Брэнд Санкт-Петербурга ещё с советских времен включает в себя знаменитые «белые ночи», прогулки по набережным, посещение дворцов-музеев мирового значения. Северная столица всегда будет привлекать туристов своей богатейшей историей, впечатляющей архитектурой, многовековым культурным наследием. А постоянно актуализировать «вечные ценности» помогают масштабные городские события. В сознании туристов тематические праздники, фестивали и реконструкции вплетают нити прошлого в контекст современности. И этим летом в отношении событийного туризма Северной столице определенно есть чем похвастаться.
С 12 по 23 июля высокая оперная культура идет в массы – в окружении архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга проходит необычный оперный фестиваль «Опера – всем». Шедевры русской оперы от мастеров жанра – знаменитых отечественных композиторов Глинки, Римского-Корсакова, Рубинштейна, Чайковского – звучат не на сценах городских оперных театров, а под небом Петербурга: на Соборной площади Петропавловской крепости, на Елагином острове, во дворах Академической капеллы и Михайловского замка. Важно подчеркнуть: вход на все эти площадки – бесплатный как для туристов, так и для жителей города.
По мнению вице-губернатора Санкт-Петербурга Василия Кичеджи, открытость (во всех смыслах) фестиваля «Опера – всем» выполняет важную миссию – приближает элитарное искусство к людям, усиливает его воздействие на публику.
Директор Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии Татьяна Гаврилова побывала на открытии фестиваля – представлении оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя» в Петропавловской крепости и отметила, что событие достойно внимания туристов и горожан и действительно привлекло многих из них на Соборную площадь.
«Публики было огромное количество – наверное, более двух третей пространства площади было заполнено людьми. Несмотря на открытую площадку, звучание оркестра и исполнителей было более чем достойным. Уместным показался выбор пространства для постановки – колокольные звоны, звучащие в её финале, на сей раз рождались на колокольне собора. Тот самый случай, когда история, современность и творческий замысел гармонично слились воедино», - рассказала она.
По мнению Татьяны Гавриловой, единственное, что могло бы сделать постановку ещё лучше, - наличие перехода от «сценического» пространства к перспективе Петропавловского собора. В остальном же открытие фестиваля действительно удалось: даже те зрители и слушатели, которые оказались в тот вечер в крепости случайно, наверняка проникнулись чувством гордости за державу и её величественную историю.
19 июля в 19:00 в Парадном дворе Михайловского замка (Садовая, 2) прозвучит последняя опера великого русского композитора П.И. Чайковского «Иоланта» (музыкальный руководитель и дирижер Фабио Мастранжело, режиссер-постановщик Юлия Прохорова). Завершится же фестиваль 23 июля Гала-концертом в Михайловском театре. Билеты на него пока ещё можно приобрести в театральных кассах города.
Пока же на улицах Санкт-Петербурга звучат звуки классической музыки, в воздухе Ленинградской области стоит пороховой дым и раздаются армейские команды XIX в. Там 14 июля прошел фестиваль исторической реконструкции «Недаром помнит вся Россия…», посвященный 200-летнему юбилею победы нашей страны в Отечественной войне 1812 г.
Конечно, прежде всего победа над Наполеоном вызывает в памяти россиян как раз то самое, увековеченное Лермонтовым в своей знаменитой поэме Бородинское сражение. Однако в летописи той войны есть и другие «схватки боевые» - например, сражение у деревни Клястицы на Петербургском направлении, когда русским войскам удалось остановить корпус маршала Удино на пути к Северной столице. В тех событиях в качестве шефа одного из полков принял участие генерал-майор Дмитрий Лялин – владелец усадьбы Мерево (ныне деревня Лужского района Ленобласти), неподалеку от которой и прошла реконструкция «Клястицкой баталии».
Более 100 реконструкторов из различных военно-исторических клубов России, специализирующихся на эпохе наполеоновских войн, восстановили перед восхищенными зрителями ход боевых действий: три ожесточенных атаки «французов», закончившиеся переходом моста и захватом одной из «русских» пушек; контратаку русских войск и их попытку переправиться на берег, занятый неприятелем; подрыв моста «французами» и завершение боя. В финале полки выстроились перед публикой. Ведущий, который профессионально и к месту комментировал ход «сражения», рассказал о каждом подразделении отдельно.
Однако на этом праздник не закончился: солдаты воюющих «армий» переместились «кивер чистить весь избитый» в палаточный лагерь, где каждый желающий мог пообщаться с ними на исторические и армейские темы и сделать фото на память.
По некоторым оценкам, фестиваль посетили до 5 тыс. человек.
«Мероприятие было сделано профессионально и оказалось совсем не местечковым. Зрелищности немало способствовали наличие в составе войск артиллерии и кавалерии, удачное использование пиротехники, взлетевший на воздух в конце сражения мост, - отметила исполнительный директор СЗРО РСТ Татьяна Гаврилова. – Именно такое наглядное воспроизведение исторических событий позволяет понять, что наше прошлое – действительно героическое, и за него можно испытывать законную гордость. Это в полной мере смогли увидеть самостоятельно приехавшие на праздник питерцы, жители Луги, Мерево, окрестных сел и деревень. Жаль, что не так много турфирм привезли на фестиваль своих клиентов. Те, кто этого не сделал, упустили замечательную возможность показать им впечатляющее и красочное событие».
На первый взгляд, между классической музыкой и Отечественной войной 1812 г. не так много общего. Тем не менее, эти явления объединены общей эпохой – фактически «золотым веком» русской культуры, корни которой, безусловно, - в богатой, интересной, неоднозначной истории нашей страны. Этот «золотой век» расцветал в Петербурге и Москве – фактически, городах воплощенной истории. Развитие в Северной столице событийного туризма – перспективное и востребованное направление. Ведь фестивали и праздники, проходящие этим летом в Санкт-Петербурге, заставляют само время, запечатленное вокруг нас, звучать знакомо – и в то же время совершенно по-новому.
Опубликовано: 17.07.2012
Источник: Пресс-служба СЗРО РСТ
По этой теме