Экскурсионные туры в этом году показывают «устойчивый» спад на уровне 40%. По словам операторов, просели практически все направления. Многие игроки рассчитывают на традиционную для экскурсий осень, но и в этом случае их ожидания весьма сдержанны.
Как сказала директор российского отдела компании «Ванд» Ирина Астахова, снижение продаж в экскурсионном сегменте в целом составило 30-50%. «Как обычно, хорошо востребованы Питер, Казань и Калининград, а вот Карелию в этом году бронируют гораздо меньше. И по Золотому кольцу реже выезжают. Сейчас больше интереса видим к отдаленным регионам – Сибири, Дальнему Востоку, Алтаю, Уралу. Запрашивают как недельные туры, так и выезды на уикенды», – уточнила она. Золотое кольцо, по мнению г-жи Астаховой, тормозит из-за цены, тур на семью обходится довольно дорого, скидки на детей предлагают минимальные, всего 100-200 руб. с путевки.
Аналогичную оценку ситуации на рынке культурно-познавательного туризма дает и генеральный директор компании «Орфей» Михаил Романов – снижение 30-50% по сравнению с прошлым годом. Он пояснил, что минус 30% – это у принимающих операторов, а у отправляющих дела еще хуже – минус 50%. Все дело в том, что многие туристы бронируют туры напрямую у принимающих компаний. «Соловки в этом сезоне вышли на стопроцентную загрузку, но почти все забронировано напрямую, чего раньше даже представить было невозможно. И эта тенденция будет только усиливаться. Предполагается, что какая-то часть самостоятельных путешественников позже вернется в турфирмы. Но пока видим отток клиентов», – пояснил эксперт.
Те же цифры падения называют и в компании «Роза ветров». «Снижение порядка 40%. Спасают организованные группы – в прошлом году их было меньше, сейчас стабильно едут предприятия. Из Хабаровска приезжали школьники. Не все так плохо, но вот сборники здорово просели», – рассказала руководитель экскурсионного отдела Елена Чистякова.
Среди городов Золотого кольца востребованы Ярославль, Кострома, Суздаль и Владимир, их посещают отдельно или в комбинированных турах. Не теряют в популярности Санкт-Петербург, Москва и Казань. «Раньше много туров продавалось по Карелии, но теперь намного меньше спрашивают, в основном, из-за ежегодно дорожающей перевозки», – уточнила г-жа Чистякова. И добавила, что туры покупают по всей России, едут также на Урал, Камчатку и Байкал, то есть сократилось не количество направлений, а количество туристов.
Востребованность Байкала, Алтая и Камчатки также отметил генеральный директор компании «Дельфин» Сергей Ромашкин. «Но это несопоставимые объемы с тем же Питером, который остается популярнее других направлений, хотя и показал у нас спад на 34%. И белые ночи в Питере в этот раз не пошли из-за плохой погоды. На втором месте со снижением 29% следует Золотое кольцо», – сказал он. По статистике оператора, в Санкт-Петербурге туристы останавливаются в среднем на три-четыре ночи, в городах Золотого кольца – на две-три.
Генеральный директор компании «Рось-тур» Константин Андреев сообщил, что сборные однодневные туры по Москве и близлежащим городам потихоньку набираются, бронируют также поездки в Санкт-Петербург и тур Валаам – Кижи – Соловки. «Как правило, больше едут индивидуалы. Конечно, клиентов приходит меньше, чем в минувшем году», – заметил он.
В компании «Мультитур» говорили о незначительном снижении объемов экскурсионных туров. Впрочем, менеджер экскурсионного отдела Екатерина Мясникова подтвердила, что раньше люди находили средства на подобные поездки дважды в год, а теперь, пожалуй, обходятся одним выездом. «За счет этого и спад. Но главное, что влияет на выбор людей, это погода. Когда идет дождь – заказов нет, как выглядывает солнце – люди начинают бронировать. Сейчас экскурсионку берут неплохо», – заверила она. В спросе уикенды в городах Золотого кольца, туры на Байкал и Алтай. Все также популярна классика – Санкт-Петербург, Казань и Калининградская область.
«В этом году спасаемся только за счет корпоративного туризма, подросшего на 15% по сравнению с 2016 годом. Сейчас зарубежные выезды многим организациям недоступны, вот они и едут по России. Берут, в основном, Золотое кольцо. Остальная экскурсионка просела на 40%, сборники очень плохо загружаются», – рассказала генеральный директор принимающей компании «Плешанов-тур» из Ростова Великого Ольга Одинцова. Она подчеркнула, что, помимо москвичей и жителей Подмосковья, в этом году стали приезжать туристы из Ярославля, Александрова, Вологды, Иванова. «Конечно, мы очень рассчитываем на осень. Но заранее забронированных туров пока очень мало», – сказала она.
Елена Чистякова напомнила, что после великолепных новогодних праздников в экскурсионке начался застой, перешедший в провал: «Сложно даже предположить, как будет в этот раз. Иногда ситуацию вытягивают школьные группы, они довольно часто ездят. Возможно, в осенне-зимний период наберутся и сборные туры». Сергей Ромашкин предполагает, что небольшого роста в этом сегменте можно ожидать со следующего года.
В Маастрихте представили коллекционную банкноту евро, посвященную Грузии, как родине вина
Самыми популярными местами отдыха россиян стали дача и садовый участок
Первый всероссийский фестиваль снежного человека пройдет в Удмуртии