5 января на проходившем в Сочи совещании по развитию внутреннего туризма председатель правительства РФ Дмитрий Медведев объявил, что «внутренний туристический поток по итогам 2015 года может составить около 50 млн. человек».
Понятно, что премьеру эту цифру «преподнесли». Откуда она взялась? Как считали? Никаких данных Росстата за 2015 год еще нет, а те, что касаются внутреннего рынка, появятся вообще только к лету.
История учета внутренних российских турпотоков весьма загадочна. Мы решили проследить динамику этого показателя хотя бы за последние годы, но в концентрированном виде нужных цифр не нашли. Пришлось проштудировать множество публикаций в RATA-news и в других интернет-источниках за несколько лет. Углубились мы до 2008 года, с него и начнем.
2008 год – 30,3 млн. В мае 2009 года Ростуризм объявил, что внутренний турпоток в 2008 году составил 30 млн. 300 тыс. человек – без каких-либо методологических пояснений, которые всегда бывают у Росстата.
Пытаясь найти хоть какое-то объяснение этой цифре, мы посмотрели данные Росстата по численности граждан России, которые в том же году воспользовались услугами коллективных средств размещения (КСР) – гостиниц, пансионатов, хостелов, мотелей, кемпингов, баз отдыха, турбаз и пр. Во всяком случае, это официальные цифры, происхождение которых понятно, их вполне можно считать неким индикатором турпоездок по стране. Вот эта таблица.
Численность граждан РФ,
останавливавшихся в коллективных средствах размещения
(тыс., по данным Росстата)
Обратите внимание: цифра Ростуризма (30,3 млн.) и показатель Росстата по КСР (31,5 млн.) за 2008 год выглядят вполне сопоставимо. Но вот что странно: общий объем внутреннего турпотока «в исполнении» Ростуризма оказался меньше, чем количество граждан, которые размещались в КСР.
Кто-то скажет, что не все клиенты объектов размещения обязательно должны быть туристами. Вот как определяет это понятие закон «Об основах туристской деятельности»: «Турист – лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания» (глава I, ст. 1).
То есть, не турист только тот, кто приехал в какой-либо город работать и при этом живет в гостинице. Трудно предположить, что Ростуризм умудрился посчитать этих «нетуристов», тем более что и не его это задача. Зато, как ни крути, получается, что эти 30,3 млн. явно не учитывают тех, кто на курортах размещался не в гостиницах и не в санаториях, а в частном секторе или вовсе ночевал в палатах. А по закону – это тоже туристы.
2009 год – 32 млн. В 2009 году объем внутренних турпотоков составил уже 32 млн. человек. Интересно, что Минспорттуризма объявило об этом еще в октябре – по случаю заседания коллегии министерства. Правда, пока в качестве прогноза. К концу года выяснилось, что цифра оказалась на удивление точной и превратилась в официальную. Туроператоры тогда же не согласились с фактом роста, оценив падение внутренних турпотоков в 25%: страна переживала экономический кризис, спрос на турпоездки заметно упал. И – смотрим таблицу выше: количество размещенных в КСР в 2009 году снизилось на 21%, что вполне коррелируется с данными турбизнеса. Но цифра 32 млн., тем не менее, никуда не делась и даже на какое-то время превратилась в некий символ, о чем мы узнаем позже.
2010 год – 32 млн. В 2010 году Минспорттуризма переплюнуло самое себя, объявив итоги года аж в сентябре, на пресс-конференции по случаю Международного дня туризма. Тоже в виде прогноза и тоже, как потом оказалось, поразительно точного. Далее эти 32 млн. фигурировали в отчетах и докладах как официальный результат за 2010 год. При этом чиновники наверняка даже не заметили факта стагнации внутреннего турпотока, иначе чего бы им так торопиться с объявлением итогов. А между тем численность размещенных в КСР в 2010 году увеличилась на 9% и составила 27,2 млн. Теперь мы знаем, что это был самый большой рост за пять лет с 2010 по 2014. Разница между количеством внутренних туристов и теми, кто воспользоваться услугами КСР, составила 4,8 млн. Видимо, это как раз те, кто размещался в частном секторе или ночевали в палатках. Пояснений о том, каким образом их посчитали, то есть откуда взялась эта разница, мы нигде не нашли.
2011 год – 33,3 млн. Предварительные итоги 2011-го были вновь озвучены в октябре текущего года и опять по случаю – в рамках конференции «Современные инструменты брендирования российских территорий». Объявили 33,7 млн. внутренних туристов. И – редкий случай: в марте 2012-го цифра была слегка скорректирована и составила 33,3 млн. человек. В КСР в 2011 году останавливались 29,3 млн., разница – почти 4 млн. неизвестно как посчитанных человек.
2012 год – 35 млн. В 2012 году внутрироссийский турпоток составил 35 млн. человек – «примерно», как пояснил тогдашний руководитель Ростуризма. Численность россиян, воспользовавшихся услугами КСР, составила 31,8 млн. Откуда взялись 3,2 млн. «дополнительных» туристов – неизвестно.
2013 год – 32 млн. Дальше начались чудеса. В конце января 2014 руководство Ростуризма сообщило, что по результатам ушедшего года ожидается рост внутреннего турпотока на 6-8%, то есть абсолютная цифра должна была составить порядка 37 млн. человек: предыдущим официальным показателем, напомним, были 35 млн. Но спустя некоторое время в прессе вдруг замелькала итоговая цифра… 32 млн. туристов. Да и с показателями предыдущих лет пошла путаница. Вплоть до того, что в августе 2014, открывая в Пскове всероссийское совещание по реализации федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)», вице-премьер Ольга Голодец отметила: «Четыре года назад туристический поток в России составлял 25 млн. человек, в 2013 году эта цифра достигла 32 млн. внутренних туристов».
«Четыре года назад» – это получался 2010-й. Почему же 25 млн., если – читайте выше – по итогам того года официально фигурировала цифра 32 млн.? И откуда взялись 32 млн. по итогам 2013-го, если было объявлено о росте внутренних турпотоков по сравнению с 35 млн. в 2012 году, а о снижении нигде ничего не сообщалось?
И – самое интересное: из этих 32 млн. туристов в КСР останавливались… 32 млн. 522 человека. Большой «успех»: никакого частного сектора и палаток. Помните 2008 год?
Но, так или иначе, эти непобедимые 32 млн. остались в отчетах Ростуризма за 2013 год. И перешли по наследству новому руководству.
2014 год – 41,5 млн. В 2014 году, отталкиваясь от 32 млн., Ростуризм объявил, что внутренний турпоток в России по итогам 2014 года вырос на 30% и достиг отметки 41,5 млн. человек. Громкий успех. А мог бы быть еще громче – если бы куда-то не исчезли те самые первоначально ожидаемые 37 млн., то можно было бы выйти на показатель 48 млн.! Впрочем, в стране кризис, и, по всем опросам, первое, на чем экономят россияне, это путешествия. Доля размещавшихся в КСР выросла всего на 4% и составила 33,8 млн. человек. А еще 7,7 млн., если ориентироваться на цифру Ростуризма, видимо, не имели возможности платить за пансионаты и гостиницы, поэтому выбрали размещение в частном секторе.
Вопрос: а считают ли у нас тех, кто не размещается в КСР, и, если считают, то как?
Никак. Об этом сообщил нам источник в Росстате: ведомство сейчас вообще не учитывает россиян, выбирающих размещение в частном секторе. Не говоря уже о тех, кто ходит в походы или отправляется на рыбалку и живет в палатках. Может быть, у Ростуризма есть возможность собирать соответствующие данные в регионах? По этому поводу буквально на прошлой неделе высказалась руководитель департамента туризма и региональной политики Минкультуры Ольга Ярилова.
Выступая на заседании экспертного совета по внутреннему и въездному туризму Госдумы, она сообщила, что до 15 февраля министерство направит в Росстат предложения по совершенствованию системы подсчета туристов в российских регионах. По словам г-жи Яриловой, сегодня посчитать потоки в регионах невозможно, потому что все делают это по-разному: кто-то через сотовую связь, кто-то по гостиницам, кто-то по ночевкам. Необходимо найти такие показатели, которые могли бы быть спроецированы на всю страну. Создана рабочая группа по совершенствованию статистики региональных турпотоков, так как органы статистики и туристический сектор не могут договориться о том, как и что нужно считать, сказала Ольга Ярилова.
Итак, методики подсчета региональных турпотоков не существует, регионы дают цифры «кто в лес, кто по дрова». На федеральном уровне учитывается количество россиян, воспользовавшихся услугами коллективных средств размещения, в том числе численность детей, отдохнувших в детских оздоровительных учреждениях. Но это, как мы знаем, лишь часть объема внутреннего туризма.
И вот тут мы подошли к итогам за 2015 год.
2015 год – 50 млн. Возвращаемся к началу этого материала и напоминаем, что 5 января на проходившем в Сочи совещании по развитию внутреннего туризма председатель правительства РФ Дмитрий Медведев объявил, что «внутренний туристический поток по итогам 2015 года может составить около 50 млн. человек». Рост по сравнению с 2014 – более 20%. Откуда взялась эта цифра?
Свой метод подсчета на том же совещании предложил министр транспорта Максим Соколов. Цитата по стенограмме: «Мы практически не упали по перевозкам по отношению к предыдущему, 2014 году именно за счёт роста внутренних воздушных линий. Как Вы правильно сказали, почти на 15% этот рост был при падении примерно таком же международных перевозок по понятным причинам. И здесь впервые количество внутренних пассажиров преодолело 50-процентную планку по отношению к международным и стало более 50 млн. человек.
Если смотреть профиль клиента, авиапассажира, то примерно 30% – это путешествующие туристы, по разным, так сказать, дестинациям и причинам – и тематические, и курортные, и деловые. Поэтому можно сказать, что 17 млн. авиапассажиров – это та база, которая есть у туристической отрасли для оценки туристического потока.
Что касается железнодорожных перевозок, то, несмотря на то, что они (дальнего следования) тоже упали по международным направлениям и не только, здесь тоже порядка 90 млн. пассажиров (чуть больше) перевезено нашими железными дорогами, и треть из них – тоже, соответственно, туристы. Таким образом, действительно 50 млн. человек – это тот объём туристического потока внутреннего туризма, который есть у нас в стране».
Вот такой метод. Не очень понятно, каким образом транспортники определили, что треть авиа- и железнодорожных пассажиров – это именно туристы. К тому же они посчитали каждую поездку как «нового» человека. То есть исключили, что одни и те же люди могли в течение года, во-первых, несколько раз летать, а во-вторых, еще и ездить на поезде. И наоборот. Просто сложили треть от количества совершенных авиаперелетов (около 17 млн.) и треть переездов по железной дороге (30 млн.), для ровного счета прибавили 3 млн. – мелочь в масштабе страны. И получили красивую цифру 50 млн. туристов. Хотя на самом деле это поездки. И не факт, что именно туристические.
Кстати: а те, кто путешествует на своих автомобилях или на туристических автобусах, уже не туристы? Вот бы прибавить, будет цифра еще больше. Данных Росстата по размещению в КСР за 2015 год пока нет. «Дикари» вообще не учитываются. То есть посчитать реальное количество туристов в России невозможно.
Подведем итог нашего небольшого исследования.
Цифра, характеризующая внутренние турпотоки, весьма условна. Методика подсчета никогда не разъясняется. Например, при определении количества выездов за рубеж или въезда в Россию считают факт пересечения гражданином границы РФ. А как считают внутренних туристов?
Цифру никогда не объявляет Росстат, всегда – органы власти в сфере туризма. Нередко оглашение итогов работы по внутреннему туризму приурочено к какому-нибудь конкретному поводу – чтобы к месту и красиво. В общем, это цифра – какая надо цифра.
Она нигде не фиксируется, разве что в публикациях прессы. На сайте Ростуризма нет статистики по количеству россиян, путешествующих по стране, хотя есть данные по размещенным в КСР. В терминологии Росстата нет такого понятия, как внутренние турпотоки. Таблиц с названием вроде «Количество граждан России, совершивших поездки по стране с целью туризма…» тоже не существует.
Отсюда отсутствие логики и несоответствие очередного показателя предыдущему. Отсюда и неожиданные статистические «прыжки», не вяжущиеся с ситуацией на рынке. И все это вместе – источник очередных свершений, которые наверняка нас ждут по итогам нынешнего года.
В Маастрихте представили коллекционную банкноту евро, посвященную Грузии, как родине вина
Самыми популярными местами отдыха россиян стали дача и садовый участок
Первый всероссийский фестиваль снежного человека пройдет в Удмуртии