Будущее – за внутренним туризмом
Российский внутренний турпоток ежегодно увеличивается на 20-30%, соответственно, растет и привлекательность турбизнеса. Только в Самарской области за год открывается несколько десятков новых турфирм. О конкуренции на местном рынке, рентабельности и направлениях развития этого бизнеса рассказывает генеральный директор компании «СамараИнтур» Елена Сегал.
- Как Вы полагаете, есть ли на региональном рынке место для новых игроков?
- Места для новых игроков есть всегда. Одни компании открываются, другие закрываются. Из двух сотен работающих в регионе турфирм сравнительно крупных наберется не более пятнадцати. Чтобы стать заметным игроком на рынке, нужны большие финансовые вложения, при этом туристический бизнес вовсе не такой прибыльный, как, например, торговый, автомобильный или риэлторский. Поэтому столичные турфирмы пока не проявляют к регионам серьезного интереса: открывают небольшие агентства из двух-трех сотрудников, но денег в развитие не вкладывают. Хотя в будущем нас, несомненно, ожидает конкуренция со стороны и московских, и зарубежных операторов.
- На каких туристических направлениях сейчас конкурировать сложнее, на внутренних или международных?
- Думаю, на международных, поскольку пока это более прибыльный сектор. Хотя мы вкладываем средства преимущественно в развитие внутреннего туризма, формируем собственный турпродукт, увеличиваем штат сотрудников, занятых в этом секторе. Пока на внутреннем туризме зарабатываются копейки, причем с большой головной болью. Например, с нашими западными партнерами мы общаемся почти исключительно по электронной почте, оперативно и без проблем. А многие российские санатории не имеют даже факса, при этом у них постоянно меняется ситуация, перепродаваться могут даже забронированные номера.
- То есть получается, что вы работаете на перспективу?
- Большинство россиян отдыхают и будут отдыхать внутри страны. И, в принципе, на приеме туристов заработать можно больше. Если отправляешь группу за рубеж, твой заработок - максимум 10-15% комиссии. А, принимая у себя туристов, получаешь доходы с большого спектра дополнительных услуг. За этим направлением бизнеса будущее, хотя пока в России внутренний туризм развит очень слабо.
- Насколько, по Вашим оценкам, выросло количество желающих отдохнуть в России за прошлый год?
- В прошлом году в нашей компании был зафиксирован рост турпотока по внутренним направлениям как минимум на 50%. Наиболее динамично развивается санаторно-курортный сектор – как черноморские здравницы, так и самарские. Безусловно, эти клиенты и раньше где-то обслуживались, например, получали путевки через систему соцстраха. Сейчас социальные программы сокращаются, поэтому происходит перераспределение в пользу туроператоров. И вообще люди действительно стали путешествовать больше.
- Насколько привлекательна Самарская область для иностранных туристов?
- Зарубежных туристов у нас, по-прежнему, не очень много. К сожалению, Самарская область, как и прежде, во многих странах не рекомендована для туризма. Поволжский регион считается неблагоприятным с точки зрения экологии. И руководству области надо очень много работать, чтобы снять это «клеймо». Я считаю, что у Самарской области нет больших проблем с экологией по сравнению с другими регионами. По крайней мере, Волга намного чище, чем Рейн или Дунай.
И все-таки интерес к России очень велик. Запись иностранных туристов на экскурсии по Золотому кольцу, речные круизы ведется на годы вперед. Но привлекать гостей в наш город разбитых дорог и неработающих фонарей очень непросто. Хотя у нас тоже есть «золотые» места: заповедник «Самарская Лука», село Ширяево. Пожалуй, это самое живописное место в области. Раньше в Ширяеве была лишь небольшая пристань для «Омиков», мы поставили новый причал, который принимает четырехпалубные теплоходы. Теперь там можно устраивать «зеленую» стоянку для туристов с теплоходов. Кто-то идет в музей Ильи Репина, кто-то на Каменную чашу, на смотровую площадку, где экскурсоводы рассказывают легенды и были Жигулей, кто-то отдыхает на пляже. Чтобы «раскрутить» это место, мы устраиваем торжественные открытие и закрытие сезона, куда приглашаем партнеров, журналистов, проводим соревнования. На мой взгляд, бизнесмены делают все, что могут, чтобы привлекать больше туристов.
- А самарские туристические базы стремятся повышать качество сервиса?
- Те базы отдыха и санатории, которые не потеряли своих хозяев или уже приобрели новых, прикладывают усилия, чтобы предложить отдыхающим достойный сервис: реконструируют помещения, строят бассейны, спортивные площадки, кафе, рестораны на своей территории, расширяют спектр услуг. Мы постепенно приближаемся к европейским стандартам и по качеству обслуживания, и по ценам. Хотя, конечно, ситуация меняется не так быстро, как хотелось бы. Например, в прошлом году мы обслуживали шведскую круизную группу из 300 человек, которая сделала остановку в Самаре. Нам потребовалось восемь комфортабельных автобусов, а мы нашли в городе только пять. Остальные машины не соответствовали необходимым критериям.
- Какие зарубежные направления наиболее популярны у самарцев?
- Предпочтения наших земляков мало чем отличаются от общего выбора россиян. Многие, исходя из соотношения цена-качество, по-прежнему, предпочитают пассивный отдых в Турции.
Опубликовано: 16.04.2004
Источник: Самарское обозрение
По этой теме