Российскому туризму хватает инвестиций, но не достает рекламы: интервью главы Ростуризма Владимира Стржалковского.
Руководитель Федерального агентства по туризму Владимир Стржалковский в интервью ИА REGNUM рассказал об основных проблемах развития внутреннего туризма в России, новых возможностях отдыха и работе регионов по продвижению своего туристического потенциала.
ИА REGNUM: Владимир Игоревич, расскажите об основных препятствиях на пути развития российского внутреннего туризма.
-Одной из основных проблем остается инфраструктура, повышение качества которой необходимо для развития экономики в целом. Нельзя считать туризм чем-то оторванным от экономики. Развитие инфраструктуры - это вопрос, прежде всего, государственный. За счет федерального бюджета следует решать такие вопросы как строительство и развитие сети дорог, аэропортов, энергетики... Казалось бы, легко построить объект в том или ином регионе. Однако сразу требуются получение дополнительных разрешений - на подключение к сетям энергоснабжения, водоснабжения, канализации. Когда дело касается пляжного туризма - необходимо строительство очистных сооружений, берегоукрепление, в горах требуются противооползневые работы, противолавинные системы. Все это инфраструктура, и ее развитие - это общегосударственная задача. Частное предприятие - будь оно крупное или мелкое - само решать такие вопросы не должно.
Другая проблема внутреннего и въездного туризма - это кадровый голод. Ситуацию в этой сфере пока могу охарактеризовать как негативную: несмотря на большое число вузов, которые готовят менеджеров по туризму, не смотря на огромное число желающих учиться и работать в это сфере, специалистов высокого уровня мало. Во-первых, недостаточно квалифицированных преподавателей. Многие из них пришли в вузы не после работы в сфере туризма, а переквалифицировавшись из преподавателей научных или, скажем, политических дисциплин. Во-вторых - налицо перекос: вузы готовят специалистов высшего звена, а не хватает - среднего. Последние востребованы, они нужны постоянно - и работодателям приходится готовить их на ходу, с колес, предпочитая иногда даже людей без образования, но со знанием языка. А менеджеры высшего звена, зачастую, остаются без работы.
Немаловажной проблемой российского туризма остается реклама. Внутри страны российские регионы должны активней рассказывать о том, что появились новые отели, новые горнолыжные трассы или SPA-комплексы, улучшилась инфраструктура. Обращаясь к населению, нужно активнее призывать к тому, что не стоит исключать наши предложения из своих перспектив на отдых. К сожалению, средств на рекламу выделяется недостаточно. Между тем, грамотная рекламная кампания настраивает одних на проведение отпуска в России, а других стимулирует к строительству новых объектов. Хотя недостатка в инвестициях не существует - как в российских, так и в иностранных. Находится хорошее место для строительства - отеля, курорта, трассы - земля сразу же раскупается по ценам иногда выше, чем за рубежом. СМИ, рассуждающие по-старинке, как бы привлечь деньги в развитие отечественного туризма, не вполне владеют ситуацией. Денег там больше, чем достаточно!
Высокая стоимость услуг также не способствует привлечению туристов. Мы с вами отлично знаем, что счет за обед в некоторых российских ресторанах оказывается подчас больше, чем, скажем, в парижских. Та же картина и с гостиницами. А конкуренция в российском гостиничном бизнесе пока не столь высока, чтобы цены снижались.
При всем при этом, перспективы развития туризма в России очень хорошие.
ИА REGNUM: Какие регионы являются наиболее прогрессивными в плане развития туристического продукта?
- В первую очередь, это Юг России - Краснодарский край, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия. Немного отстает Ставропольский край, что связано, в том числе, разногласиями между губернатором и Законодательным собранием. Хотелось бы, чтобы этот регион был более успешен, потому что потенциал у него отличный.
В России особое внимание к развитию туризма должны проявлять те регионы, которые находятся в географической близости либо к морю и горам, либо к иностранным государствам. Например, Калининградская область, с которой соседствуют страны, где проживают потенциальные туристы, Ленинградская область, куда едут гости из Скандинавии. В Поволжье должна быть прежде всего ориентация на внутренний туризм. Для этого нужно серьезно улучшать круизную систему: увеличивать парк судов, модернизировать причалы, углублять и производить очистку фарватеров... Пусть данное направление будет развиваться несколько медленнее, но уже сейчас много делается.
На Алтае предусмотрено создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа, поэтому сейчас местные власти активизировались в направлении развития туризма. Там есть красивейшие места, есть реальные возможности улучшить инфраструктуру. Но предполагать, что туда сразу поедут миллионы туристов, не стоит. В развитие туризма на Алтае нужно очень много вкладывать, решать те же кадровые вопросы. Власти настроены на такую работу, они видят в туризме серьезный элемент развития своего региона.
В целом, из региональных бюджетов ежегодно выделяется порядка 2,8 млрд.рублей на развитие туристической инфраструктуры.
ИА REGNUM: Каковы основные направления работы Ростуризма в деле увеличения внутреннего туристического потока?
- Ростуризм осуществляет разработку федеральных целевых программ и других нормативных актов, направленных на развитие туризма. Постоянно работаем с местными и региональными властями, с заинтересованными министерствами. Это большая, важная работа - запланировать, определить объемы финансирования, распределить доли финансирования между федеральным, региональными и местными бюджетами, определить процент частных инвестиций. Так, согласно программе "Юг России" из федерального бюджета в ближайшие 3 года будет выделено 18,3 млрд. рублей, есть также программы развития Забайкалья, Дальнего Востока и т. д. Мы рассматриваем поправки в действующие законы, проводим мониторинг реализации законодательных актов с целью их корректировки при необходимости. В текущем году был принят важный закон, касающийся финансовой ответственности туроператоров. Создаются нормативные акты, позволяющие объектам отрасли успешно функционировать. В частности, это касается системы классификации гостиниц и других средств размещения, которая разрабатывалась с учетом мирового опыта. Принята классификация пляжей, горнолыжных трасс. Систему классификации трасс - от зеленой до черной - мы вырабатывали совместно с владельцами горнолыжных комплексов и спортсменами, учитывая богатый опыт ряда стран, таких как Франция, Австрия. Этот вид отдыха должен стать цивилизованным. Сейчас у нас появляются новые современные трассы: Юг страны - это на Красной Поляне, Домбае, Приэльбрусье, Сибирь - Шерегеш (Кемерово), а также в Подмосковье, Ленинградской области и т.д.
ИА REGNUM: Работая с органами власти на местах, рекомендуете ли вы введение какого-то льготного режима налогообложения для инвесторов, намеренных развивать туристическую сферу?
- Таких рекомендаций мы не даем - это было бы некорректно. Преференции могут предоставляться регионами исключительно за счет собственных бюджетов. А если при этом средств не будет хватать на первоочередные нужды?
Кроме того, не всегда регионы прислушиваются к рекомендациям федеральных органов власти. Например, Владимирская область должна развиваться как туристический регион. Но не развивается. Потому, что губернатор не понимает, что туризм для него - важная составляющая регионального бюджета, и мало делает для его развития. Очень многое зависит от власти на местах. Отсутствие взаимодействия, административные барьеры - это проблема! А льготы - это не тот вопрос, на котором следует заострять внимание. Инвесторы говорят - не надо льгот, дайте землю под строительство, сроки согласований проектов сократите!
ИА REGNUM: Появились ли в последнее время новые направления туризма в России?
- Наш турист становится более требовательным: он уже многое видел и ему хочется новых впечатлений. Люди едут на дикую природу, сплавляются по горным рекам, посещают труднодоступные места - на Байкале, на Камчатке.
Как туристическое направление начинают осваиваться самые северные широты, Северный полюс. Без государственной поддержки, конечно, здесь не обойтись: необходимо решать вопросы с транспортом, с аэропортами, местами размещения, с предоставлением специальных условий для работы. На днях я вернулся из поездки на архипелаги Франца Иосифа и Шпицберген. Эта суровая красота природы и богатейший животный мир никого не могут оставить равнодушным. Пусть такое направление не будет массовым, но оно должно быть непременно.
ИА REGNUM: Перспективен ли для России агротуризм? В Белоруссии, например, сделали ставку на развитие именно этого направления.
- В определенной степени он перспективен и для России, но не надо переоценивать его значение. В Белоруссии моря нет, гор нет, очень привлекательных городов для посещения мало. В России же интересны все направления туризма, и сельский - только одно из них. Он будет перспективен в сельскохозяйственных регионах. Причем в этом случае потребуется финансовая поддержка: возможно, местным властям следует ввести льготный режим налогообложения для тех хозяйств, которые развивают агротуризм на своих территориях. Во многих странах так и делается.
ИА REGNUM: Как вы относитесь к тому, чтобы пересмотреть действующие туристические маршруты? Например, не так давно нижегородские власти заявили о намерении включить регион в "Золотое кольцо России"...
- Все эти маршруты условны. Как таковое включение - исключение из маршрута - не приведет к тому, что в город сами собой потянутся туристы. Нужны соответствующие условия! Хотя, как элемент продвижения, эта идея неплоха.
ИА REGNUM: Каким образом субъекты российского туристического бизнеса должны продвигать свой продукт?
- Набор средств продвижения обычен, но подход должен быть комплексным. Это реклама, в том числе наружная, газетные статьи, статьи в интернете, рекламные ролики, научно-познавательные фильмы, специальные программы, участие в выставках-ярмарках и так далее. Регионам следует организовывать рекламные пресс-туры с привлечением как отечественных, так и зарубежных СМИ. Средства на все это должны быть предусмотрены в региональных бюджетах. На федеральном уровне, что касается рекламы, возможен только комплексный подход: например горнолыжный отдых охватывает максимальное число регионов, таким образом, можно продвигать направление в целом.
ИА REGNUM: Вы сами отдыхаете в России? Могли бы порекомендовать какой-либо регион для посещения?
- Да, в России я отдыхаю. Однако делать сравнительную оценку регионов с точки зрения - понравилось, не понравилось, не считаю возможным. В каждом регионе страны можно найти что-то особенное и интересное, что заставит туриста снова и снова выбирать маршруты отдыха внутри своей страны.
Опубликовано: 31.10.2007
Источник: regnum.ru
По этой теме