Туризм: определиться с приоритетами
Подходит к концу программа Федерального агентства по туризму РФ (Ростуризм) по продвижению российского турпродукта в 2011 году, в рамках которой с 1 по 17 декабря было запланировано семь выездных международных конференций в разных городах России – Сочи, Белокурихе, Костроме, Якутске, Вологде, Уфе и Астрахани.
На мероприятиях собрались чиновники, бизнесмены, представители турфирм, специалисты в области транспорта и индустрии гостеприимства, разработчики туристических проектов и брендов. На заседаниях и круглых столах в ходе конференций обсуждались основные проблемы туристической отрасли и пути их решения.
Каждой конференции была присвоена отдельная тема. Так, в Сочи 1-2 декабря обсуждались вопросы безопасности в туризме, в Белокурихе 5-7 декабря – формирование турпродукта курортных территорий, в Костроме 8-9 декабря – развитие туризма в малых городах, в Якутске 9-11 декабря – перспективы сегмента событийного туризма, в Вологде 12-14 декабря – создание туристических брендов. В Уфе 15-16 декабря проходит конференция по вопросам социального туризма, в Астрахани 16-17 декабря обсуждаются вопросы развития туризма в Прикаспийском регионе.
На конференции в Сочи замглавы Ростуризма Евгений Писаревский заявил, что ведомство в настоящее время занимается разработкой доктрины безопасности «в целях увеличения объемов внешнего и внутреннего туризма». В документе будет определен ряд мер для поддержания имиджа России как благоприятной для путешествий страны, в том числе с помощью введения аудита для туроператоров, создания служб помощи иностранным туристам в России и россиянам, которые отдыхают за рубежом.
В Белокурихе (Алтайский край) представители российского турбизнеса и санаторно-курортной отрасли решили, что России необходима популяризация лечебно-оздоровительного туризма, поскольку россияне практически ничего не знают о курортах и возможностях лечения и оздоровления на них. Таким образом, решили эксперты, основной задачей является ликвидация информационного вакуума. Для этого планируется создать единый реестр санаторно-курортных учреждений, разработать систему, которая позволила бы потребителям по набору критериев найти необходимый курорт и вернуть в цепочку "клиент-санаторий" и "клиент-турфирма-санаторий" медиков, которые бы рекомендовали пациентам лечение на подходящем курорте.
В Якутске участники конференции пришли к выводу, что событийный туризм, который рассматривается сейчас в рамках культурно-познавательного сегмента, является одним из перспективных в России (в настоящее время его доля занимает 20% во внутреннем турпотоке). Таким образом, в рамках рекламно-имиджевой кампании российского турпродукта отдельная информационная поддержка будет оказываться продвижению крупных событийных мероприятий. Помимо этого, будет разработан реестр туристических событий, в каждом регионе планируется выпуск «событийных» календарей.
На конференции в Вологде речь шла о том, что российским регионам, в первую очередь, нужно правильное брендирование. Пока единственным примером удачного брендирования в России можно назвать Великий Устюг, где находится резиденция Деда Мороза. Посещаемость этого объекта возросла с 3 тыс. человек в начале его существования до 209 тыс. (в 2010 году), за 15 лет в проект было вложено 15 млрд. рублей. При этом эксперты сошлись во мнении, что правильный туристический бренд может помочь экономике города или региона в целом. Так, сейчас в Великом Устюге насчитывается уже более 2,5 тыс. мест размещения.
В Костроме эксперты выяснили, что особое внимание при реализации федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ с 2011 по 2018 гг» должно быть уделено малым городам, которым развитие туризма необходимо для восстановления экономики в целом. Было замечено, что целью ФЦП является создание инфраструктуры для прихода на рынок среднего и малого бизнеса. Стоит отметить, что малые города уже сегодня могут рассчитывать на финансирование из федерального бюджета, для этого им необходимо подготовить свои программы развития туризма на территории отдельно взятого региона.
В Уфе Ростуризм и правительство Башкортостана подписали соглашение о сотрудничестве в сфере туризма. На мероприятии были рассмотрены основные препятствия для развития социального туризма: пока этот сегмент развивается локально. Заметную активность в этой сфере проявляет Башкортостан, который является лидером по количеству социальных туристов. По словам президента республики Рустэма Хамитова, на реализацию программы социального туризма в Башкортостане в следующем году будет выделено 100 млн рублей, а число жителей, участвующих в этой программе, достигнет 30 тыс. человек.
В Астрахани Ростуризм заключил соглашения о взаимодействии в сфере туризма с Астраханской областью и Республикой Ингушетия. Участники конференции сошлись во мнении, что Прикаспийский регион является очень перспективным в туристической сфере, обладая огромным потенциалом для развития культурного, оздоровительного и активного туризма. Кроме того, как заявил губернатор Астраханской области Александр Жилкин, уже весной 2012 года может быть запущен морской круиз по Каспийскому морю между Россией и другими странами Прикаспийского региона.
В программу конференций также были включены межрегиональные совещания по реализации ФЦП по развитию внутреннего и въездного туризма в РФ. На одном из них были озвучены регионы, которые, как ожидается, войдут в ФЦП в 2012 году – это Бурятия, Тыва, Липецкая область, Краснодарский и Ставропольский края. Выяснилось, что одной из основных проблем для реализации ФЦП на данном этапе является отсутствие гарантий ответственности частных инвесторов, участвующих в программе.
Дарья Вениславичева
Опубликовано: 16.12.2011
Источник: Интерфакс-Туризм
По этой теме