«По хельсинкскому счету»: сотрудников гостиниц оценят непредвзято
Финско-российский проект «ВАЛО: вклад в развитие современной системы квалификаций» поможет четче оценивать квалификации гостиничного персонала и сделать популярным «обучение в течение всей жизни» (lifelong learning) – концепцию, с которой отечественные работники пока знакомы слабо. Северо-Западное региональное отделение Российского союза туриндустрии вошло в состав рабочей группы проекта.
Для современной российской индустрии гостеприимства вопрос качества – многосоставный и сложный. Что такое качество услуг и как оно должно соотноситься с классом отеля? Как и где готовить квалифицированных сотрудников? Каким образом оценивать навыки тех, у кого нет дипломов о профильном образовании? Часть ответов на эти вопросы решено искать в рамках межгосударственного проекта ВАЛО (от «Validation of Learning Outcomes in Russia» - «Оценка итогов обучения в России»). Торжественное открытие проекта и установочный круглый стол сектора «Гостиничное хозяйство» прошли 14-15 декабря в Санкт-Петербурге.
«Формирование Национальной системы квалификаций в России идет хорошими темпами, над этим работают и профильные министерства, и Российский союз промышленников и предпринимателей. Но размытые требования к работнику и отсутствие общих профессиональных стандартов во многих отраслях экономики ставят квалификацию только что выпущенных дипломированных специалистов под сомнение», - отмечает Галина Борисова, директор Северо-Западного агентства международных программ.
Есть и вторая, не менее важная сторона вопроса. В гостиничное дело зачастую приходят люди, не имеющие соответствующего диплома. За время своей трудовой деятельности они могли накопить огромный практический опыт – и, тем не менее, по документам никакой квалификации у них нет. В нашей стране единственный признанный тип обучения – формальный (ссуз, колледж, вуз и т.д.). Это способствует увеличению разрыва между потребностями экономики и возможностями системы образования.
Задача вновь представленного большого проекта, рассчитанного на период 2011-2014 - создать модель оценки и признания квалификаций, полученных как в результате обучения, так и в «полевых условиях». Проще говоря, добиться того, чтобы в любом возрасте человек, занимающийся определенным видом деятельности, мог пройти особый экзамен и получить формальный документ, свидетельствующий о его реальных знаниях и навыках в данной сфере. Документ этот будет признаваться как государством, так и профессиональным сообществом.
Миссия же ВАЛО как таковая ещё более обширна – поддерживать и содействовать «обучению в течение всей жизни» в российских экономике и системе образования.
В течение трех лет проект будет реализовываться в двух секторах – гостиничном и строительном. Координатор первого, муниципального объединения учреждений образования региона Эспоо (Финляндия), Мика Хейно отмечает, что отрасли выбраны не случайно. Они, по мнению экспертов, приоритетны для экономического развития Санкт-Петербурга и Ленобласти, а также финских предприятий, работающих в регионе. Роль финских партнеров в проекте чрезвычайно велика – ведь именно там накоплен большой опыт создания смешанных квалификационных систем.
В наблюдательный совет проекта войдут представительные государственные учреждения обеих стран: Национальное управление образования Финляндии, Комитеты по образованию, инвестициям и стратегическим проектам, строительства Санкт-Петербурга и Комитет общего и профессионального образования Ленобласти. Непосредственное руководство будут осуществлять AMKE International Oy и Северо-западное агентство международных программ, а осуществлять экспертные функции – две рабочих группы: от образовательных учреждений и от работодателей.
В секторе «Гостиничный сервис» в первую группу вошли такие значимые городские и областные игроки на рынке отраслевых гостиничных услуг, как Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, Петровский колледж, Санкт-Петербургский технический колледж, Колледж туризма и гостиничного сервиса Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции. Со стороны работодателей в проекте участвуют Северо-Западное региональное отделение РСТ, НП «Ассоциация малых гостиниц Санкт-Петербурга», АНО «Научно-технический центр стандартизации, метрологии и подтверждения соответствия (сертификации) – Тест-Санкт-Петербург», гостиницы «Cronwell Inn Стремянная», «Park Inn Пулковская», отели «Коринтия», «Введенский», «Ланселот», «Вера», бизнес-отель «Карелия», ЗАО «Туррис».
«Участие в проекте Российского союза туриндустрии – залог эффективных контактов между всеми его участниками, - уверена исполнительный директор Северо-Западного регионального отделения РСТ Татьяна Гаврилова. – Помимо непосредственного нашего интеллектуального вклада в виде экспертизы и подготовки методических материалов, мы намерены обеспечить широкое обсуждение проекта в профессиональном сообществе и средствах массовой информации, стимулировать максимально активную дискуссию в петербургской бизнес-среде».
В 2012 г. проект ВАЛО должен преодолеть шесть этапов. После посещения компаний сектора и интервью с персоналом исследователям предстоит описать стандартные трудовые функции сотрудников гостиниц. Затем эксперты определят знания. умения и навыки, которые на самом деле необходимы для выполнения того или иного вида деятельности, и разработают модель оценки и сертификации квалификаций. На третьем этапе полученные выводы будут обсуждаться с работодателями сектора, итогом чего должно стать подписание соответствующей декларации. Следующий шаг – выбор «подопытного» отеля, сотрудников которого будут оценивать по вновь разработанной системе. После этой оценки – демонстрационного экзамена – промежуточные результаты будут снова обсуждаться с работодателями, которые внесут свои предложения на следующий год.
По мнению Татьяны Гавриловой, появление проекта крайне актуально именно сейчас, когда в России начинается внедрение системы классификации и сертификации объектов туристской инфраструктуры, в том числе гостиничной индустрии: «Раньше вопрос качества был, скажем так, внутренним делом владельца отеля: хочу поток лояльных клиентов – буду работать над уровнем сервиса, не хочу – не буду. Подбор кадров, соответственно, был таким же волюнтаристским. Внедрение же системы, которую создаст ВАЛО, поможет отрасли определить, насколько человек квалифицирован, без привязки к его диплому или текущему месту работы. Выстроится четкая схема: учреждения образования понимают запросы отрасли; соискатель позиции знает класс и требования отеля-работодателя; отдел кадров отеля понимает, что может на самом деле предложить им соискатель; гость отеля, в конечном счете, имеет четкое представление того, на какой уровень сервиса он может рассчитывать. Все прозрачно, честно и эффективно. В такую систему могут встроиться и международные гостиничные сети, и мини-отели».
Финский опыт, поддержка государства, единое рабочее поле образовательных учреждений и представителей бизнеса, активное участие Северо-Западного регионального отделения РСТ в реализации проекта помогут ВАЛО стать значимым шагом к главной цели – постоянному повышению качества гостиничных услуг и большей удовлетворенности клиентов, полагает исполнительный директор организации.
Опубликовано: 27.12.2011
Источник: Пресс-служба СЗРО РСТ
По этой теме