туристов, а где-то- десятки, но мы должны видеть это огромное разнообразие и пропагандировать путешествия по нашей стране.
«Живая Карта»: Туроператор «Дельфин» является участником многих выставок в Москве и за ее пределами. Что Вы ждете от участия на этих выставках и чего сегодня не хватает?
Ромашкин С.А.: На мой взгляд, выставочный «процесс» находится в некотором кризисе. Времена, когда тысячи турагентов приезжали в Москву, например, и уезжали с чемоданами каталогов- в прошлом. Что ценное мы можем передать агенту в цифровом мире? Мы видим, что посетителей (по крайней мере, на нашем стенде) становится меньше, вся работа идет в онлайне. Каталоги уже просто никто не берет… Надо думать о будущем, искать новые форматы, это сложно… Нужны новые идеи!
«Живая Карта»: Туристический бизнес, как живой организм, постоянно меняется. Меняется и облик туриста. Сегодня все большее количество людей планируют свой отдых самостоятельно. Как меняетесь Вы? Какой Вы видите свою компанию через 5 лет? Через 10?
Ромашкин С.А.: Любой бизнес жив, пока он может ответить на простой вопрос: за что турист платит мне деньги? Что хочет турист, когда он собирается в поездку? Вы не поверите, но 99% туристов, заходя к нам, отвечая на наш вопрос «что бы вы хотели?», говорят: «Я бы хотел хорошо и недорого отдохнуть». Кроме того, турист боится, что его обманут, что фирма, где он купил, обанкротится, что вместо пятизвездочного отеля ему подсунут избушку без звезд, и так далее. Можем ли мы дать ему то, что он хочет? Если перевести эти бытовые разговоры на профессиональный язык, турист хочет выбор – по цене, по географии, по срокам. Информация: он хочет знать, куда он едет, что это за отель, что это за курорт. Туристу нужна поддержка на месте, и у нас есть представители на курортах, которые могут решить самые разнообразные проблемы туристов. Мы можем гарантировать ему все услуги, входящие в тур, и именно это требует от нас закон.
Вот за это нам и платят деньги. За широкий выбор туров, нашу экспертную оценку, быстроту покупки, гарантии. Может ли турист все забронировать сам? Конечно, может. Но статистика показывает, что число таких туристов достигло равновесной точки и дальше не растет. Думаю, и через 5 и 10 лет мы будем работать, но часть нынешней работы уйдет в автоматический режим, к роботам.
«Живая Карта»: Какие Ваши прогнозы по рынку на 2019 год? Как могут измениться цены и спрос на основных внутренних направлениях?
Ромашкин С.А.: Результаты продаж за 1 квартал показывают примерно 12% рост на нашим основным направлениям, рост цен в пределах 7-8%. Мы рассчитываем на успешный год. Вероятно, прошлый год создал некоторый отложенный спрос на отдых, поскольку многие россияне потратились на футбольные поездки, в этом году мы ждем их в традиционных местах, не на стадионах, а на пляже.
«Живая Карта»: И в заключении, небольшой блиц-опрос. Назовите 5 наиболее популярных направлений на майские праздники 2019 года?
Ромашкин С.А.: Майские: Краснодарский Край, Крым, Санкт-Петербург, Подмосковье, Кавминводы
«Живая Карта»: Назовите 5 наиболее популярных направлений пляжного летнего отдыха 2019 года?
Ромашкин С.А.: Сочи, Анапа, Геленджик, Ялта, Алушта
«Живая Карта»: Назовите 5 наиболее популярных направлений санаторно-курортного отдыха 2019 года?
Ромашкин С.А.: Кавминводы, Краснодарский Край, Крым, Подмосковье, Белокуриха
«Живая Карта»: Назовите 5 наиболее популярных экскурсионных направлений 2019 года?
Ромашкин С.А.: Санкт-Петербург, Москва, Казань, Золотое Кольцо, Великий Устюг
«Живая Карта»: Где и как Вы предпочитаете проводить свой отпуск?
Ромашкин С.А.: Зима - горные лыжи, лето - пешие походы по Кавказу, пляж не люблю.
Редакция издания благодарит Сергея Анатольевича Ромашкина за уделенное время и интересную беседу.
Беседу вел Главный редактор интернет-издания по туризму и отдыху «Живая карта» (www.2R.ru) Алексеев Олег Валериевич.
В Маастрихте представили коллекционную банкноту евро, посвященную Грузии, как родине вина
Самыми популярными местами отдыха россиян стали дача и садовый участок
Первый всероссийский фестиваль снежного человека пройдет в Удмуртии