Отели Москвы теряют клиентов и снижают цены.
Гостиничный рынок в Москве в четвертом квартале 2008 года показал рекордное падение спроса и доходности: по сравнению с аналогичным периодом 2007 года загрузка номеров снизилась на 14% (в декабре в среднем ценовом сегменте составила около 52%), а показатель RevPar (доход на номер, рассчитывается с учетом загрузки и средней цены продажи номеров) сократился на 13% (в декабре в среднем ценовом сегменте составил около 1,89 тыс. руб., в верхнем – 4-4,4 тыс. руб.), говорится в исследовании Colliers International.
Средняя цена номера (ADR), по мнению аналитиков, в октябре-декабре 2008 года выросла на 1,15%. Но в John Lasalle (JLL), также отметившем недозагруженность гостиничных номеров, напротив уверены, что в ноябре ADR впервые упала - на 4,5% в рублях и на 18% в долларах (до $315). «По предварительным данным, в декабре ADR также снизилась примерно на 15% в долларах», - отмечает старший вице-президент JLL Марина Смирнова. С 2002 года, говорит она, средняя цена номера всегда росла.
Показатели по году выросли только за счет первых трех кварталов, в течение которых гостиничный рынок в России еще не ощущал финансового кризиса, добавляют в Colliers International: RevRar увеличился на 13% против прогнозировавшихся 17%. В целом по итогам 2008 года загрузка гостиниц в среднем по рынку составила около 70%, ADR - 5,655 тыс. руб., RevPAR - 3,959 тыс. руб.
Падение спроса на столичные гостиницы началось в октябре, отмечают эксперты. По данным JLL, в верхнем ценовом сегменте (4-5*) загрузка упала в сравнении с октябрем 2007 года с 81,8% до 72%, в среднеценовом (3*) - с 83% до 71,9%. По подсчетам Colliers International, по сравнению с октябрем 2007 года загрузка в среднем по всем сегментам упала на 5%. Эта тенденция усилилась в ноябре, несмотря на наступление сезона высокого спроса: по данным JLL, в верхнем ценовом сегменте загрузка составила всего 61% (против 75,2% в ноябре 2007 года), а для категории 3* - до 63% (78%). В декабре загрузка в высоком ценовом сегменте, по предварительным данным аналитиков, составила всего 55% (в декабре 2007 года - 66,3%), а для 3* - 51% (70%).
Такая ситуация сложилась в Москве несмотря на то, что последние несколько лет в столице наблюдается острый дефицит гостиничных площадей и она была признана одним из самых дорогих городов мира по стоимости номеров. На середину 2008 года эксперты оценивали дефицит в люксовом сегменте в 1 тыс. номеров, а в среднем - 8–9 тыс. номеров. Мэр Москвы Юрий Лужков в 2004 году принял программу размещения гостиниц в Москве до 2010 года, по которой должно было быть построено отелей общим количеством номеров 61,66 тыс., в основном нелюксового сегмента. Сейчас, по данным Росстата, общий объем номерного фонда столицы составляет около 34 тыс. номеров. Из них «современного формата» (4-5* и реконструированные 3*) не более 10 тыс., отмечает г-жа Смирнова. Она добавляет, что с 2004 года по сегодняшний день открыто отелей с фондом около 2,5 тыс. номеров, при этом количество выбывших номеров было более существенным: в 2006 году закрылась гостиница «Россия» (3,5 тыс. номеров), в 2007-м — гостиница «Украина» (1017 номеров). В 2009 году также ожидается ввод гостиничного фонда меньше запланированного: прирост должен был составить 2,5 тыс. номеров, но уже сейчас новый фонд уменьшен более чем вдвое.
Даже хорошо, что новые гостиницы будут открываться медленнее, «потому что падение загрузки и доходности в 2009 году, очевидно, продолжится», считает Марина Смирнова. Она прогнозирует загрузку в январе ниже 50% (в январе 2007 года в сегменте 4-5* загрузка была 52%, 3* - 63%), что сравнимо с уровнем послекризисного 2001 года. В худшем случае, говорит она, к апрелю стоимость номера может снизиться на 25-30% в долларах и на 7-10% в рублях.
«Мы ожидаем тяжелый год: первые два квартала покажут дальнейшее падение спроса, а потом начнется постепенная стабилизация», - считает заместитель генерального директора гостиницы «Балчуг Кемпински» Александр Бобылев. Он отмечает, что в октябре-декабре 2008 года ООО «Балчуг» получила доход на 20% меньше, чем ожидалось, по большей части за счет уменьшения числа частных туристов, которые составляют самую дорогую клиентуру. «В сентябре-октябре кризис еще не сказался на въездном рынке, но в ноябре и декабре поток резко сократился. Отели слишком поздно отреагировали на ситуацию, пересмотрев расценки только к концу декабря», - сказала «Коммерсанту» генеральный директор туроператора «Тари Тур» Марина Левченко.
Опубликовано: 22.01.2009
Источник: RataNews
По этой теме