О своих финансовых проблемах в понедельник официально заявила сеть турагенств Global Club (официальное название ООО «Глобал-Трэвел Интернешнл»). В письме, которое турфирма разослала в минувшую пятницу агентствам, официально говорится, что компания не в состоянии выполнить свои обязательства по заявкам. Сеть турагентств Global Club была создана в 2010 году финансовым директором другого аналогичного проекта – компании «Глобал Трэвел», которая продолжает работать, и работала по франшизе. При этом агентства бронировали и оплачивали туры не напрямую туроператорам, а через расчетный центр «Глобал-Тревел Интернешнл», получая повышенную комиссию. Таким образом, компания фактически была посредником между турагентством и туроператором.
Одновременно «Глобал-Тревел Интернейшнл» позиционировала себя и как туроператор по Франции, имея фингарантии на 30 млн. рублей в страховой компании «Югория». Договор страхования вступил в силу 8 сентября. По словам сотрудников, компания работала более чем с сотней турагентств. Номинально, по договору, ее гендиректором считается Александр Носачев, который сейчас в командировке. Владельцем называют Бориса Максимова.
Скорее всего, как полагают эксперты, причина остановки деятельности компании – кассовый разрыв. По некоторым данным, компания задолжала банку-кредитору, «Русславбанку», порядка 10 млн. рублей, и после срыва очередного платежа банк заморозил счета сети. Как сообщает портал «БАНКО», руководство компании в понедельник было недоступно для связи, в офисе компании находились лишь два сотрудника, а также заместитель гендиректора Елена Чернышова, которые давали разъяснения турагентам и выдавали письма, подтверждающие невозможность исполнить свои обязательства и памятку о том, как пострадавшим взаимодействовать со страховой.
Как сообщила РИА «Новости» пиар-директор компании Anex Tour Евгения Федорова, в последнее время Global Club заметно сократила объемы и работала неактивно. «У нас на сегодня три заявки от этой сети, оплаченные на 50%. Сейчас пытаемся найти, какие агентства делали эти брони. Думаю, что и у других туроператоров заявок от Global Club будет не очень много», – рассказала она. В компании Tez Tour также сообщили о единичных неоплаченных заявках.
Как рассказали РИА.Туризм в одном из московских турагентств, благодаря таким сетям, как Global Club, агентства получают более высокие комиссии, чем в случае обращения к туроператору напрямую. «Туроператоры не хотят возиться с мелкими агентствами. Подписать контракт можно, но на первые две заявки ты либо не получишь комиссии, либо она будет минимальной. Приходится работать с центрами бронирования вроде Global Club, которые всегда предоставляют комиссию от 10% и даже выше», – рассказала собеседница.
По мнению генерального директора сети турагентств «Магазин горящих путевок» (МГП) Сергея Агафонова, Global Club и подобные ему компании нельзя называть сетями. «Это платежный агент, который аккумулирует заявки рынка. Здесь нет структуры и единой политики взаимодействия с партнерами. У нас, если носишь бренд МГП, должен все бронировать через единый расчетный центр. У агентств Global Club такой необходимости не было. Сегодня им выгодно через сеть забронировать – бронируют через сеть, завтра напрямую у туроператора – бронируют напрямую», – рассказал он.
Напомним, в сентябре 2011 года прекратил работу туроператор «Альфа Вояж», который также выступал как оптовый агент, через которого более мелкие агентства покупали туры у туроператоров. Тогда пострадало около 200 человек. В случаях подобных банкротств у туристов возникают проблемы с получением компенсации в страховой компании, так как страховая компания не обязана платить, если в договоре с клиентом указан другой туроператор.
Пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина отметила, что пока известно о единичных случаях пострадавших туристов. «Но потом наверняка возникнет эффект снежного кома. Как показывает опыт прошлых банкротств, например, «Ланты» или «ЧерриТур», турфирма не сразу может определить, сколько людей пострадает от ее ухода, и даже порой приуменьшает это число», – рассказала она. Кстати, РСТ еще в 2007 году предлагал ввести финансовые гарантии для турагентств, но эта мера так и не была реализована.