4 марта Комитет по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы провел пресс-конференцию «Туристы из Китая – на первом месте по прибытиям в Москву». Пресс-конференция прошла на борту яхты «Скарлет» Флотилии «Рэдиссон Ройал, Москва», которая в ходе пресс-конференции проплыла по одному из самых популярных среди иностранных туристов обзорных зимних маршрутов по Москве-реке.
На пресс-конференции ее участники – глава Москомтуризма С.П. Шпилько, замначальника Управления международного сотрудничества Федерального агентства по туризму В.В. Фомин, зампредседателя Совета НП "ОМИТ "Мир без границ" И.В. Введенский, Глава Национального туристического представительства Китая в Москве г-н Лю Цзяньмин и представитель Ассоциации гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров Е.Ю. Вытулева – обсудили успехи, проблемы и тенденции на российско-китайском туристическом направлении. Кроме того, на пресс-конференции были подведены итоги реализации безвизового соглашения между двумя странами, выявлены особенности приема гостей из Поднебесной в Москве, презентованы услуги и турпродукты, которые готова предложить столичная индустрия гостеприимства китайским туристам.
Сначала – немного о цифрах. Сегодня российская столица переживает настоящее китайское туристическое «вторжение»: каждый 15-й иностранец в городе приехал из КНР, а Китай вышел на чистое первое место по въезду в столицу из стран дальнего зарубежья. При этом темпы роста впечатляют: по данным Пограничной службы ФСБ России, за 2013 год из Китая в Москву прибыло 376, 5 тыс. человек, что больше на 40% по сравнению с 2012 годом. Для сравнения: в прошлом году рост турпотока из Китая составил 47%, в 2011 году – 35%.
Теперь – о причинах этого роста. В рамках реализации Соглашения о безвизовых групповых туристических поездках, подписанного 29 февраля 2000 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики, в Москве работают 32 туристические компании, в числе которых «Академсервис», «Ванд Интернэшнл Тур», «Интурист», «ТЕЗ ТУР», «Трансаэро Турс Центр», «Чайна Трэвел» и др.
«По нашим оценкам, около 118 тысяч гостей из КНР прибывают в столицу России по безвизовой программе, что составляет более 31% от общего числа туристов. Москва — туристический объект страны, который более всего привлекает именно безвизовых гостей», — сообщил председатель Москомтуризма Сергей Шпилько, отметив также, что «рост показывают и другие страны с безвизовым режимом: Турция - рост в прошлом году составил 15%, Израиль - 8%, Вьетнам - 34%, Индия - 23%. Что же касается китайских туристов, въехавших в РФ по безвизовому каналу, то их доля составляет 65–70%", - добавил С. Шпилько.
Среди ближайших к Китаю стран наблюдаются похожая тенденция: например, когда Япония ввела облегченный визовый режим для жителей Китая, число туристов достигло 1,4 млн. человек.
«Китай уже второй год подряд занимает вторую позицию по въезду иностранных туристов на территорию РФ, опережает его пока только Германия. Полагаю, что с учетом темпов роста, в ближайшие год-два Китай выйдет на первое место», - сказал замначальника управления международного сотрудничества Ростуризма Владимир Фомин. - За последние пять лет, с 2009 по 2013 год, въездной туризм из КНР в Россию вырос в 2,5 раза, с 130 тыс. до 243 тыс. человек».
В рамках прошедших в 2012-2013 гг. обменных российско-китайских туристических годов было проведено более 500 различных мероприятий, целью которых было раскрытие потенциала туристических возможностей России и Москвы для китайских туристов – это также способствует значительному увеличению турпотока из Китая в Россию. Как подчеркнул главаНационального туристического представительства Китая в Москве г-н Лю Цзяньмин, «многие китайские печатные и интернет-издания ориентированы на распространение информации о России и о Москве, и таких публикаций становится все больше».
Москомтуризм активно работает в направлении развития российско-китайских связей в индустрии гостеприимства. В октябре 2012 года Комитет по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы совместно с Комитетом по развитию туризма Пекина, организовал путешествие 50 российских семей в Пекин. А ровно через год, в октябре 2013-го, была организована ответная ознакомительная поездка в Москву 50-ти китайских семей – участников программы двустороннего обмена «Семейная дипломатия». Презентации туристических возможностей Москвы ежегодно проходят на крупнейших туристических выставках Азии – Beijing International Tourism Expo (BITE) и на международной туристской ярмарке (CITM). Также за 2012-2013 гг. Комитетом издано 12 путеводителей серии «Туристские маршруты Москвы» и 4 справочника на китайском языке, а информация для туристов на городском туристическом портале www.travel2moscow.com представлена на китайском языке. В столичной Ассоциации гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров, чья деятельность осуществляется при поддержке Москомтуризма, из более 1 тыс. специалистов, владеющих 20-ю иностранными языками, 80 работают с туристическими группами из КНР.
Немного о предпочтениях китайских туристов. В Москве их привлекают выставки, музейные экскурсии и посещение памятных мест, связанных с историей СССР, жизнью и деятельностью его вождей, а также событиями Великой Отечественной войны. В развлекательной части туристы из КНР предпочитают цирк и фольклорные представления. В Москве туристы из Поднебесной пользуются в основном национальными сервисами – ходят в рестораны, которыми владеют граждане Китая, приглашают гидов-китайцев, заказывают «китайский» транспорт и т.д.
Обозначены на пресс-конференции были и некоторые проблемы, решение которых могло бы увеличить рост турпотока из Китая. Так, по словам представителя Ассоциации гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров Е. Вытулевой, «в нашей профессии наблюдается отток профессионалов, хотя отрасли их требуется все больше и больше. Поэтому сейчас, учитывая рост потока туристов из Китая, особенно остро встал вопрос подготовки кадров. Наша Ассоциация совместно с Партнерством «Мир без границ» намерена решить эту задачу».
«В этом году мы планируем провести серию мероприятий, направленных на дальнейшее привлечение китайских туристов в Россию. При этом наша цель – расширить географию их поездок. И конечно, предложить нашим гостям дополнительный набор услуг и экскурсионных предложений», - рассказал заместитель Председателя «Мира без границ» И. Введенский.
Несмотря на высокие показатели роста туристкой привлекательности России и Москвы для китайских туристов, имидж нашей страны как туристического направления, особенно в верхнем сегменте спроса, пока ниже, чем у стран Европы или Америки, считающих китайское направление самым приоритетным. Например, 38% всех китайцев, выезжавших за рубеж в 2010 году, посетили Западную Европу, США – 13%. Германию за 2012 год посетили 757 тыс. гостей из Китая, у которых самыми популярными городами стали Мюнхен – 183 тыс., Франкфурт – 180 тыс. и Берлин – 152 тыс. ночевок.
Представители туристических компаний, принимающих в Москве туристов из Китая, отмечают, что подавляющее большинство выбирает экономичные туры с размещением в гостиницах не выше уровня «3 звезды», а самая типичная цена недельных турпакетов, включающих посещение Москвы и Санкт-Петербурга, равна $ 1,2 тыс. с авиаперелетом. При этом, по данным UNWTO, самый высокий показатель роста расходов за границей принадлежит именно Китаю – на 42% по сравнению с прошлым годом. Как подсчитала газета China Daily, в среднем турист из Китая тратит в заграничном путешествии 744 евро при средней стоимости поездки в 2 тыс. евро, причем более 70% из бюджета уходит на шопинг. По прогнозам Китайского института по изучению туризма, в этом году китайские путешественники потратят на поездки по миру 55 миллиардов долларов.
В ближайшие 20 лет прогнозируется увеличение доходов жителей Китая, что повлечёт за собой изменение потребительской модели, в частности возрастут расходы китайцев на отдых и путешествия. По прогнозам Всемирной торговой организации, к 2020 году число выезжающих за рубеж китайских граждан достигнет 150 миллионов человек, средний ежегодный рост до 2020 года составит 12,8%, а доля КНР на выездном туристском рынке мира может вырасти с 0,9% в 1995 году до 6,4% в 2020 году. Эти и другие цифры, как отметили участники пресс-конференции, заставляют с особым вниманием отнестись к туристическому потоку из Китая как к наиболее перспективному направлению въездного иностранного туризма в Москву и Россию. Как было подчеркнуто главой Москомтуризма С.Шпилько, с учетом чрезвычайно выгодного географического положения столицы России как транзитного пункта на пути из Китая в Европу, необходимо и дальше активно развивать индустрию гостеприимства, акцентируя внимание на специфику требований к путешествию гостей из КНР.
В Маастрихте представили коллекционную банкноту евро, посвященную Грузии, как родине вина
Самыми популярными местами отдыха россиян стали дача и садовый участок
Первый всероссийский фестиваль снежного человека пройдет в Удмуртии