Новые требования Гражданского кодекса к наименованиям компаний и другие изменения
Как сообщает Правовая комиссия Российского союза туриндустрии, с 1 января 2008 года начинает действовать 4-я часть Гражданского кодекса РФ, посвященная результатам интеллектуальной деятельности и средствам индивидуализации. С этого же момента вступают в силу некоторые изменения, внесенные в текст Гражданского кодекса РФ. Четвертая часть Гражданского кодекса впервые определила фирменное наименование юридического лица как самостоятельное средство его индивидуализации и, кроме того, привнесла ряд нововведений. Так, пункт 2 ст. 1473 ГК РФ вводит важное требование в отношении фирменного наименования - оно не может ограничиваться лишь простым указанием на род деятельности организации.
Как разъясняют юристы компании «Персона Грата», на практике это означает, что с 2008 года регистрационные органы будут отказывать в регистрации турфирмам с такими наименованиями как ООО «Бюро путешествий» или ЗАО «Туристические экскурсии». Помимо использования полных фирменных наименований в туристическом бизнесе широко распространена практика использования сокращенных наименований, а также наименований на иностранных языках. В этой связи, нужно учитывать, что сокращенные фирменные наименования, а также наименования на языках народов РФ и иностранных языках защищаются исключительным правом, только если они включены в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Право на сокращенное фирменное наименование будет принадлежать фирме, первой зарегистрировавшей сокращенное фирменное наименование.
Например, при параллельном сосуществовании турфирм «Региональное бюро путешествий» и «Ростовское бюро путешествий» и при отсутствии у обеих компаний зарегистрированного товарного знака право на сокращенное фирменное наименование «РБП» будет закреплено за фирмой, которая первой его зарегистрирует. Фирменное наименование юридического лица на русском языке может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или соответственно в транскрипциях языков народов Российской Федерации - за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму юридического лица (LTD, Joint Stock Company и т.д.).
В соответствии с п. 5. ст. 1473 ГК РФ орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вправе предъявить юридическому лицу иск о понуждении к изменению фирменного наименования, не соответствующего требованиям, установленным ч. 3 и 4 ст. 1473 ГК РФ. Кроме того, велика вероятность того, что налоговые органы будут поступать более радикально и станут отказывать во внесении изменений в учредительные документы - не будут вносить соответствующую запись в ЕГРЮЛ без изменения наименования фирмы в соответствии с новыми требованиями. Изменения в законодательстве, вступившие в силу с 1 января 2008 года, коснулись и договора коммерческой концессии: ужесточились правила регистрации этого вида договоров.
В прежней редакции п. 2 ст. 1028 ГК РФ содержалось требование к участникам концессии зарегистрировать договор в органе, осуществившем регистрацию юридического лица (т.е. в налоговом органе), однако серьезных негативных последствий нарушение этого требования это не влекло: стороны не могли ссылаться на незарегистрированный договор перед третьими лицами, но к недействительности договора это не приводило. Теперь же отсутствие регистрации договора коммерческой концессии в уполномоченном федеральном органе по интеллектуальной собственности (Роспатенте) во всех случаях приводит к ничтожности договора коммерческой концессии. Государственной регистрации подлежит и любое изменение договора концессии (п. 2 ст. 1036 ГК РФ в новой редакции).
Опубликовано: 10.01.2008
Источник: votpusk.ru
По этой теме