Фингарантии: лед тронулся, но главные события еще впереди.
После непродолжительного перерыва депутаты и представители исполнительной власти вернулись к обсуждению проекта закона «О внесении изменений в статью 17.2 ФЗ “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации”». В минувшую пятницу прошло совещание авторов внесенных в начале сентября законопроектов – депутатов Владислава Резника и Александра Коваля, а также главы Комитета по экономической политике и предпринимательству Евгения Федорова с представителями Минэкономразвития, Минспорта и ФАС.
Всю предшествующую неделю министерства и ведомства с участием предпринимательских объединений вырабатывали общую позицию. Изначально ФАС и Минэкономразвития склонялись к варианту страхования ответственности по каждому договору о реализации турпродукта. Заместитель главы Минэкономразвития Анна Попова дважды собирала совещания по этому поводу, в том числе с участием страховых компаний, Всероссийского союза страховщиков и Росстрахнадзора. Также встреча со страховщиками прошла и в ФАСе.
Мнения представителей страхового бизнеса разделились. Часть поддержали идею перехода к страхованию по отдельным договорам, но большинство, в том числе ВСС и Росстрахнадзор, либо высказались против, либо заняли выжидательную позицию. По мнению президента Российского союза туриндустрии Сергея Шпилько, страховщики напрасно не хотят воспользоваться возможностью страхования по каждому договору. Конечно, и работы в этом случае прибавится, и операционные расходы вырастут. Но и доходы, мягко говоря, возрастут. Шутка ли, получить «процент» со всего выездного турпотока. Не говоря уже о том, что уровень реальной защиты потребителя в этом случае будет качественно иным. Во всяком случае, решается проблема достаточности средств для возмещения ущерба неограниченному числу пострадавших в потребительских конфликтах на туристическом рынке. Но авторы законопроектов, сами выходцы из страхового бизнеса, предпочли обсуждать проект, подготовленный Минспорта.
Правда, руководитель департамента по государственной политике в сфере туризма этого министерства Надежда Назина предлагала более дробную шкалу для компаний, занимающихся выездным туризмом: 20 млн. руб. для туроператоров с оборотом до 100 млн. руб., 30 млн. руб. для оборота до 300 млн. руб., 40 млн. руб. – до 500 млн. руб., 50 млн. руб. – до 1 млрд. руб., 100 млн. руб. – свыше 1 млрд. руб. А в итоге участники пятничного совещания сошлись на варианте шкалы с двумя «порогами»: 30 млн. руб. для операторов выездного туризма, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН), и 100 млн. руб. - для всех остальных.
Как пояснил RATA-news генеральный директор юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов, Налоговым кодексом предусмотрено предельное значение дохода предприятий, использующих УСН, в 20 млн. рублей в год. При этом Минфин каждый год устанавливает коэффициент-дефлятор, согласно которому в 2008 году сумма максимального дохода при «упрощенке» может составлять 26800 тыс. рублей. Конечно, на российском рынке немало туроператоров, для которых даже этот оборот недостижим. Однако обеспечить финансовую ответственность на сумму 26800 тыс. рублей все же легче, чем на 100 млн. или, тем более, 150 млн. рублей. Впрочем, по мнению г-на Мохова, показателю в 26800 тыс. рублей соответствует более чем две трети предприятий малого туроператорского бизнеса.
Что касается дифференциации финансового обеспечения для туроператоров, занимающихся выездным и въездным туризмом, то сам этот тезис возражений у участников совещания не вызвал. Но в отношении сумм финансового обеспечения некоторые разногласия остаются. Представители министерств, ФАС и РСТ считают, что требования к финансовому обеспечению туроператоров, специализирующихся на приеме иностранных туристов, следует приравнять к требованиям для туроператоров по внутреннему туризму. И то только потому, что большинство принимающих компаний работают и на внутреннем рынке.
Оппоненты этого варианта убеждают авторов законопроектов оставить для принимающих компаний финансовое обеспечение в размере хотя бы существующих 10 млн. руб., ссылаясь на то, что многие иностранные туристы покупают у российских туроператоров туры через интернет. Насколько такую позицию можно считать обоснованной, судите сами. Какие документы в этом случае получают на руки иностранные туристы, хорошо известно: не считая визы, дело, как правило, ограничивается ваучерами и проездными документами.
Идя на компромисс в отношении сумм финансового обеспечения, авторы законопроекта и Минспорта настаивают на введении дополнительных форм обеспечения ответственности туроператоров и контроля за их деятельностью. Прежде всего, речь идет о введении требований к минимальному размеру уставного капитала для компаний, работающих на рынке выездного туризма. По мнению Минспорта, он должен составлять 800 тыс. рублей. Хотя звучали на совещании предложения и об 1 млн. руб., и о совсем уж экзотических 20 млн. руб. В итоге, скорее всего, сойдутся на нескольких миллионах. Причем речь идет о предъявлении этого требования ко вновь создаваемым компаниям. Остальным депутаты, видимо, предложат установить переходный период в несколько лет, чтобы они привели свои уставные капиталы в соответствие с новыми требованиями.
Как разъяснил RATA-news Георгий Мохов, уставной капитал - это размер ответственности учредителя по возможным долгам предприятия. Он обеспечивается либо деньгами, либо оцененным имуществом. В первом случае эти средства не являются обременительными для бизнеса, поскольку не блокируются на счету и не выводятся из оборота, а могут использоваться на усмотрение компании. Но надо учитывать, что уставный капитал используется для погашения долгов только в случае банкротства фирмы. Если у банкрота нет имущества и нет денег на счетах, то претензии по долгам предъявляются ее учредителю в размере уставного капитала. Сегодня законом определен минимальный уставной капитал в 10 тыс. рублей – сумма небольшая. Повышение этой планки для туроператоров, по мнению представителей Минспорта, снижает вероятность регистрации фирм с целью мошенничества. Заинтересованы во введении такой нормы и страховые компании, особенно если в законе появится положение о регрессном иске с их стороны к туроператорам.
Наконец, Минспорта настаивает на введении единой регистрации турпутевок. Авторы законопроектов это предложение поддерживают, хотя техническая сторона его реализации толком пока не обсуждалась. И готовиться соответствующая поправка, вероятно, будет уже ко второму чтению законопроекта.
С учетом столь радикальных изменений концепции, законопроект логично было бы внести заново, скорректировав его на основе достигнутых договоренностей. Но не исключено, что депутаты захотят принять в первом чтении законопроект Александра Коваля, оговорив на заседании Госдумы основные направления его доработки ко второму чтению. Так что основные события еще впереди.
Опубликовано: 24.11.2008
Источник: Rata news
По этой теме