Три кризисные проблемы турбизнеса: спрос, банковские неплатежи и авиаперевозка.
Президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько на прошедшей вчера конференции «Кризис и меры Правительства РФ по его преодолению. Поправки к системе налогообложения малого и среднего бизнеса» (смотрите предыдущий материал номера), высказал три основных повода для беспокойства турбизнеса в условиях экономического кризиса.
Первый – потребительский спрос. Его совокупное снижение составило уже 30-35%, на некоторых направлениях – до 50%. Причем, деньги у людей есть, но они их придерживают, а на рынке царит состояние ожидания. Потребители ждут снижения цен, туроператоры и гостиницы – повышения уровня продаж. В ожидании активности потребителей авиакомпании откладывают решения по сокращению перевозки, усугубляя тем самым убытки туроператоров. Поскольку торможение спроса связано с психологическими факторами, стимулировать его трудно даже с помощью распродаж. По словам Сергея Шпилько, реальная картина отраслевого кризиса станет ясна к лету. «А сейчас мы надеемся, что выжидательная позиция клиентов и отложенный спрос конвертируется во всплеск покупок в середине и конце декабря».
Второй повод для беспокойства – банковские неплатежи. «Мы уже столкнулись с несколькими случаями неперевода туроператорских средств, что могло привести к срыву чартерных программ. Поэтому, пока не поздно, надо наводить справки о надежности «своих» банков и при первых признаках осложнений обращаться в надзорные органы и в исполнительную дирекцию РСТ. Решение такого рода проблем гарантировать мы не можем, но определенный опыт их урегулирования у нас есть», - сказал г-н Шпилько. Во всяком случае, он пообещал недобросовестным банкам мощную антирекламу в прессе, «иначе компания и ее клиенты могут пострадать не по своей вине». «Это срабатывает, проверено», - подчеркнул глава РСТ.
И третья проблема турбизнеса – авиаперевозка. Процессы, происходящие сейчас на авиарынке, его передел зачастую создают туроператорам безвыходные ситуации. Сергей Шпилько привел пример Хабаровска, где туроператоры традиционно ставили чартерные программы на базе авиакомпании «Дальавиа», которая сейчас прекратила существование – и этот региональный рынок остался без бортов. Другие перевозчики тут же воспользовались случаем и начали демонстративно диктовать хабаровскому турбизнесу неприемлемые условия сотрудничества. «Туроператор находится в полной зависимости от авиакомпании. Модернизация некоторых перевозчиков совпала с периодом кризиса на финансовом рынке и недостатком кредитных ресурсов. Результат – дефицит самолетов. Мы поддерживаем правительственную помощь российской авиации в 17 млрд. рублей. Но почему она адресована лишь 3-4 авиакомпаниям, причем с государственным участием? Ведь есть и другие».
Затронул Сергей Шпилько и вопрос ценообразования в условиях кризиса. В частности, он напомнил о коллективном обращении ведущих туроператоров по внутреннему туризму к участникам гостиничного бизнеса Краснодарского края, которые, невзирая на кризис, поднимают на следующий летний сезон цены на 20-50%. Интересно отреагировал на эту информацию Александр Починок, кстати, представитель в Совете Федерации от Краснодарского края. С одной стороны, он назвал позицию московских туроператоров картельным сговором, а с другой – правильной и своевременной мерой в условиях кризиса. По поводу сговора сенатору возразила президент компании «Ланта-тур вояж» Людмила Пучкова: «Санатории просят 100% предоплаты сезона уже сейчас, то есть фактически хотят кредитоваться за счет туроператоров, причем беспроцентно». Сергей Шпилько предложил в рамках январской выставки «Курорты и туризм» в Сочи провести «некое арбитражное мероприятие между туроператорами и здравницами, чтобы стороны могли высказаться». Александр Починок пообещал довести информацию до руководства края и поддержать переговорный процесс. Он сообщил, что губернатор Краснодарского края Александр Ткачев тоже недавно собирал антикризисное совещание и говорил, что нужно предельно гибко действовать в условиях кризиса.
И, разумеется, ни одна конференция турбизнеса конференции не обходится сегодня без обсуждения, пожалуй, самого злободневного вопроса – внесения поправок в закон «Об основах туристской деятельности». Как отметил Сергей Шпилько, консолидированные усилия отрасли, в том числе и «Опоры России», привели к серьезному достижению – принятию в первом чтении поправок, связанных с дифференциацией финансовой ответственности туроператоров. Теперь предстоит еще более серьезная работа по доработке закона. Несовершенство механизма разделения ответственности между туроператором и страховой компанией приводит к конфликтным ситуациям. Например, в Екатеринбурге зарегистрировано в общей сложности 219 обращений клиентов к страховщикам за возмещением ущерба за счет финансовых гарантий. После уточнения обстоятельств выяснилось, что обоснованные претензии были лишь у 10 человек.
Но финансовая ответственность – не единственная брешь в тексте закона. «Нарушен баланс прав и ответственности в трехсторонних отношениях туроператор-турагент-клиент», - считает Сергей Шпилько. Не случайно на конференции руководители турагентств сетовали, что закон противоречит Гражданскому кодексу, в результате чего турагентства страдают материально, если суды руководствуются отраслевым законом. Г-жа Пучкова предложила узаконить регулирование таких конфликтов путем введения аналогов «Франкфуртской таблицы», применяемой, например, в туриндустрии Германии.
Опубликовано: 11.12.2008
Источник: Rata news
По этой теме