Выставка Альбрехта Дюрера в музее-заповеднике «Спасское-Лутовиново»
15 июля 2011 года в выставочном зале музея-заповедника «Спасское-Лутовиново» начинает работу выставка «Великие мастера гравюры. Альбрехт Дюрер. Из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина»
Лучшие листы великого мастера эпохи Возрождения представляет из своего собрания Государственный Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Живописец, рисовальщик, гравер, гуманист, ученый, Дюрер был одним из наиболее разносторонне одаренных людей своего времени, являя пример того самого “uomo universale”, «совершенного человека», который был идеалом эпохи Ренессанса. Помимо искусства, он изучал математику и механику, строительное и фортификационное дело, он первым в Германии попытался применить в искусстве свои научные знания в области перспективы и пропорций, он был единственным немецким художником XVI века, оставившим после себя литературное наследие. Необычайная художественная одаренность и разносторонность знаний позволяют поставить Дюрера в один ряд с такими прославленными мастерами Возрождения, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль.
Графика занимала в творчестве Дюрера не меньшее место, чем живопись. Его серии «Апокалипсис» (1498), «Большие страсти» (1498—1511), «Жизнь Марии» (1500—1511), три «мастерские» гравюры («Св.Иероним в келье», «Рыцарь, Смерть и Дъявол», «Меланхолия» (1513—1514)) являются подлинными шедеврами графического искусства эпохи Возрождения.
Дюрер стал первым немецким мастером, в творчестве которого проявился интерес не только к резцовой гравюре на меди, но и к гравюре на дереве — до него мастера отдавали предпочтение одной из них. И та, и другая техника были значительно усовершенствованы художником, что позволило поднять гравюру до уровня высокого искусства, к которому раньше относили только живопись и скульптуру. Гравюры Дюрера пользовались большим успехом в среде ренессансных гуманистов, художников и вообще любителей искусства.
Наследие художника необычайно богато и по сюжетам, и по жанрам (иллюстрация, портрет, бытовая тема, декоративная гравюра); показываемые на выставке листы дают полноценное представление обо всем разнообразии творчества мастера.
Собрание гравюр Альбрехта Дюрера в ГМИИ имени А. С. Пушкина включает большое количество отпечатков его времени. Оно составлялось на протяжении второй половины XIX и начала XX веков из разных петербургских и московских коллекций. Значительная часть гравюр Дюрера поступила из московского Румянцевского музея. В основе этой коллекции лежало собрание К. И. Рюмина, переданное в Румянцевский музей еще в 70-е годы XIX века. Большая часть гравюр на меди была получена в 1918 году от наследников известного московского собирателя Н. В. Баснина. Сохранившиеся в отдельных случаях знаки собирателей свидетельствуют о первоначальной принадлежности гравюр известным западноевропейским собраниям, таким как Фюссли, Артария и другим.
Выставка продолжит свою работу до 30 сентября 2011 года.
Опубликовано: 14.07.2011
Источник: Отдел туризма Орловской области
По этой теме