Компании, связанные с круизным туризмом, выбирают переговоры, а не «абордаж»
Застарелость многих проблем морского круизного туризма в Санкт-Петербурге происходит от неумения слышать друг друга. Участники рынка не сомневаются, что круизные лайнеры и тысячи туристов на них Петербургу очень нужны. Однако сесть за стол переговоров получается далеко не всегда. Своеобразной подготовкой к этому болезненному, но крайне необходимому процессу стало первое совместное заседание Комиссии по водному туризму Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии и Секции по морскому и речному туризму Морского совета при Правительстве Санкт-Петербурга, прошедшее в начале ноября на площадке гостиничного комплекса «Морской Вокзал».
«Я хочу и похвалить всех нас, и покритиковать, - открыла встречу ответственный секретарь Морского совета Татьяна Чекалова. – Похвалить, потому что мы наконец-то начинаем совместную работу, и это более чем логично: у Комиссии и Секции много общих членов, да и задачи перед нами стоят практически одинаковые. Покритиковать, потому что работать сообща нужно было начинать ещё раньше».
Актуальные проблемы морского круизного туризма осветила генеральный директор туроператорской компании «Арктур Трэвел» Елена Мальченок. В 2013 году на первое место среди них в связи с ремонтом Дворцового моста может выйти транспортная – коллапс, который бывает, если одновременно закрывается и движение по любому из двух оставшихся мостов, ведущих с острова, участники совещания лицезрели в тот же вечер.
Перспективное решение, выдвинутое турбизнесом – доставлять «круизников» от «Морского Фасада» в город водным путем, например, на теплоходах-«метеорах». Подобные попытки уже предпринимались, но как поставить такое движение на регулярную основу – вопрос для дальнейшей проработки.
Однако транспорт – это лишь средство, чтобы куда-то везти. Куда? Оказывается, круизные компании ощущают дефицит турпродуктов, особенно вечерних, которые нашли бы отклик у их клиентов. «В дорогие театры современный круизный турист пойти не может. А вот на, скажем, замечательное шоу Виктора Крамера «Цветные сны белой ночи» он бы и пошел – да вот тут площадка не соответствует уровню представления», - отметила Елена Мальченок. Выходом могли бы стать вечерние программы музеев – но не просто позднее закрытие, причем в «мертвый сезон», а подготовка специальных продуктов для организованных туристов.
Не обошлось и без обсуждения «проклятого круизного вопроса» - отношений между портом «Морской Фасад», уполномоченными операторами круизных компаний и иными турфирмами, обслуживающими круизных туристов в Санкт-Петербурге и заслужившими прозвище «пираты». Претензии уполномоченных компаний давно озвучены: это необоснованное, на их взгляд, повышение тарифов за въезд на территорию комплекса при отсутствии должных преференций. Правда, коммерческий директор «Морского фасада» Андрей Федоров парировал: администрация порта повышает тариф лишь на 7% - индексирует инфляцию, а к крупным операторам, по его словам, всегда относится с особым пониманием.
Тема так называемых «пиратов» - компаний, которые предлагают туристам «наземное» обслуживание в Санкт-Петербурге в обход уполномоченных круизной линией операторов, часто по более низкой цене – также была участникам совещания давно знакомой. «Круизные компании и операторы проводят огромную работу, чтобы продвинуть Санкт-Петербург, привезти в город туристов и, конечно же, соблюсти свои коммерческие интересы, - аргументирует глава «Арктур Трэвел». – Пираты пользуются плодами их трудов, но сами ни за что не борются. В какой-то момент владельцам теплоходов станет просто невыгодно, чтобы их корабли заходили в Северную столицу».
Впрочем, Елена Мальченок предлагает действовать конструктивно, а не запретительно: например, организовать схему движения на «Морском Фасаде» таким образом, чтобы автобусы уполномоченных компаний отъезжали первыми, а их туристы таким образом быстрее попадали в музеи или к другим городским достопримечательностям. Ещё одна положительная инициатива – обязать неуполномоченные компании посредством своих ресурсов также продвигать Санкт-Петербург на международных рынках, популяризировать круизный туризм.
«Парадокс в том, что уполномоченные и неуполномоченные компании прекрасно знают друг друга, иногда даже входят в одни и те же отраслевые общественные организации, но при этом уже несколько лет не могут или не хотят сесть за стол переговоров по существу», - отмечает директор Северо-Западного регионального отделения Российского союза туриндустрии Татьяна Гаврилова.
Однако с течением времени дискуссия все-таки переходит в новое качество, добавляет она: одни постепенно выходят из тени и хотят влиться в профессиональное сообщество, другие готовы выступать с обоснованными и в целом справедливыми требованиями.
Некоторые историки пиратства пишут, что, кроме «Веселого Роджера», корсары, флибустьеры и прочие «джентльмены удачи» использовали на флагах и другие изображения – скелет с кубком, сердца, скрещенные шпаги. Был ещё один символ – песочные часы (бренность бытия). Их наличие означало, что при абордаже пленных брать не будут. Итоги совместного заседания Комиссии по водному туризму СЗРО РСТ и профильной секции Морского совета позволяют заключить: игроки рынка все же готовы снять со своих знамен песочные часы и попытаться договориться.
Конечно, переговоры эти легкими и быстрыми не будут. Но есть все основания полагать, что обидное прозвище «пираты» через несколько лет будет благополучно забыто петербургскими участниками рынка морских круизов.
Опубликовано: 08.11.2012
Источник: Пресс-служба СЗРО РСТ
По этой теме