Возможные сценарии «кризисного» развития туристической отрасли.
Туристическому бизнесу, как мировому, так и отечественному, не удастся избежать негативных последствий финансового кризиса. Согласно последним данным, спрос на туруслуги в нашей стране уже снизился на 30%. Об этом шла речь на семинаре «Экономический кризис в России: возможности и угрозы для российского туризма», состоявшемся в рамках второго Петербургского международного workshop.
Как рассказала в своем выступлении исполнительный директор Северо-Западного отделения Российского союза туриндустрии Юлия Рыбакова, до кризиса российский туристический рынок характеризовался как один из наиболее быстрорастущих, несмотря на то, что в 2007 году дефицит платежного баланса по статье «Поездки» в России составил более 10 млрд. долларов. За последние пять лет среднегодовой прирост выездного турпотока составлял порядка 13%. Это очень высокий показатель более чем в два раза превышающий динамику роста турпотоков на мировом рынке в целом.
Сегодня принятие решений для бизнеса происходит в ситуации высокой степени неопределенности. По результатам исследований РСТ, большинство турфирм свидетельствуют о напряженности на рынке и отсутствии глубины продаж, туристы предпочитают покупать тур за неделю до выезда. В результате удорожания доллара относительно рубля повысилась стоимость зарубежной турпутевки в рублях при удешевлении в валюте. Постоянное повышение доллара и евро перекрыло снижение цен на топливо, и это не позволяет упасть рублевой цене на путевки. В этой ситуации становятся интересными развивающиеся рынки (Россия, Индия, Китай), где происходит девальвация местной валюты и соответственно снижается стоимость туров. Ключевыми временными точками для принятия решений туроператоры называют март, апрель - заключение договоров и май - результаты принятых бизнесом решений.
В этой связи эксперты РСТ рассматривают два возможных сценария развития ситуации на рынке. Оптимистичный: произойдет снижение спроса на 15-20%, что не окажет сильного влияния на рынок в целом. Возможно, фирмы просто смогут заполнить финансовый пробел сокращением каких-либо расходов и остаться, например, на уровне 2007 года. Пессимистичный: падение рынка на 35-40%, что приведет к более серьезным последствиям для рынка. Возможно сокращение количества игроков на 10-15%. Некоторые туроператоры давно работают в минус, но за счет наращивания оборотов и получения дешевых кредитов большинству из них удавалось оставаться на плаву. При 35-40% падении рынка покрыть их убытки будет невозможно.
Чего же нам ждать?
Кризис санирует ряды туристической отрасли. Возможно, произойдет консолидация крупных игроков. Крупные компании смогут играть на перепадах цен на разных рынках, разнице валют и за счет больших объемов предлагать более низкую цену. По другим прогнозам, пострадать, в первую очередь, могут именно крупные туроператоры, которые пользуются банковскими кредитами. Как следствие – количество туров, предлагаемых на рынке, значительно сократится. Кроме того, отказ в кредитах может привести некоторых операторов к серьезным сложностям в работе. Малые и средние компании смогут выжить и остаться на рынке за счет более высокой мобильности и способности быстрее приспосабливаться к меняющимся условиям, тогда как у крупных цена ошибочных действий будет намного выше.
Демпинговать в ближайшее время будет невыгодно, туроператорам придется работать на грани рентабельности. Количество отелей и перевозки им придется сократить, а значит спецпредложения если и будут появляться, то редко, да и скромнее, чем ранее.
Скорее всего, в ближайшие один-два года нас ждет появление нескольких туристических холдингов, объединяющих все звенья производства турпродукта. Такой вариант организации бизнеса позволит контролировать все элементы и сэкономить - понизить себестоимость туров за счет вертикальной интеграции, повысить эффективность продаж, используя собственную схему реализации. Тогда туристам будет легче решать возникающие проблемы, ведь сейчас из-за несовершенного законодательства отношения между представителями разных уровней размыты и нарушен баланс ответственности участников рынка.
Как изменятся стратегии поведения потребителей?
Современный человек не может не отдыхать и не путешествовать, потому что уже не мыслит без этого своей жизни. Туристический рынок всегда будет оставаться на плаву, но при этом туркомпаниям придется учитывать ряд особенностей поведения клиентов в кризис. Слухи и ожидания - очень важный фактор на рынке, постоянное обсуждение кризиса снижает глубину продаж. Кроме того, следует учитывать, что в подобный период туристы начинают экономить: едут на меньший срок, в «низкий» сезон, то есть возрастет интерес к низкобюджетному отдыху и внутреннему туризму.
Большинство туроператоров сходятся во мнении, что в экономически нестабильные периоды хорошо продаются самые дорогие и самые дешевые туры. Компании подстраиваются и делают ставку именно на эти сегменты, а в ассортименте отелей уменьшают количество «четверок» и увеличивают число бюджетных «троек».
Турфирмы предлагают не наращивать усилия по организации групповых программ с оплаченными блоками мест на чартерных рейсах и заранее забронированными гостиницами, а уменьшить риски с помощью выделения индивидуальных туров как приоритетного направления. Тренд индивидуализации будет увеличиваться с выходом на рынок нового поколения потребителя, владеющего иностранными языками и интернетом.
Опубликовано: 04.02.2009
Источник: RataNews
По этой теме