Все-таки австрийцы – особенные. В них нет ни прямолинейной брутальности соседей с севера, ни шумной экспрессивности соседей с юга. Но от первых они взяли разумную организованность, а от вторых – естественную, не показную душевность. Еще больше полюбил я Австрию и ее людей после недавнего кулинарного шоу, посвященного культуре, традиционной кухне и дизайну этой альпийской страны.
Не только потому, что было это очень красиво: шоу проходило в интерьерном подмосковном шоу-руме российского представительства австрийской компании TEAM7, специализирующейся на производстве мебели из массива дерева, покрытого натуральными маслами с добавлением пчелиного воска. Находиться в подобных интерьерах было комфортно: глаз радовался.
И даже не только потому, что было вкусно: простые, часто незатейливо крестьянские секреты австрийской кулинарии открывал гостям молодой и талантливый бренд-шеф хаус-гриля «Фани Кабани» Марк Стаценко. Нам показали, как надо готовить два классических альпийских блюда: «Кезшпецле» (Kässpätzle) и «Кайзершмаррн», предложили продегустировать привезенные из Австрии прекрасные горные сыры и уникальные, как правило, не идущие на экспорт вина.
Было, что ценнее всего выше описанного, еще и очень душевно. Когда руководитель Австрийского туристического представительства в Москве Геральд Бём рассказывал об особенностях гастрономии своей страны, о множестве имеющихся в ней влияний – средиземноморском, славянском, германском и даже так называемом рустикальном, стилизованном под старину, он вспоминал о небольшом городке южнее Вены, где вырос, и о том, чем кормили его в родительском доме, у родни и друзей. Комментируя изящные манипуляции Марка Стаценко за плитой, Геральд подсказывал «варианты»: вот если сделать не так, а иначе, то будет уже совсем другой вкус, но это вкус другого австрийского региона. Ведь в каждом из регионов маленькой Австрии – свои кулинарные традиции. На левом берегу Дуная готовят венский шницель по одному рецепту, а на правом – уже совсем по иному. И подают к нему гарниры очень разные. Кто-то спросил, откуда у Геральда не просто хороший русский, но изысканный, литературный, который и не всякому-то носителю дается, и тот скромно ответил: в школе, где он учился, это был основной иностранный язык.
Своими профессиональными комментариями отвлекал собравшихся от желания поскорее все это съесть и Марк Стеценко. Объяснял, например, как правильно поджаривать лук и кедровые орешки – все это входило в состав первого из блюд. Мне вообще-то оно, это самое «Кезшпецле», чем-то напомнило общеславянские клецки, нарезанные, правда, не шариками, а узкими полосками. Эти кусочки теста, сваренные в бульоне, затем запекаются в духовке с заранее обжаренными луком и орешками. Простая вроде крестьянская еда – а вкусно очень! И сытно.
– Собираюсь на новый год в Австрию – подглядывать на кухнях, – улыбнулся Марк, приступая ко второму блюду.
А Геральд при этом пояснил, почему так вкусно пахнут доставленные им к этому дружескому застолью сыры:
– Они выдержанные. Самому старому – 2 года. У нас в Австрии есть даже такой отдельный туристический маршрут – сырная дорога, на которой множество сыроварен, ресторанов и просто киосков, торгующих местными сырами и сырным напитком, горячим, как молочный чай, но с кислинкой. Пьют его обычно большими кружками.
Знаете, как вообще-то переводится название второго из приготовленных на этом мастер-классе блюд – «Кайзершмаррн»? «Бред кайзера». Как-то в лесу, на охоте любимый всеми австрийцами император (кайзер) Франц Иосиф незапланированно проголодался. Свита – в растерянности. Чем кормить? Нашли наконец бабульку в избушке. Но и у той оказалось в наличии лишь самое элементарное: яйца, сахар, молоко, чернослив, изюм и абрикосовый джем. Получилась из всего этого некая вариация сладкого омлета. Кайзеру понравилось. Мне – тоже.
– В нашем случае, – подчеркивает Геральд Бём, – джем мною куплен не просто у австрийского фермера, а у моего троюродного дяди. Варит джем, впрочем, тетя, а дядя изготавливает вино и шнапс. Только ради того, чтобы все это попробовать (адресок подскажу), стоит съездить в Австрию. А можно, конечно, как Марк наметил, подглядеть производственный процесс. Кстати, если захотите в Австрии почувствовать себя ребенком, поспешите. 5 декабря всех австрийских детей посещает такой популярный персонаж – Крампус. Это веселый чертик, он говорит ребятам: вообще-то шалить не надо. Ведите себя хорошо – и вот вам в залог этого немного подарков, сладостей всяких. Дети проникаются. До следующего дня они точно очень послушные, примерные. А уже 6 декабря их посещает Святой Николай – и он, конечно, сластей приносит в избытке.
Что-то вдруг в детство захотелось.
В Маастрихте представили коллекционную банкноту евро, посвященную Грузии, как родине вина
Самыми популярными местами отдыха россиян стали дача и садовый участок
Первый всероссийский фестиваль снежного человека пройдет в Удмуртии