АТОР признала неуместными новые поправки в закон о туризме
Принятие законопроекта, предусматривающего внесение множества поправок в закон о туристической деятельности, в том виде, о котором в последнее время писали СМИ, чревато крайне отрицательными последствиями для рынка и туристов, сообщила на пресс-конференции в РИА Новости исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе.
"Озвученный в СМИ законопроект является несовершенным и чреват крайне отрицательными последствиями для рынка и для туристов. Надо вернуться к рассмотрению вопроса о создании саморегулируемых организаций (СРО). Непонятна логика и мотивация законотворцев, это извращение идеи по защите прав потребителей", - сказала она.
Создание СРО, по ее мнению, позволяло бы, кроме защиты прав потребителей, исключать из реестра туроператоров недобросовестные компании. "В последнем варианте законопроекта речь идет только о компенсационном фонде, но как он будет формироваться и работать, не понятно. Кроме того, уведомительный характер открытия турагентств, который заложен в новом варианте законопроекта, является профанацией", - заявила Ломидзе.
Согласно поправкам, внесенным ко второму чтению в законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", для туроператоров в сфере выездного туризма с годовым оборотом от 500 миллионов до 1 миллиарда рублей минимальный размер финобеспечения составит 200 миллионов рублей, для туроператоров с оборотом свыше этой суммы - 200 миллионов рублей плюс 10% от средств свыше 1 миллиарда.
Также устанавливаются требования к уставному капиталу такого туроператора в зависимости от оборота. Так, с 1 января 2013 года до 1 января 2014 года для туроператоров с годовым оборотом не более 300 миллионов рублей он составит 2,5 миллиона рублей, для туроператоров с годовым оборотом от 300 миллионов до 1 миллиарда - 5 миллионов рублей, для туроператоров с годовым оборотом более 1 миллиарда - 7,5 миллиона рублей. С 1 января 2014 года - 10, 20 и 30 миллионов рублей соответственно.
По словам Ломидзе, привязка фингарантий к обороту - принцип правильный, "однако он получил странную форму - 15% от оборота, поскольку непонятно, как быть начинающему туроператору и как быть, если оборот не динамически растущий". Также, по ее мнению, непонятно, кто будет оценивать обороты туроператоров.
Ранее сообщалось, что второе чтение законопроекта, предусматривающего внесение множества поправок в закон о туристической деятельности, предварительно перенесено Госдумой на 10 апреля 2012 года.
По мнению Ломидзе, если к этой дате не будут внесены поправки о фингарантии, привязанной к обороту туроператоров, и возможности исключения недобросовестных турагентств на этапе регистрации, "лето может закончиться грустно". Именно приятие поправок в случае банкротств туроператоров должно обезопасить туристов, уверена она.
В свою очередь вице-президент Российского союза туроператоров (РСТ) Юрий Барзыкин не согласился с высказанной Ломидзе позицией, заметив, что обсуждение законопроекта в целом проходит в конструктивном духе и пока рано говорить о грядущих проблемах. "Поправки сейчас обсуждаются каждый день, и пока рано говорить о них как о случившемся факте. Если говорить о нашей позиции, то мы удовлетворены снятием поправок об обязанности турагентств работать с туроператорами по договорам "от имени и по поручению", и об увеличении минимального уставного капитала для туроператоров до 30 миллионов рублей. Также мы удовлетворены тем, что классификация отелей в РФ будет вводится поэтапно, что будет создан реестр турагентств и что для участников рынка будет создана возможность объединения в СРО", - сказал он.
По его словам, создание страхового фонда обязательных отчислений в размере 0,1% от реализованного турпродукта в целом должно позитивно сказаться на рынке. "Такая мера имеет положительный мировой опыт - только в Европе подобные государственные фонды существуют в 12 странах", - добавил эксперт.
"Отличие таких государственных фондов от компенсационных фондов, которые могут быть созданы при СРО, заключается в том, что государственный фонд имеет строгое целевое назначение, средства из него могут быть потрачены оперативно (для оплаты проживания в отелях и оплаты авиабилетов, в случае необходимости - вывоза туристов, пострадавших при форс-мажорных обстоятельствах), тогда как решения о трате компенсационного фонда принимается решением членов СРО, что может затянуться", - пояснил он, добавив, что затраты будут в 4-5 раз ниже, при этом не будет издержек на администрирование и другие несвойственные траты.
Вице-президент РСТ считает, что государственный характер фонда обеспечит 100% защиту туристов. "Такой фонд должен быть организован на принципах государственно-частного партнерства, в его наблюдательном совете должны присутствовать как представители бизнеса, так и заинтересованных министерств и ведомств - Минспорттуризма, Ростуризма, МЧС, МИД, страховых и авиакомпаний", - сказал Барзыкин.
По его словам, ставка взноса в такой страховой фонд в размере 0,1% от реализации турпродукта не является непосильной ношей для большинства туроператоров. "В натуральном выражении ставка в 0,1% от оборота для более чем 2 тысяч туроператоров составит 100 тысяч рублей в год. Разумеется, и это немалая сумма, но лучше платить деньги и быть спокойным за то, что твои клиенты будут без проблем обслужены за рубежом и вывезены на родину", - уверен он.
"Кроме того, остаются все прежние нормы финансового обеспечения: для тех, кто выходит впервые на рынок, и для тех, чей оборот составляет до 100 миллионов - для них остается норматив финансового обеспечения в 30 миллионов рублей", - резюмировал эксперт.
Опубликовано: 29.03.2012
Источник: РИА.Туризм
По этой теме