«Аэрофлоту» невыгодно работать с турбизнесом
Вчера коммерческий директор «Аэрофлота» дал пресс-конференцию, посвященную некоторым новшествам в коммерческой деятельности авиакомпании. Примечательно, что именно журналистам г-н Бачурин выдал ту информацию, которую с нетерпением ждут туристические компании.
Евгений Бачурин официально сообщил прессе, что с 1 апреля 2004 года «Аэрофлот» переходит на символическую комиссию агентам по продаже авиабилетов - $1 за каждый билет (подробный комментарий по этому поводу читайте в RATA-news от 17 февраля 2004 г.). Евгений Викторович не скрыл, что связано это с необходимостью сокращения расходов компании в непростых условиях нынешнего рынка авиаперевозок. Как и другие авиакомпании, «Аэрофлот» вынужден бороться за рентабельность своего бизнеса, а статья расходов на комиссию агентам – одна из самых крупных в бюджете перевозчика.
Фактическое обнуление комиссии именно с 1 апреля г-н Бачурин объяснил тем, что в период летнего спроса на билеты переход на новую систему работы будет менее болезненным для агентов. При этом «Аэрофлот», как подчеркнул его коммерческий директор, вовсе не ставит перед собой задачу вытеснения агентов, хотя и намерен в ближайшее время увеличить объем собственных продаж с 12% до 15%. Отменяя комиссию, авиакомпания одновременно повышает до 9% бонус за определенный объем продажи билетов. Кроме того, перевозчик планирует ввести схему стимулирования своих агентов с целью увеличения ими доли продажи билетов «Аэрофлота». В идеале, считает Евгений Бачурин, 60% всех продаж агента должны составлять билеты национального перевозчика и 40% - остальных авиакомпаний.
Вместо комиссии агент сможет взимать с покупателя билета разовый сбор, причем «Аэрофлот» пока не намерен вмешиваться в этот процесс. Вплоть до того, что перевозчика не интересует ни размер этого сбора, ни то, как он будет оформляться. Евгений Бачурин предположил, что агенты могут создать какое-либо объединение, например, в структуре Российского союза туриндустрии, чтобы отрегулировать величину разового сбора, а также разработать и утвердить единый бланк для его оформления.
По мнению г-на Бачурина, от новой системы взаимоотношений с перевозчиком агенты вполне могут выиграть: если сейчас их прибыль от продажи билетов составляет не более 0,5-2% от оборота, то с 1 апреля эта цифра с учетом бонуса вполне может составить 4-4,5%.
У «Аэрофлота» 340 агентов, в том числе 30% - в Москве. Пока обнуление комиссии касается только столицы, поскольку, по словам г-на Бачурина, региональный рынок агентских продаж еще слаб, и такое решение могло бы серьезно его подорвать. Кстати, на всякий случай «Аэрофлот» разработал специальную схему борьбы с попытками москвичей выписывать билеты через своих региональных партнеров. Если коротко, то московские агентства, которые захотят выписывать билеты в других городах, смогут делать это не через своих субагентов, а только в официально зарегистрированных региональных представительствах.
Отвечая на вопрос корреспондента RATA-news о политике собственных продаж «Аэрофлота», Евгений Бачурин сказал, что в кассах авиакомпании к цене нетто будет прибавляться сбор в размере 5% от стоимости билета.
Также отвечая корреспонденту RATA-news, г-н Бачурин признал, что остается открытым вопрос продажи билетов на «код-шеринговые» рейсы, в том случае, если иностранный партнер «Аэрофлота» продолжает выплачивать своим агентам комиссию. Кстати, он сообщил, что у авиакомпании есть рычаги воздействия на иностранных перевозчиков, которых «Аэрофлот» намерен склонить к изменению системы взаимоотношений с российским продавцами билетов по своему типу и подобию.
Евгений Бачурин подтвердил, что "Аэрофлот" рассматривает возможность перевода расчетов при продаже билетов на свои рейсы с доллара на евро, хотя понимает, что это увеличит стоимость билетов на 25-30%. По его словам, для регулярных рейсов такое возможно в сентябре-октябре текущего года - в случае получения большинства голосов по этому вопросу на конференции IATA, которая состоится нынешним летом. А вот что касается блочников, то авиакомпания уже начала соответствующие переговоры с турфирмами. По словам г-на Бачурина, подход к каждому держателю блоков будет индивидуальный – в зависимости от направления и истории отношений с туристической компанией. Коммерческий директор не исключил, что в каждом отдельном случае переговоры могут привести не к автоматическому переходу на евро, а к какой-либо средней цифре – «между сегодняшней ценой и нашим желанием», сказал г-н Бачурин. Он пообещал провести переговоры с турфирмами в короткие сроки, чтобы операторы успели сформировать цены на турпакеты к выставке Mitt-2004.
Евгений Бачурин подчеркнул, что наличие блоков мест на рейсах «Аэрофлота» - явление временное. Перевозчик не скрывает, что работает с блоками только на тех направлениях, где это помогает увеличить загрузку бортов. По его словам, увеличение загрузки всего на 1% дает перевозчику дополнительно $12 млн. в год. «Но на стабильно продаваемых рейсах мы, конечно, сделаем выбор в пользу дорогостоящих клиентов», - сказал г-н Бачурин. Он напомнил, что в прошлом году из-за разногласий с Alitalia «Аэрофлот» потерял в креслах на итальянском направлении, в связи с чем отказался от блоков – и получил хороший результат. Также год от года сокращаются и чартерные программы «Аэрофлота».
Евгений Бачурин определенно дал понять, что у национального перевозчика есть возможность диктовать туристическому рынку свои принципы ведения бизнеса, и отказываться от этой возможности «Аэрофлот» не собирается.
Опубликовано: 20.02.2004
Источник: RATA-news
По этой теме